Дело № 2-915/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2014 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Заярной Т.О.
с участием прокурора Подолякина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к выполнению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о понуждении к выполнению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной 19 ноября 2014 года совместно с представителем ОГИБДД ОМВД России по Смидовичскому району проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а также об автомобильных дорогах и дорожной деятельности было установлено, что дороги общего пользования местного значения муниципального образования «Камышовское сельское поселение», имеющие асфальтобетонное покрытие, в том числе ул. Советская в с. Даниловка на всем ее протяжении (1,01 км.), ул. Советская в с. Камышовка на всем ее протяжении (0,49 км.), ул. Центральная в с. Камышовка на всем ее протяжении (1,2 км.), пер. Советский в с. Камышовка на всем его протяжении (0,31 км.) не очищены от снега, покрыты уплотненным снежным настом. На указанных дорогах имеется колейность, суженность проезжей части. Указанные автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Камышовское сельское поселение», утвержденный решением Собрания депутатов от 18.10.2013 № 19. Считает, что администрацией муниципального образования «Камышовское сельское поселение» в установленный срок должным образом не организовало выполнение работ по отчистке дорожного покрытия от снега на указанных участках. Просит обязать ответчика организовать проведение работ по очистке от снега автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Камышовское сельское поселение»: ул. Советская в с. Даниловка на всем ее протяжении (1,01 км.), ул. Советская в с. Камышовка на всем ее протяжении (0,49 км.), ул. Центральная в с. Камышовка на всем ее протяжении (1,2 км.), пер. Советский в с. Камышовка на всем его протяжении (0,31 км.). Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района Подолякин И.В. исковые требования уточнил. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Камышовское сельское поселение» организовать работы по очистке автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Камышовское сельское поселение» от имеющегося снега, выпавшего в течение ноября – декабря 2014 года. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» не явился, о дне, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без их участия, против исковых требований не возражают, о чем предоставили письменное заявление.
Выслушав пояснения помощника прокурора Подолякина И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 5 и 7статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1, 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Частью 4 ст. 6 вышеуказанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Частью 1, 3 ст. 24 вышеуказанного Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 21 названного выше Федерального закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии с п. 3, 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. На автобусных остановках должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне.
На основании пункта 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статья 13 названного Федерального закона закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р50597-93), введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, является обязательным и направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Согласно п. 6.1.1 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис, непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.
Предоставленный истцом в качестве доказательства в обоснование заявленных требований акт проверки от 19 ноября 2014 года, составленный с участием старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Смидовичскому району Рытеля А.А., содержит сведения о том, что 19 ноября 2014 года в 11 час. 30 мин. проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Камышовское сельское поселение». В результате осмотра установлено, что на автомобильных дорогах общего значения по ул. Советская в с. Даниловка на всем ее протяжении (1,01 км.), ул. Советская в с. Камышовка на всем ее протяжении (0,49 км.), ул. Центральная в с. Камышовка на всем ее протяжении (1,2 км.), пер. Советский в с. Камышовка на всем его протяжении (0,31 км.) имеется уплотненный снежный наст, наблюдается колейность, суженность проезжей части.
В соответствии с повторным актом осмотра (места, территорий, зданий, сооружений, документов) от 22 декабря 2014 года, составленный с участием старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Смидовичскому району Рытеля А.А., заместителя главы администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Романовой А.В., установлено, что автомобильные дороги общего значения по ул. Советская в с. Даниловка на всем ее протяжении (1,01 км.), ул. Советская в с. Камышовка на всем ее протяжении (0,49 км.), ул. Центральная в с. Камышовка на всем ее протяжении (1,2 км.), пер. Советский в с. Камышовка на всем его протяжении (0,31 км.) покрыты снежным накатом, местами отмечается колейность, местами дороги покрыты противоскользящими реагентами.
В судебном заседании из пояснения прокурора и материалов дела установлено, что вышеуказанные улицы до настоящего момента от снега не очищены.
Согласно требованиям, предусмотренным п. 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93, сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик составляют 4, 5, 6 часов после окончания снегопада.
П. 3.1.7. ГОСТа Р 50597-93, на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м, после очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Выявленные при проведении проверки нарушения, свидетельствуют о нарушении требований п.п. 3.1.6, 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечния безопасности дорожного движения», требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья, имущества населения.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности – уборке автомобильных дорог от снега может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан.
На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора Смидовичского района о возложении на администрацию муниципального образования «Камышовсоке сельское поселение» обязанности по очистке указанных улиц, отвечающие обязательным предписаниям по безопасности, установленным названным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к выполнению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Камышовское сельское поселение» организовать работы по очистке от снега автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Камышовское сельское поселение»: по ул. Советская в с. Даниловка на всем ее протяжении (1,01 км.), ул. Советская в с. Камышовка на всем ее протяжении (0,49 км.), ул. Центральная в с. Камышовка на всем ее протяжении (1,2 км.), пер. Советский в с. Камышовка на всем его протяжении (0,31 км.) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева