Решение по делу № 2-307/2013 ~ М-181/2013 от 27.02.2013

К делу №2-307/13.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2013 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Волковой Н.В.,

при секретаре - Тхагапсовой Б.М.,

с участием помощника прокурора – Тлехуч З.А.,

с участием представителя администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности - Толстых Е.П., директора МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа – Удоденко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа о возложении обязанности по постановке на государственный учет земельного участка, находящегося в оперативном управлении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа о возложении обязанности по постановке на государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении. В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями Майкопского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований.

В ходе проверки установлены факты не соблюдения МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа лицензионных требований и условий, в частности, ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании»; подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174; ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Так, в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Требование закона о необходимости соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих при осуществлении образовательной деятельности.

Несоблюдение МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию конституционного права обучающихся (воспитанников) на образование. Это противоречит одному из основных направлений государственной политики Российской Федерации, может нанести ущерб безопасности государства, поскольку отношения в области образования находятся под особой государственной защитой в сфере особых интересов Российской Федерации.

Согласно Уставу, МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Учредителем МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа является администрация МО «Майкопский район».

Администрацией МО «Майкопский район» - учредителем, переданы МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа в оперативное управление здания, строения и сооружения, расположенные по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222.

Также у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа на праве оперативного управления по вышеуказанному адресу находится земельный участок.

Вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства об образовании, о лицензировании образовательной деятельности, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа не осуществило оформление прав на объекты недвижимости – землю, здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении.

Уставом МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа осуществляется учредителем - администрацией МО "Майкопский район".

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, исходя из требований вышеуказанного законодательства, обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на праве оперативного управления, возложена на МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и администрацию МО "Майкопский район", являющуюся его учредителем.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222, осуществить государственный учет земельного участка, зданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа на указанные цели обязать администрацию МО "Майкопский район" выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка, заданий, строений и сооружений, находящихся в оперативном управлении у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.

В судебном заседании помощник прокурора – Тлехуч З.А. уточнил исковые требования и просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222, осуществить государственный учет земельного участка, находящегося в оперативном управлении. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа на указанные цели обязать администрацию МО "Майкопский район" выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка, находящегося в оперативном управлении у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Пояснил, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями Майкопского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований. В ходе проверки были установлены факты не соблюдения МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа лицензионных требований и условий, в частности, ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании»; подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174; ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Исходя из требований вышеуказанного законодательства обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, возложена на МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа и его учредителя - администрацию МО «Майкопский район». 05.03.2013 года МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа зарегистрировало за собой право оперативного управления на здание вечерней школы, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222. Однако МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа до настоящего времени не осуществило оформление прав на земельный участок, находящийся в оперативном управлении.

Представитель администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности - Толстых Е.П., не возражала против удовлетворения уточнённых исковых требований прокурора Майкопского района, полагая требования законными и обоснованными. Пояснила, что действительно на здание вечерней школы, находившееся у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа на праве оперативного управления, 05.03.2013 года зарегистрировано право оперативного управления за МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Земельный участок, переданный в оперативное управление МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, не состоит на государственном учете.

Директор МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа – Удоденко Л.В. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Майкопского района с учетом уточнения. Пояснила, что Комитетом имущественных отношений МО «Майкопский район» МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа были переданы в оперативное управление земля и здание. 05.03.2013 года МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа зарегистрировало за собой право оперативного управления на здание школы, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222. Право собственности на земельный участок, находящийся у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа на праве оперативного управления, не зарегистрировано в связи с отсутствием финансовых средств.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Подпунктом «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. № 174, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Как следует из Устава МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, вечерняя школа является юридическим лицом - муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация МО «Майкопский район».

Согласно Выписки из реестра муниципального имущества МО «Майкопский район» №489/1 от 23.09.2009 года, администрацией МО «Майкопский район» передано МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа в оперативное управление здание заочной школы, общей площадью 128,6 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.03.2013 года 01-АА №478871 на основании постановления главы муниципального образования «Майкопский район» №16 от 28.01.2013 года за МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа зарегистрировано право оперативного управления на здание вечерней школы, общей площадью 128,6 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222.

Однако, как следует из объяснения директора МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - Удоденко Л.В., данного прокурору 13.02.2013 года, МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа не зарегистрировало права на переданный школе в оперативное управление земельный участок в связи с отсутствием финансовых средств.

В Уставе МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа осуществляется учредителем - администрацией МО «Майкопский район».

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора об обеспечении мероприятий по государственному учету земельного участка, находящегося в оперативном управлении МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. С учетом характера правоотношений, администрация муниципального образования «Майкопский район» обязана при недостаточности средств у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа выделить их на проведение государственного учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, 222, осуществить государственный учет земельного участка, находящегося в оперативном управлении.

Обязать администрацию МО «Майкопский район» выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка, находящегося в оперативном управлении у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при недостаточности средств у МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его вынесения через Майкопский районный суд.

Судья Н.В. Волкова

2-307/2013 ~ М-181/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Майкопского района РА
Ответчики
админитрация МО "Майкопский район"
МБОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Суд
Майкопский районный суд
Судья
Волкова Наталья Владимировна
27.02.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2013[И] Передача материалов судье
28.02.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2013[И] Подготовка дела (собеседование)
13.03.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2013[И] Судебное заседание
20.03.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее