Дело № 2-3/7/2020 (2-3/114/2019)
43RS0025-03-2019-000176-29
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пгт. Суна Кировской области 30 декабря 2019 года
Нолинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Корзоватых И.Г.,
при секретаре Шибановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Сунского района Кировской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Сунского муниципального района Кировской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сунского района Кировской области Попов Н.А. в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Сунского муниципального района Кировской области о возложении обязанности обеспечить вход в здание администрации по адресу: <адрес> средствами беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокуратурой Сунского района проверки по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов, было установлено, что вход в здание администрации Сунского муниципального района Кировской области по указанному адресу не оборудован пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 утверждены СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, которые предназначаются для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий и должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения. Согласно п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Пунктом 5.1.1 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2 СНиП 35-01-2001).
Нежилое здание по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Сунского муниципального района Кировской области. Отсутствие беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание администрации района нарушает права неопределенного круга граждан.
На основании изложенного, с учетом уточнений просит обязать администрацию Сунского муниципального района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в здание администрации Сунского муниципального района Кировской области, расположенное по адресу <адрес> путем приведения одного из входов в указанное здание в соответствии с требованиями «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В судебном заседании уточненные исковые требования заместитель прокурора Сунского района Кировской области ФИО4 поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Сунского муниципального района Кировской области по доверенности ФИО5 исковые требования признал, суду пояснил, что в здание администрации муниципального района Кировской области имеется несколько входов, один из которых со стороны дворового фасада. Данный вход распложен на уровне земли, с которого инвалиды могут попасть в здание администрации. В настоящее время нижняя часть коробки данной входной двери имеет перепад высот, который возможно устранить с помощью наливного пола, либо настила, что значительно дешевле, чем устанавливать пандус в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 на центральном входе и производить реконструкцию всей центральной группы. Вход инвалидов с дворовой территории согласован с обществом инвалидов Сунского района Кировской области. В срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить данный вход в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 возможно. Кроме этого перед центральным входом имеется кнопка вызова для инвалидов, которым при необходимости будет оказана помощь для доступа в здание.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр утверждены "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее – СП 59.13330.2016).
Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Из дела следует, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Сунского муниципального района Кировской области (л,д. 9).
В здании администрации Сунского муниципального района Кировской области по адресу: пгт. <адрес> размещаются объекты социальной инфраструктуры.
Согласно п. 42 Устава Сунского муниципального района Кировской области с учетом изменений, органы местного самоуправления района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (л.д. 11-31).
Прокуратурой Сунского района Кировской области проводилась проверка Сунского муниципального района Кировской области, в результате которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, вынесено представление в части организации беспрепятственного доступа к объекту маломобильными группами населения с оборудованием его кнопкой вызова персонала, а также установкой пандуса и поручней в соответствии с установленными нормами (л.д. 4-6).
В соответствии с информацией об устранении нарушений ответчик частично исполнил представление: оборудована кнопка вызова сотрудника администрации при входе в здание для людей с ограниченными возможностями, не установлен пандус и поручни в связи с отсутствием в бюджете района денежных средств на эти цели (л.д. 7).
Согласно акту осмотра объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, здание администрации Сунского муниципального района Кировской области, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано пандусом в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Возможность оборудования пандусом имеется (л.д. 8).
В соответствии с техническим паспортом на здание Сунского муниципального района Кировской области по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, первый этаж здания имеет насколько входов: центральный вход, а также входы с дворовой территории (л.д. 68-82)
Согласно схеме здания администрации Сунского муниципального района Кировской области по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, вход в здание для маломобильных групп населения с дворовой территории согласован с председателем <адрес>ной организацией инвалидов (л.д. 91).
Согласно пояснениям представителя ответчика ФИО5 в настоящее время нижняя часть коробки входной двери с дворовой территории администрации имеет перепад высот, который возможно устранить с помощью наливного пола, либо настила в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Сунского района Кировской области удовлетворить.
Обязать администрацию Сунского муниципального района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в здание администрации Сунского муниципального района Кировской области, расположенное по адресу: <адрес>, путем приведения одного из входов в указанное задание в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденными Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нолинский районный суд Кировской области.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.12.2019 года.
Судья И.Г. Корзоватых