Копия:
Дело № 2-5188/2019
31RS0016-01-2019-006872-24
Решение
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года г.Белгород
Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:
председательствующего судьи Ковригиной М.В.,
при секретаре Уваровой Ю.Е.,
с участием ответчика,
в отсутствие представителя истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Экспресс-Кредит» к Гаврилову Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по кредитному договору,
установил:
17.10.2013 года ОАО «Восточный экспресс банк»- кредитор и Гаврилов А.Ю.-заемщик заключили кредитный договор № по условиям которого заемщику предоставлен кредит в размере 269962 рублей сроком на 120 месяцев с 17.10.2013 года по 17.10.2023 года, а заемщик обязался возвратить сумму кредита и уплатить проценты за пользование суммой кредита в размере 24,4% годовых ежемесячными платежами 17 числа каждого месяца по 6030 рублей в соответствии с графиком погашения кредита. Заемщик обязался уплатить штраф за нарушение сроков очередного погашения кредитной задолженности-1% в течении 10 дней со дня просрочки.
В собственноручно подписанной анкете заявителя 17.10.2013 года Гаврилов А.Ю. дал согласие банку совершать частичную и полную уступку прав требований по кредитному договору третьему лицу, в том числе организации не имеющей лицензии на право осуществления банковской деятельности.
29 июня 2017 года ПАО «Восточный экспресс банк»- цедент и ООО «Экспресс-Кредит»-цессионарий заключили договор об уступке прав (требований) №, по условиям которого цедент передает, а цессионарий принимает права (требования) по кредитным обязательствам, вытекающим из договоров, заключенных цедентом с физическими лицами согласно Приложению №1, являющемуся неотъемлемой частью договора. Указанные права по кредитным обязательствам передаются в том виде, в котором они существуют на момент подписания Приложения №1 к договору. Цедент передает цессионарию перечень уступаемых прав (Приложение №1). Требования цедента к должнику, вытекающие из кредитных обязательств по кредитным договорам, переходят к цессионарию в полном объеме задолженности должников перед цедентом по кредитным договорам, существующем в момент перехода прав (требований), в том числе к цессионарию переходит право на начисленные, но не уплаченные на момент заключения договора проценты, сумму основного долга, комиссии, начисленные по состоянию на дату перехода прав требований, права, обеспечивающие исполнение обязательств, вытекающих из кредитных договоров, в соответствии с Приложением №1 к Договору. Цессионарию не передается право дальнейшего начисления процентов, срочных и повышенных процентов, штрафов (штрафных процентов, неустойки, пени и др.), предусмотренных кредитными договорами. Уступка права (требований) считается совершенной с момента подписания договора и Приложения №1 к нему. Сумма переданных прав 413893,66 рублей.
В Приложении №1 к договору об уступке прав (требований) № от 29.06.2017 года указан и кредитный договор, заключенный с ГавриловымА.Ю. №№ от 17.10.2013 года.
Определением мирового судьи судебного участка №7 Западного округа г.Белгорода от 24 сентября 2018 года отменен судебный приказ от 10 сентября 2018 года № по заявлению ООО «Экспресс-Кредит» к Гаврилову А.Ю. о взыскании задолженности по кредитному договору.
ООО «Экспресс-Кредит» обратилось в суд с иском к Гаврилову А.Ю., в котором просит взыскать задолженность по кредитному договору, образовавшуюся в период с 17.10.2013 года по 29.06.2017 года в размере: 1/5 образовавшейся на данный момент часть суммы задолженности в размере 52270,35 рублей ( из общей суммы требований по основному долгу в 261351,77 рублей)- сумма основного долга; 1/5 образовавшейся на данный момент часть суммы задолженности в размере 30508,38 рублей (из общей суммы требований по неуплаченным процентам в 152541,89 рублей)- сумму неуплаченных процентов, всего 82778,73 рублей, в возврат уплаченной государственной пошлины 2683,36 рублей, судебные расходы, связанные с рассмотрением искового заявления 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано на неисполнение должником взятых на себя обязательств по кредитному договору. На момент заключения договора цессии сумма основного долга должника составила 261351,77 рулей, сумма процентов за пользование кредитом 152541,89 рублей.
Истец просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, ставя под сомнение факт заключения договора уступки прав требований в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также указал на пропуск истцом срока исковой давности.
Исследовав доказательства, представленные в судебное заседание, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 1 ГК Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на свободе договора.
В силу положений ст. 420 ГК Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статьей 421 ГК Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
В соответствии со ст. 431 ГК Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Статьей 432 ГК Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что 17.10.2013 года ОАО «Восточный экспресс банк»- кредитор и Гаврилов А.Ю.-заемщик заключили кредитный договор №№, по условиям которого заемщику предоставлен кредит в размере 269962 рублей сроком на 120 месяцев с 17.10.2013 года по 17.10.2023 года, а заемщик обязался возвратить сумму кредита и уплатить проценты за пользование суммой кредита в размере 24,4% годовых ежемесячными платежами 17 числа каждого месяца по 6030 рублей в соответствии с графиком погашения кредита. Заемщик обязался уплатить штраф за нарушение сроков очередного погашения кредитной задолженности-1% в течении 10 дней со дня просрочки.
В собственноручно подписанной анкете заявителя 17.10.2013 года Гаврилов А.Ю. дал согласие банку совершать частичную и полную уступку прав требований по кредитному договору третьему лицу, в том числе организации, не имеющей лицензии на право осуществления банковской деятельности.
29 июня 2017 года ПАО «Восточный экспресс банк»- цедент и ООО «Экспресс-Кредит»-цессионарий заключили договор об уступке прав (требований) №, по условиям которого цедент передает, а цессионарий принимает права (требования) по кредитным обязательствам, вытекающим из договоров, заключенных цедентом с физическими лицами согласно Приложению №1, являющемуся неотъемлемой частью договора. Указанные права по кредитным обязательствам передаются в том виде, в котором они существуют на момент подписания Приложения №1 к договору. Цедент передает цессионарию перечень уступаемых прав (Приложение №1). Требования цедента к должнику, вытекающие из кредитных обязательств по кредитным договорам, переходят к цессионарию в полном объеме задолженности должников перед цедентом по кредитным договорам, существующем в момент перехода прав (требований), в том числе к цессионарию переходит право на начисленные, но не уплаченные на момент заключения договора проценты, сумму основного долга, комиссии, начисленные по состоянию на дату перехода прав требований, права, обеспечивающие исполнение обязательств, вытекающих из кредитных договоров, в соответствии с Приложением №1 к Договору. Цессионарию не передается право дальнейшего начисления процентов, срочных и повышенных процентов, штрафов (штрафных процентов, неустойки, пени и др.), предусмотренных кредитными договорами. Уступка права (требований) считается совершенной с момента подписания договора и Приложения №1 к нему. Сумма переданных прав 413893,66 рублей.
В Приложении №1 к договору об уступке прав (требований) № от 29.06.2017 года указан и кредитный договор, заключенный с ГавриловымА.Ю. №№ от 17.10.2013 года.
Частью 2 ст. 819 ГК РФ установлено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 главы 42 ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора.
Обязанность заемщика возвратить займодавцу полученную сумму займа и уплатить проценты в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа установлена ст. ст. 809, 810 ГК РФ.
В соответствии со ст. 811 ГК РФ если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
В соответствии со ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 384 ГК РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Статья 389 ГК РФ установлено, что уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
Соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 389-1 ГК Российской Федерации взаимные права и обязанности цедента и цессионария определяются ГК РФ и договором между ними, на основании которого производится уступка.
Требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, если законом или договором не предусмотрено иное.
Если иное не предусмотрено договором, цедент обязан передать цессионарию все полученное от должника в счет уступленного требования.
Из анализа приведенных положений ст.ст. 382 и 384 ГК Российской Федерации, поскольку уступка требования является способом перемены лица в обязательстве, то в случае передачи требования другому лицу первоначальный кредитор утрачивает возможность получения исполнения от должника. Существенным условием применительно к договору цессии является условие о предмете- уступаемом праве требования, вытекающем из гражданско-правового обязательства. Таким образом, уступаемое право требования должно быть в достаточной степени конкретизировано. Передаваемое право переходит в том виде, которое указано в договоре.
Таким образом, в результате уступки права первоначальный кредитор выбывает из обязательства, а новый кредитор заменяет его в том объеме права, который был определен в договоре цессии. Существенным условием договора уступки права требования является конкретное юридическое обязательство, в котором происходит замена стороны. При заключении договора стороны должны индивидуализировать это обязательство. Норма ст. 384 ГК Российской Федерации является диспозитивной и допускает возможность установления договором регулирования, отличного от определенного ею общего правила. Поэтому первоначальный кредитор, если предмет обязательства, из которого уступается право (требование), делим, вправе уступить новому кредитору принадлежащее ему право (требование) к должнику как полностью, так и в части.
Ссылки ответчика на положения Закона о защите прав потребителей несостоятельны, поскольку заключенным с ответчиком кредитным договором предусмотрено право банка уступить свои права требования по кредитному договору любому третьему лицу.
В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии со ст.201ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
В п.6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности даны разъяснения о том, что по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" даны разъяснения о том, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
О применении срока исковой давности заявлено ответчиком в судебном заседании.
Истец просит взыскать задолженность, образовавшуюся за период с 17.10.2013 года по 29.06.2017 года.
Иск подан 30 сентября 2019 года по истечении шести месяцев после отмены судебного приказа.
С учетом заявления ответчиком о пропуске срока исковой давности суд приходит к выводу о возможности удовлетворения иска в части и взыскании задолженности, образовавшейся в период с 19.09.2016 года по 17.07.2017 года включительно в размере платежей, подлежавших выплате кредитору согласно графика платежей в указанный период времени, поскольку иного расчета суду не представлено. Сумма указанной задолженности составляет 66330 рублей, из которых сумма основного долга- 13169,80 рублей, проценты за пользование кредитом 53160,2 рублей.
Судебные расходы, связанные с обращением в суд с иском подлежат взысканию в разумных пределах в размере 1000 рублей в соответствии с положениями ст. ст. 88,94,98,100 ГПК РФ и подтвержденные копией агентского договора №04, заключенного 01 августа 2017 года между ООО«Экспресс-Кредит» и ИП Галатовым А.С., копией платежного поручения № от 23.05.2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ООО «Экспресс-Кредит» к Гаврилову Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по кредитному договору удовлетворить в части.
Взыскать с Гаврилова Алексея Юрьевича в пользу ООО «Экспресс-Кредит» задолженность по кредитному договору № № от 17.10.2013 года, заключенному между ПАО «Восточный экспресс банк» и Гавриловым Алексеем Юрьевичем, образовавшуюся за период с 19.09.2016 года по 17.07.2017 года включительно в размере 66330 рублей, из который сумма основного долга- 13169,80 рублей, проценты за пользование кредитом -53160,2 рублей, 2189,90 рублей- в возврат уплаченной государственной пошлины, 1000 рублей-судебные расходы.
В удовлетворении остальной части исковых требований ООО «Экспресс-Кредит» к Гаврилову Алексею Юрьевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.