РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» июня 2016 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Пираевой Е.А.
при секретаре Вилковой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мусаевой Н.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» об оспаривании решения
установил:
Истец Мусаева Н.В. обратилась в суд с иском Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании незаконными действия по отказу на право предоставления регионального семейного капитала и устранении допущенных нарушений.
В обоснование своих требований истец Мусаева Н.В. указала, что является многодетной матерью детей: ФИО1, <дата обезличена>, ФИО2, <дата обезличена> и ФИО3, <дата обезличена>. <дата обезличена> истец обратилась с заявлением о распоряжении средствами регионального материнского капитала по ранее выданному ей гарантийному письму, однако письмом от <дата обезличена> истцу было отказано в получении регионального семейного капитала со ссылкой на изменения, внесенные в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области», т.к. семья заявителя не является многодетной, ребенок ФИО1, <дата обезличена> является пасынком по отношению к супругу Мусаеву Ш.М. оглы. С отказом истец не согласна.
Истец Мусаева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» ФИО4, действующая по доверенности с иском не согласилась, просила отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с часть1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 10.04.2012г. № 12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее – одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 названного Закона многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Астраханской области, дополнительно предоставляется, в том числе, при рождении третьего и последующих детей – региональный семейный капитал в размере 50 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 20.12.2012 г. № 574-П, документом, удостоверяющим статус многодетной семьи, является удостоверение многодетной семьи Астраханской области, выдаваемое государственным казенным учреждением Астраханской области – центром социальной поддержки населения муниципального района или района города Астрахани (далее – орган социальной поддержки населения) по месту жительства многодетной семьи в порядке, установленном министерством социального развития и труда Астраханской области.
Согласно пунктам 1.4, 2.1 и 2.3 Порядка предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 20.12.2012г. № 574-П (далее – Порядок), право на получение семейного капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, и реализуется в течение двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей.
Семейный капитал предоставляется на основании гарантийного письма, обращение за которым должно последовать не позднее двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Гарантийное письмо выдается государственными казенными учреждениями Астраханской области – центрами социальной поддержки населения муниципальных районов и районов города Астрахани (далее – орган социальной поддержки населения).
Из материалов дела следует, что Мусаева Н.В. состоит в браке с Мусаевым Ш.М. оглы и является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО1, <дата обезличена>, ФИО2, <дата обезличена>, ФИО3, <дата обезличена>, в связи с чем семье истца присвоен статус многодетной семьи и выдано соответствующее удостоверение.
После рождения третьего ребенка Мусаева Н.В. обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района» с заявлением о предоставлении гарантийного письма на региональный семейный капитал, представив необходимый пакет документов.
Рассмотрев представленные документы, ответчиком на основании распоряжения от <дата обезличена>. Мусаевой Н.В. выдано гарантийное письмо серии <№> от <дата обезличена> удостоверяющее право истца на получение семейного капитала в размере <данные изъяты>
<дата обезличена>. Мусаева Н.В. обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района» с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала.
<дата обезличена> ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района» сообщило Мусаевой об отказе в назначении государственной услуги в виде регионального семейного капитала, поскольку в соответствии с Законом Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.
Законом Астраханской области от <дата обезличена>. <№>, вступившим в силу <дата обезличена>., в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» внесены изменения, в соответствии с которыми в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.
Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что право на получение регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области возникло у истца на момент рождения третьего ребенка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи Астраханской области, утвержденного Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от <дата обезличена>. <№>, удостоверение многодетной семьи Астраханской области является документом, подтверждающим статус семьи.
Право на получение удостоверения имеют многодетные семьи, установленные статьей 1 Закона Астраханской области от <дата обезличена>. <№>-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области».
Удостоверение многодетной семьи выдано Мусаевой Н.В. ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района» и подтверждает статус семьи Мусаевой Н.В. как многодетной, а также право на получение мер социальной поддержки, в том числе, предусмотренных законодательством Астраханской области.
При этом, на момент рождения в семье Мусаевой третьего ребенка право заявителя на получение средств регионального семейного капитала было предусмотрено региональным законодательством, органы социальной защиты Астраханской области не оспаривали статус семьи Мусаевой как многодетной при выдаче ей гарантийного письма.
Таким образом, у Мусаевой имеются основания для распоряжения средствами семейного капитала, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Применение к спорным правоотношениям внесенных дополнений в часть 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10.04.2012г. № 12/2012-03 Закона Астраханской области от 10.02.2014г. № 5/2014 –ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» нарушает право Мусаевой, гарантированное статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку распространение действия нового закона на ранее возникшие отношения ставит в зависимость от специального указания на это в новом законе, что противоречит положению об обратной силе закона, предусмотренному Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, гражданин не может быть лишен реализации ранее возникшего права только при наличии условий, которые отсутствовали на момент возникновения такого права.
Кроме того, Порядком предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области (пункты 1.4, 2.1 и 2.3) предусмотрено право на реализацию средств семейного капитала со дня рождения третьего ребенка в течение трех лет, но не ранее чем по истечении двух лет со дня его рождения.
С заявлением о распоряжении средствами семейного капитала Мусаева обратилась к ответчику соответствии с вышеуказанным Порядком по достижении ребенком возраста двух лет, в связи с чем доводы ответчика об обращении истицы в период действия Закона, изменившего условия признания семьи многодетной и препятствующего реализации его прав на получение семейного капитала, не является основанием для отказа в назначении соответствующей государственной услуги.
В соответствии с законом субъекта о социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области и порядком предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям рассмотрение заявления о распоряжении средствами регионального семейного капитала представляет собой определенную процедуру, при проведении которой требуется проверка достоверности представленных заявителем сведений.
При рассмотрении дела представителем ответчика было указано, что основанием для отказа истцу в назначении государственной услуги в виде предоставления регионального семейного капитала явилось отсутствие у нее данного права, так как семья Мусаевой, по смыслу Закона Астраханской области от <дата обезличена> <№> не относится к многодетной.
Предоставление истцом неполного пакета документов либо недостоверных сведений не являлось основанием для принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении обозначенной выше государственной социальной услуги.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» по отказу Мусаевой Н.В. в праве на предоставление регионального семейного капитала.
Обязать Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» устранить в полном объеме, допущенное в отношении Мусаевой Н.В. нарушение по предоставлению регионального семейного капитала.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Пираева
Решение в окончательной форме изготовлено <дата обезличена>.