Дело №2-848/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2014 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием заявителя Исаева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Исаева В.Н. к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании действий об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконными, возложении обязанности,
установил:
Исаев В.Н. обратился в суд с заявлением о признании действий Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми (далее- Департамент) в выдаче разрешения на строительство незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявления указал, что является собственником земельного участка по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В выдаче разрешения заявителю было отказано на основании п.7, 8 Постановления Правительства РФ от 17.02.2000 г. №135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов» на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся. С данным отказом Исаев В.Н. не согласен, поскольку в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка разрешенное использование указано «под строительство индивидуального жилого дома». Кадастровая выписка также не содержит сведения об отнесении земельного участка в состав земель, ограниченных в обороте. Государственный кадастр недвижимости не содержит сведения о запретном районе войсковой части № (л.д.3-4).
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, ранее представил возражения на заявление, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласен. Так, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и свобод граждан. Департамент, рассмотрев заявление Исаева В.Н. о выдаче разрешения на строительство объектов по <Адрес>, в письме от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что поскольку земельный участок расположен в запретном районе войсковой части, то для выдачи разрешения на строительство необходимо разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ. Считает, что отказ полностью основан на нормах действующего законодательства. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 г. №135 «Об утверждении положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов» утверждено положение об установлении запретных зон и запретных районов. Распоряжением Губернатора Пермской области от 21.11.2002 г. №1-дсп, во исполнение указанного Положения была утверждена граница запретного района войсковой части №, расположенной в границах муниципального образования г.Пермь. Таким образом, Департамент действовал в соответствии с требованиями закона (л.д.21-23).
Оценив доводы сторон, а также представленные суду доказательства, суд считает, что требования Исаева В.Н. к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с положениями ст.ст. 12 ГК РФ, 3 ГРК РФ, граждане вправе в порядке, установленном гражданским законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Исаев В.Н. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> по адресу: <Адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке по указанному выше адресу, приложив к нему необходимые документы (л.д.7).
В соответствии с письменным ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № последний отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <Адрес> в связи с тем, что земельный участок расположен в запретном районе войсковой части. Заявителю было разъяснено, что в соответствии с п.7, 8 Постановления Правительства РФ от 17.02.2000 г. №135 «Об утверждении положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов» необходимо представить разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ на строительство индивидуального жилого дома (л.д.5-6).
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом ч.1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4).
Случаи выдачи разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции оговорены в ч.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района (п.3 ч.6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В свою очередь, в соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (ч.9.1 ст. 51).
Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.9.2 ст.51).
В соответствии с ч.10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Согласно ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
(в ред. Федерального закона от 22.11.2010 N 305-ФЗ)
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При этом в силу ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Проанализировав изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что позиция заявителя основана на верном толковании норм материального права, поскольку полагает, что при возведении каких-либо строений на своем земельном участке он, прежде всего, должен руководствоваться его целевым назначением, в связи с чем, в этой части действуют специальные законы.
Вместе с тем, доводы Департамента являются необоснованными, поскольку судом установлено, заинтересованным лицом не оспаривается, что целевое использование земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - «земли населенных пунктов». Таким образом, требования заявителя полностью соответствуют целевому назначению земельного участка, находящегося у него в собственности.
При этом бесспорные доказательства невозможности ведения строительства в соответствии с заявленными Департаментом основаниями в деле отсутствуют, на момент рассмотрения дела суду такие доказательства Департаментом также не представлены.
Иные недостатки, указанные заинтересованным лицом в качестве дополнений к принятому решению об отказе в выдачи разрешения, суд считает несущественными и не влекущими отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома принимая во внимание, что сторонами обстоятельства предоставления всех необходимых документов в соответствии с установленным перечнем не оспариваются, а оценить полноту таких документов суду не представилось возможным ввиду не исполнения Департаментом требования суда о предоставлении всех материалов по обращению заявителя.
Учитывая изложенное выше, суд считает, что заявление Исаева В.Н. к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании действий об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконными следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.
Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение спорного вопроса находится в ведении соответствующего органа местного самоуправления (в данном случае – Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми) и не входит в компетенцию судебных органов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на Департамент обязанности принять решение о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку фактически заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; при этом, принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.
Вместе с тем, удовлетворение требований заявителя является основанием для возложения на Департамент обязанности повторно рассмотреть обращения Исаева В.Н. с учетом изложенной выше позиции суда.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в пользу Исаева В.Н. подлежат взысканию судебные расходы в сумме <данные изъяты>. в связи с уплатой последним государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, гл. 25 ГПК РФ, суд
решил:
Признать действия Департамента градостроительства и архитектуры г.Перми об отказе в выдаче Исаеву В.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <Адрес> незаконными.
В удовлетворении заявления к Департаменту градостроительства и архитектуры г.Перми о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <Адрес> Исаеву В.Н. – отказать.
Взыскать с Департамента градостроительства и архитектуры г.Перми в пользу Исаева В.Н. судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)
Копия верна. Судья: (Е.И. Гачегова)