Решение по делу № null от 21.10.2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2011 года                                                                               город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1675/11 по иску Полуниной Елены Алексеевны к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

у с т а н о в и л:

Полунина Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждению) в г. Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, обязании выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 24 июля 1994 года она родила ребенка – Попова Дмитрия, который умер, прожив несколько часов, государственная регистрации рождения ребенка состоялась в порядке, установленном Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния, утвержденной Министром юстиции ССР 22 июля 1991 года, о чем выдана справка № 197, согласно которой составлена запись № 101 от 26.07.1994 года. 10 июня 2011 года у нее родился второй ребенок –дочь Полунина Софья Сергеевна.

12 июля 2011 года она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ города Тулы за получением государственного сертификата на материнский капитал путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов.

Однако решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 08 августа 2011 года № 714 ей необоснованно было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку вместо свидетельства о рождении ребенка, подтверждающего факт рождения, была представлена справка о рождении ребенка, а потому у нее отсутствует право на получение государственного сертификата.

С данным решением она не согласна, поскольку считает, что правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал были ею соблюдены. Действующее законодательство не указывает свидетельство о рождении для оформления сертификата на материнский (семейный) капитал в качестве единственного документа, подтверждающего рождение детей. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании изложенного, просит суд признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, обязать выдать государственный сертификат на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка.

В судебном заседании истица Полунина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала. В обоснование своих возражений сослалась на то, что в с соответствии с п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г № 873, заявление подается с предъявлением документов, в том числе, подтверждающих рождение детей.

Истица представила заявление о выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, однако свидетельство о рождении Попова Дмитрия представлено не было. Кроме того, считает, что главной целью ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ является не стимулирование демографического роста, оказание материальной поддержки семей, имеющих детей. Дополнительные меры государственной поддержки предназначены для поддержки, воспитания, развития, материальной помощи уже сложившейся семьей, а не стимулирования рождаемости, тогда как из материалов дела следует, что Полунина Е.А. имеет одного ребенка, то обстоятельство, что первый ребенок умер на первой недели жизни, не порождает у истицы права на получение государственного сертификата, в связи с чем, Полуниной Е.А. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка отказано в виду отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Отдела ЗАГС по Пролетарскому району комитета ЗАГС администрации города Тулы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в отсутствие представителя Отдела ЗАГС.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, 12 июля 2011 года Полунина Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 10 июня 2011 года второго ребенка – Полуниной Софьи Сергеевны.

Первый ребенок истицы – Попов Дмитрий Станиславович, 24.07.1994 года рождения, умер в тот же день, прожив несколько часов, о чем истицей ответчику были представлена справка о рождении и свидетельство о смерти первого ребенка, выданные комитетом ЗАГС администрации города Тулы, а также свидетельство о рождении второго ребенка 1-БО № 790929 от 23.07.2011 г.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле от 08.08.2011 г. № 714 в выдаче Полуниной Е.А. государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка было отказано в связи с отсутствием у истицы такого права.

Давая оценку правомерности выводов ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Рос

сийской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Законом. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

    В силу положений ст. 3 ч. 1 п. 1 упомянутого Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, независимо от места жительства, в том числе, у женщин, родивших, усыновивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г. Частью 7 данной статьи также предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал мать ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке (статья 5 ФЗ № 256-ФЗ).

    Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, заявление о выдаче сертификата на материнский капитал подается с предъявлением документов, в частности: удостоверяющих личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству; подтверждающих рождение (усыновление) детей.

В соответствии с положениями ст. ст.20,29 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, то есть справка о рождении ребенка, родившегося мертвым/умершего на первой неделе жизни (форма N 26), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".

Между тем, Федеральным законом от 28.07.2010 г. N 241-ФЗ внесены изменения в абз. 3 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 15.11.97 года N 143-ФЗ, в соответствии с которыми родителям, дети которых умерли на первой неделе жизни, будет выдаваться свидетельство о рождении, а не справка, как было предусмотрено ранее.

Статья 47 Гражданского Кодекса РФ и ст. 3,6, глава второй упомянутого закона № 143-ФЗ определяют, что документом, подтверждающим факт рождения является свидетельство о рождении ребенка.

А поскольку Полуниной Е.А. свидетельство о рождении на первого ребенка представлено ее было, то ответчик правомерно отказал истице в выдаче на второго ребенка государственного сертификата на материнский капитал ввиду отсутствия такового права.

При этом, в силу ст. 20 пункта 2 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» родители, дети которых умерли на первой недели жизни с 20 ноября 1997 года, имеют право обратиться в органы записи гражданского состояния для получения свидетельства о рождении детей, тогда как у истицы ребенок о умер ранее указанной даты, т.е. - 24.07.1994 года, а выдача документов о рождении регулировалась Инструкцией от 22 июля 1991 года.

Учитывая положения вышеуказанного законодательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в связи со смертью первого ребенка, на момент рождения второго, у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ от 20.12.2006 года.

Из правового смысла положений указанного Закона, в том числе ст.ст, 1,3,4, п.п.1,2 ч.3 ст.7, ч.4 ст. 10, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с I января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого ребенка и второго рожденного. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, -это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

При этом, согласно преамбуле Федерального закона № 25-ФЗ, его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. То обстоятельство, что право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго и последующего ребенка, является подтверждением того факта, что предназначение данного закона является стимулирования соблюдения родителями обязанностей по воспитанию и образованию детей, а для этого первый или второй ребенок должен быть живым, а не умершим, тогда как из материалов дела видно, что Полунина Е.А. имеет одного ребенка, словосочетание, используемое в законе «имеющим детей» означает, что детей должно быть не менее двух в значении наличия детей на дату обращения за выдачей сертификата.

Таким образом, суд полагает, что целью указанного Закона является стимулирования рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющих детей, поскольку государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.

Из содержания приведенных выше положений ФЗ № 256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предос

тавляются женщине тог, когда у нее имеется (ею воспитываются) не менее двух рожденных ею детей, один из которых родился, начиная с 01 января 2007 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей Полуниной Е.А. требований, принимая во внимание, что женщина, родившая второго ребенка после 01 января 2007 года, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Данный вывод основывается на системном и буквальном толковании норм ФЗ Федерального Закона № 256-ФЗ.

Также судом учитывается, что в целях Федерального закона № 256-ФЗ свидетельство о рождении каждого ребенка являются необходимыми документом для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее регистр). Регистр должен содержать сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). Данные сведения вносятся в регистр на основании свидетельства о рождении.

Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года N 873 "О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал", с заявлением о выдаче сертификата предоставляются документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей и реквизиты свидетельства о рождении.

При изложенных обстоятельствах оснований для выдачи истице сертификата на получение материнского капитала в соответствии с ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Полуниной Елены Алексеевны к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен (в том числе частично)
Ответчики
Попов Дмитрий Станиславович
Суд
Советский районный суд г.Тулы (Тульская область)
Судья
Якушева Светлана Игоревна
Дело на сайте суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее