Дело № 2-2781/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2016 г. г. Махачкала
Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием представителя истца Касимовой А.И., представителя ответчика в лице Главного управления МЧС РФ по РД Исмаилова И.Р., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотаева Р.З. к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца по доверенности Касимова А.И. в интересах Сотаева Р.З. обратилась в суд иском к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указала, что истец в настоящее время проходит службу в МЧС РД в должности прапорщика внутренней службы командира отделения пожарной части № 11 федерального государственного казенного учреждения «Отряда федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан, с 21.02.2002 г. на основании приказа УПГС МЧС России по РД от 22.02.2002 г. № 12 л/с. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 11 марта 2014г. составляет 14 лет 11 месяцев 20 дней. Заседанием комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России от 22.03.2010г. был принят на учет из числа сотрудников ФПС, как нуждающийся в служебном жилье с составом семьи 6 человек с 22.12.2011 года.
В установленном законом порядке он обратился письменно с рапортом в Северо - Кавказский филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» 11.09.2014г. о включении его в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с приложением комплекта документов.
Из ответа МЧС России ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Северо-кавказского филиала от 21.11.2014 г. за № Г-882-4-1-9следует, что у комиссии нет законных оснований признать его нуждающимся в жилом помещении и включении в состав участников Подпрограммы. Основанием отказа послужило, как следует из письма тот факт, что истец не состоял в очереди нуждающихся в получении жилых помещений до 01.03.2005 г., а также то, что он в Северо- Кавказском филиале ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на учете нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий не состоит.
С решением он не согласен, считает его незаконным, так как жильем никогда не обеспечивался, проживает в съемной <адрес> РД, представил полный пакет документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как подтверждается представленными истцом документами, в том числе и копией учетного дела он обратился с рапортом в Северо- Кавказский филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» с просьбой включить его в подпрограмму.
Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, согласно которому осуществление жилищного учета возложено на ФКУ «Управление государственной экспертизы, и жилищного обеспечения МЧС России», утвержден приказом МЧС России от 12 января 2012 года № 5,
Исходя из положений указанных нормативных актов, в августе 2014 года жилищная комиссия ГУ МЧС России по Северо-Кавказскому филиалу в пределах своей компетенции должна была рассмотреть обращение истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме, что и было сделано, рапорт Адильханова М.Б. рассмотрен по существу, а не направлен в Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России. Поскольку в настоящее время функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, возложены на ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Просит признать незаконным решение жилищной комиссии Северо - Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об отказе в постановке истца Сотаева Р.З. и членов его семьи: супруги Месерсултановой А.Ш. , дочерей: Сотавеой А.Р., 1997 г.р.; Сотаевой Л.Р., 2001 г.р.; Сотаевой Д.Р., 2001г.р.; сына Сотаева И.Р., 2005г.р. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения государственного жилищного сертификата. Признать его, Сотаева Р.З. и вышеуказанных членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и получении право на получение государственного жилищного сертификата. Возложить обязательство на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуации и ликвидации последствий во включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, для получения государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Касимова А.И. пояснила, что на момент рассмотрения дела Сотаев Р.З. на основании приказа № 95нс от 19.10.2015 года уволен в связи с достижением предельного возраста, она поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в лице Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан Исмаилов И.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что приказом МЧС России от 25.07.2011 г. N 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 01 октября 2011 г. функции по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей были возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Руководствуясь п. 6 данного приказа Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан с 1 декабря 2011 года учетные дела, состоящих на учете сотрудников и все делопроизводство (включая документацию) жилищной комиссии Главного управления, были переданы в Северо-Кавказский филиал Управления госэкспертизы (г. Пятигорск). Как следует из искового заявления истец заседанием комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных формирований МЧС России от 22.03.2010г. был принят на учет в служебном жилье с 22.12.2011г. В связи с этим обратился в Северо-Кавказский филиал Управления госэкспертизы с рапортом о постановке в очередь на получение Государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС), на что получил отказ, основанный на том, что Управление госэкспертизы осуществляет функцию по признанию сотрудников ФПС ГПС МЧС России нуждающихся в служебном жилье (жилье, предоставляемом на период трудовых отношений), а так же функции по сопровождению жилищных дел сотрудников, вставших в очередь на получение постоянного жилья до 01 марта 2005 года.
В соответствии с п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане подают, соответственно, в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявления об участии в Подпрограмме с приложением необходимых документов.
В соответствии с п.п. «а» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях.
Из искового заявления следует, что истец был принят в очередь на получение служебного жилья, которым обеспечиваются сотрудники только на период службы, а не на учете нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий в целях реализации права на получение государственного жилищного сертификата. Исходя из вышесказанного у комиссии Управления госэкспертизы не было законных оснований для обеспечения Сотаева Р.З. жильем в рамках Подпрограммы. Ранее, до 01.01.2005, Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (часть 2 ст.8) закреплялось право сотрудников ФПС МЧС России на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке.
Однако после внесенных изменений Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», часть 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» утратила силу с 01.01.2005.
То есть, сотрудники ФПС ГПС МЧС России утратили право на обеспечение постоянными жилыми помещениями в особом порядке.
В настоящее время, обеспечение сотрудников ФПС ГПС МЧС России постоянными жилыми помещениями осуществляется на общих основаниях согласно ст.49 п.3, ст.52 п.3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правом принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях обладают органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, если иное не предусмотрено законом, а для сотрудников ФПСГПС МЧС России иного законом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 г. осуществляется органом местного самоуправления.
Таким образом, только перед теми, кто состоял в очереди нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г., у органов исполнительной власти остались обязательства по обеспечению граждан постоянным жильем, а истец на учете нуждающихся в жилых помещениях и (или) улучшении жилищных условий, не состоял.
В соответствии с решением коллегии МЧС России от 16 января 2015 года № 1/1 ФКУ Госэкспертиза ликвидирована. Перед своей ликвидацией данным учреждением в адрес Главного управления МЧС России по Республике Дагестан письмом за № 26-4-4-2 от 22.01.2015 были направлены списки сотрудников, состоящих на учете в обеспечении служебным жильем и списки очередников на жилищное обеспечение в форме выделения государственного жилищного сертификата. Согласно указанным сведениям истец числится в списках очередников ни на получение служебного жилья.
На Главное управление МЧС России по Республике Дагестан с декабря 2013 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 и приказом МЧС России № 594 от 09.09.2013 возложены функции по предоставлению сотрудникам ФПС ГПС МЧС России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В очереди на получение указанных выплат истец не состоит, так как в комиссию Главного управления он с соответствующим заявлением должным образом не обращался.
Таким образом, законодательством РФ предусмотрена реализация Сотаевым Р.З. своих жилищных прав в форме получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, при условии наличия волеизъявления сотрудника и его соответствия требованиям вышеуказанных регламентирующих нормативных документов. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований истца Сотаева Р.З. отказать.
Выслушав мнение сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Сотрудники ГПС относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О пожарной безопасности" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825 в органах внутренних дел и государственной пожарной службе Российской Федерации осуществлялась реализация программы «Государственные жилищные сертификаты». Сотрудники ГПС, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 (десять) лет и более, не имеющие жилых помещений на территории РФ и за ее пределами, признанные нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также граждане, уволенные со службы, соответствующие перечисленным требованиям имеет право на получение жилищного сертификата.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Судом установлено, что истец Сотаев Р.З. проходил службу в МЧС России с 31.12.2008 года (приказ ГУ МЧС РФ по РД от 31.12.2008г. № 53-НС) по 19.10.2015г. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 11.03.2014 года составляет 14 лет 11 месяцев 20 дней. Приказом ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по РД МЧС РФ № 95-нс от 19.10.2015 года Сотаев Р.З. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «б» ч.1 ст. 58, то есть в связи с достижением предельного возраста.
Из исследованной в суде выписки из послужного списка истца Сотаева Р.З. усматривается, что он после службы в ВС проходил службу в ГПС МЧС РФ по РД с 21.02.2002 года по 19.10.2015 год.
Из материалов дела следует, что должности, на которых состоял Сотаев Р.З. финансировались из средств федерального бюджета.
Из исследованных в суде справок и документов, а именно справок филиала ФГУП «Ростехнинвентаризации федеральное БТИ» по РД, уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество также видно, что Сотаев Р.З. и члены его семьи не имеют собственного жилья. Данное обстоятельство также подтверждается договором найма жилого помещения, из которого следует, что гр. Сотаева М.З. и гр. Сотаев Р.З. заключили договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в котором проживает истец Сотаев Р.З. вместе со своей семьей, состоящей из пяти человек.
Истец Сотаев Р.З. обращался с рапортом на имя начальника ГУ «ЦУКС МЧС России по РД» 16.03.2010 года о включении его в списки очередников на получение жилья в связи с тем, что он и его семья жильем не обеспечены.
Согласно выписке из протокола заседаний жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД за №4-10 от 22.03.2010 года истец Сотаев Р.З. принят на учет на получение служебного жилья с составом семьи пять человек, датой постановки на учет является – 16.03.2010 года.
В подп. "а" п. 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с п. 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Истец Сотаев Р.З. обратился в Северо-Кавказский филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» 10.11.2014г. с заявлением о включении его в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» с приложением комплекта документов.
Из ответа Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 21.11.2014г. следует, что у комиссии нет законных оснований для того, чтобы признать Сотаева Р.З. нуждающимся в жилом помещении и включении в состав участников Подпрограммы, так как он был признан нуждающимся после 01.03.2005 года.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Кроме того, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма гражданина, подавшего заявление не по месту жительства, после 1 марта 2005 года необходимы основания, которые установлены соответствующими законами.
Вместе с тем, в связи с введением нового ЖК РФ, положения ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, предусматривающие предоставление жилого помещения сотрудникам в первоочередном порядке, утратили силу на основании ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Таким образом, сотрудникам ФПС, принятым на учет после 1 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, законодательными актами не установлено.
Как видно из материалов дела до 1 марта 2005 года Сотаев Р.З. с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий к ответчику не обращался. У истца имеется соответствующий стаж работы более 10 лет, которые финансировались за счет федерального бюджета, но несмотря на эти обстоятельства за ним не может быть признано право на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов, поскольку не соблюдено одно из необходимых условий - признание участника, в установленном порядке, нуждающимся в жилом помещении.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Сотаев Р.З. не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу об отсутствии у него права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список сотрудников МЧС на его выдачу.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сотаева Р.З. к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца до со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Федеральный суд Советского района г. Махачкала
Судья: Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате.