Дело №2-2390/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 08 » апреля 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Котышевского С.Ю.,
при секретаре Семеньковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Д.Н., А.Н.Н. к МО РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отдел № 5 в г. Калининграде, Территориальному управлению Росимущества в Калининградской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, –
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что < Дата > между А.Д.Н. и начальником отдела № 5 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» был заключен договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу г. Калининград, < адрес >. Желая приватизировать указанную квартиру, истец обратился в отдел № 5 в г. Калининграде ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» с соответствующим заявлением, на которое получил ответ о невозможности передать ему жилое помещение в собственность по причине отсутствия полномочий на заключение договоров приватизации с гражданами. Полагают, что их семья имеет право на приватизацию спорного жилого помещения в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с чем просят суд признать право собственности за ними в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: г. Калининград, < адрес > по 1/2 доли за каждым.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Представитель истцов – П.С.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании иск поддержал по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» К.Э.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена. Представила возражения относительно иска, в которых указала, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, так как оно не является собственником или владельцем квартиры по < адрес >, не наделено полномочиями на заключение договоров приватизации жилых помещений
Другие ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, о дате рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, ходатайств и возражений по заявленным требованиям в суд не представили.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения е собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст.ст. 6, 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Анализ приведенных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» свидетельствует о том, что гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения в государственном жилищном фонде, не может быть отказано в приобретении данных жилых помещений в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено, что истец А.Д.Н. является нанимателем < адрес > в г. Калининграде в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от < Дата >, заключенного с начальником отдела № 5 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании доверенности. Квартира предоставлена на состав семьи 3 человека – А.Д.Н., супруга А.Н.Н., сын А.Д.Д.
Согласно выписке из ЕГРП от < Дата > правообладателем (право оперативного управления) < адрес > в г. Калининграде является ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Согласно поквартирной карточке и лицевому счету в указанной квартире зарегистрирован А.Д.Н. Члены его семьи А.Н.Н. и А.Д.Д. проживают в указанной квартире без регистрации, они зарегистрированы по адресу: г. Калининград, < адрес >.
Таким образом, истцы законно занимают жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. Калининград, < адрес >, и имеют право на бесплатную передачу занимаемого жилого помещения в собственность.
В ответах МО РФ и ФГКУ «Специальное ТУИО» МО РФ истцам дано разъяснение об отсутствии у органов военного управления полномочий на заключение договоров приватизации и разъяснено право на получение жилого помещения в собственность в порядке гражданского судопроизводства.
Жилое помещение, расположенное в домах, составляющих государственный жилищный фонд, в том числе ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, подлежит приватизации на основании ст. 2 Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ. Спорное жилое помещение к категории жилья, приватизация которого исключена законом, не относится.
В соответствии со ст. 57, 58 ГК РФ, Приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизуется путем присоединения к нему федеральных учреждений КЭЧ районов и ОМИС. По решению уполномоченного государственного органа введена процедура реорганизации ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ путем присоединения ФГУ «Калининградской КЭЧ района» МО РФ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 в настоящее время в г. Калининграде не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации. КЭЧ района в настоящее время не уполномочена заключать договора приватизации жилых помещений на основании указания Департамента имущественных отношений МО РФ от 09.11.2010 года. Таким образом, отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого истцу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает последнего возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения в установленном данным Законом порядке.
При таких обстоятельствах истцы по объективным причинам не имеют возможности заключить договор приватизации занимаемого жилого помещения и приобрести его в свою собственность.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В том случае, если граждане по каким – либо причинам не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то соответственно нарушаются положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Истцы своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения ранее не воспользовались, что подтверждается справкой Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками, что спорное жилое помещение построено за счет средств Министерства Обороны РФ, относится к государственному жилищному фонду, и передано А.Д.Н. на условиях договора социального найма в соответствии со ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих».
С учетом изложенного суд полагает, что исковые требования о признании права собственности на жилое помещение по адресу: г. Калининград, < адрес >, в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым подлежат удовлетворению.
Одновременно суд считает, что ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» не является надлежащим ответчиком по делу, так как оно не является собственником, владельцем квартиры по < адрес > и не наделено полномочиями на заключение с истцами договора приватизации этой квартиры.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать за А.Д.Н., < Дата > года рождения, право собственности в порядке приватизации на 1/2 доли < адрес > в г. Калининграде.
Признать за А.Н.Н., < Дата > года рождения, право собственности в порядке приватизации на 1/2 доли < адрес > в г. Калининграде.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на < адрес > в г.Калининграде к А.Д.Н., А.Н.Н. и для прекращения в Едином государственном реестре прав внесенных ранее записей о регистрации прав собственности и оперативного управления на данный объект недвижимости.
В удовлетворении иска к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2015 года.
Судья