к делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара
ДД.ММ.ГГГГ
Советский районный в составе:
председательствующего Кантимир И.Н.
при секретаре Черкашиной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаева О. В. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о возложении обязанностей включить периоды работы в специальный педагогический стаж и досрочно назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Николаев О.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика включить в его общий страховой стаж период с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года; в специальный педагогический стаж период службы в Вооруженных силах СССР с 13 ноября 1985 года по 4 декабря 1987 года; периоды работы в должности «тренер - преподаватель» в учреждениях спортивной направленности для детей с 1 сентября 1983 года по 5 октября 1984 года, с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года, с 5 декабря 1987 года по 6 сентября 1992 года, с 1 сентября 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 2001 года по 31 октября 2011 года. Также просил обязать ответчика досрочно назначить ему страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения за её назначением с 26 февраля 2015 года.
Свои требования истец обосновал следующим. Стаж его педагогической деятельности в учреждениях для детей составляет более 25 лет. В него следует включать период службы в Советской армии по нормам законодательства периода приобретения пенсионных прав. В течение всей своей деятельности он непосредственно работал с детьми с соблюдением всех условий, предъявляемых законодательством к педагогической деятельности. 26 февраля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика ему отказано в этом назначении в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической работы. Выше перечисленные периоды работы не включены в его специальный педагогический стаж. Решение ответчика считает необоснованным, поскольку при его принятии не применен закон, подлежащий применению, и допущено неправильное истолкование закона.
В судебном заседании представитель истца – Кремер Д.А., исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что ответчик необоснованно, не применяя закон, подлежащий применению, и неправильно толкуя закон, не приняв во внимание представленные документы, отказал Николаеву О.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Между тем, период службы в вооруженных силах подлежит зачету в стаж педагогической деятельности Николаева О.В. по нормам законодательства, действовавшего в период такой службы. В периоды работы в Специализированной детско – юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) Николаев О.В. выполнял тренерско – преподавательскую работу непосредственно с детьми, то есть осуществлял педагогическую деятельность. Учреждение носило наименование, утвержденное нормативными актами периода приобретения пенсионных прав. В связи с включением в специальный стаж перечисленных периодов, такому включению подлежит и период работы в СДЮШОР после 01 января 2001 года, поскольку соблюдены все правовые условия для этого. По этой причине истцом соблюдены и иные условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Представитель ответчика – Шило Ю.В., требования истца не признала, представив суду письменные возражения относительно исковых требований. Пояснила, что истец не имеет необходимого 25-летнего специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии. На день обращения за ней такой стаж Николаева О.В. составил 11 лет 05 месяцев 10 дней. Период с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года не включен в общий страховой стаж Николаева О.В., поскольку в трудовой книжке запись об увольнении не заверена печатью. Периоды с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года, с 5 декабря 1987 года по 6 сентября 1992 года не включены в специальный педагогический стаж Николаева О.В., поскольку он работал в учреждении «Специализированная детско – юношеская школа олимпийского резерва» в то время, как действующим законодательством предоставлено право на досрочную пенсию работникам учреждений «Специализированная детско – юношеская спортивная школа олимпийского резерва». То есть, из наименования учреждения, в котором работал Николаев О.В., не усматривается его спортивная направленность. Период работы с 1 сентября 1997 года по 31 декабря 1997 года не включен в специальный стаж Николаева О.В. по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛСЗЛ) кода льготы. Период работы с 1 января 2001 года по 31 октября 2011 года не включен в специальный стаж Николаева О.В., поскольку при исключении всех предыдущих периодов не соблюдено нормативное условие о наличии на 1 января 2001 года стажа работы в учреждениях дополнительного образования детей продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев. Период с 1 сентября 1983 года по 5 октября 1984 года не может быть включен в специальный стаж Николаева О.В., поскольку документы о работе в его течение для оценки ответчику не представлялись.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Так, из копии трудовой книжки на имя Николаева О.В., принадлежность которой сторонами не оспаривается, усматривается факт его работы в период с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года. Из последующих записей в этой же книжке усматриваются факты его работы в иных образовательных учреждениях. Таким образом, суд находит не вызывающим сомнений факт увольнения Николаева О.В. 4 мая 1985 года. Довод ответчика об отсутствии заверяющей печати на записи об увольнении суд оценивает как формальный и надуманный. Суд не усматривает достаточных оснований для исключения этого периода работы из общего страхового стажа гражданина.
Период работы с 1 сентября 1983 года по 5 октября 1984 года в СДЮШОР № 1 гор. Душанбе Таджикской ССР в должности «тренер - преподаватель» на 0,5 ставки подтверждается справкой № 31 от 21 сентября 2015 года и выпиской из приказов № 34 от 21 сентября 2015 года, выданными СДЮШОР № 1 по гимнастике гор. Душанбе. Достоверность этих сведений и документов не оспаривается. Довод ответчика о том, что указанные документы для оценки ему не представлялись, суд не считает достаточным для отказа во включении этого периода работы в специальный педагогический стаж Николаева О.В. Из этих документов судом установлен факт такой педагогической деятельности в означенный период. Доказательств истребования ответчиком у Николаева О.В. каких – либо документов в подтверждение факта работы в этот период суду не представлено, в связи с чем довод истца о таком непредставлении судом отклоняется.
Периоды работы Николаева О.В. с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года и с 1 октября 1987 года по 6 сентября 1992 года в должности «тренер – преподаватель» в Специализированной детско – юношеской школе олимпийского резерва № 8 Таджикской ССР судом оцениваются как подлежащие включению в специальный педагогический стаж Николаева О.В.. Из Положения о детско–юношеской спортивной школе, утвержденного Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 3 октября 1977 года, протокол № 10, и Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта, утвержденного Приказом Госкомспорта СССР от 09.04.1987 года N 228, усматривается, что в означенные периоды нормативным являлось именно такое наименование одного из видов детского спортивного образовательного учреждения. Таким образом, Николаев О.В. осуществлял свою педагогическую деятельность в учреждении для детей спортивной направленности, имевшем строго нормативное наименование. Довод ответчика о том, что из представленных документов не усматривается спортивная направленность учреждения, судом отклоняется как необоснованный и надуманный. Ответчиком не представлено со ссылками на типологию детских спортивных образовательных учреждений, действовавшую в рассматриваемые периоды, доказательств ненормативности наименования учреждения, в котором работал Николаев О.В..
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2 - п со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Одновременно указал, что конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в этом Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. Исходя из этого, к периоду работы гражданина может быть применено законодательство, регулировавшее вопросы оценки пенсионных прав и исчисления трудового стажа, действовавшее в такой период.
В подпункте «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 закреплено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в числе прочих, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно подпункту «г» пункта 1 Положения № 1397 о применении этого Перечня, которым в оспариваемый период времени регулировалось назначение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам, работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно записям в военном билете Николаева О.В. и справке № 823 от 18 мая 2016 года, выданной отделом по Карасунскому и Центральному округам гор. Краснодара ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», Николаев О.В. служил в рядах Советской Армии с 13 ноября 1985 года по 4 декабря 1987 года.
Таким образом, этот период службы истца подлежит включению в его специальный педагогический стаж при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Доводы ответчика об обратном суд находит несостоятельными в связи с изложенным выше.
Судом установлено, что период работы с 1 сентября 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности «тренер – преподаватель» ДЮСШ № 6 гор. Краснодара не включен в специальный стаж Николаева О.В. по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛСЗЛ) кода льготы. Из выписки по состоянию на 21 августа 2014 года усматривается, что указанный период кодирован как льготная работа «ЗП80ПД». То есть, отказ в этой части является необоснованным. Суд учитывает пояснения представителя ответчика о том, что отсутствие льготной кодировки являет собой оценку, даваемую учреждением – страхователем конкретным периодам трудовой деятельности работника на предмет отнесения ее к педагогической. Такая оценка не является для суда обязательной.
Исходя из выявленной обязательности включения рассмотренных спорных периодов в специальный педагогический стаж Николаева О.В., суд находит необоснованным исключение из него периода работы с 1 января 2001 года по 31 октября 2011 года в должности «тренер - преподаватель» СДЮШОР по причине отсутствия на 1 января 2001 года специального педагогического стажа продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Как установлено судом, рассмотренные периоды до указанной даты подлежат включению в специальный педагогический стаж Николаева О.В.. В связи с чем, в сумме со специальным стажем, самостоятельно исчисленным ответчиком, на 1 января 2001 года такой стаж Николаева О.В. составляет 16 лет 08 месяцев 07 дней. В связи с чем, и период с 1 января 2001 года по 31 октября 2011 года подлежит зачету в этот стаж.
В соответствии со ст. 69 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При оценке пенсионных прав истца суд исходит из приведенных норм и приходит к выводу, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что периоды с 1 сентября 1983 года по 5 октября 1984 года, с 13 октября 1984 года по 4 мая 1985 года, с 13 ноября 1985 года по 4 декабря 1987 года, с 5 декабря 1987 года по 6 сентября 1992 года, с 1 сентября 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 2001 года по 31 октября 2011 года подлежат включению в специальный педагогический стаж Николаева О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С учетом периодов работы, самостоятельно включенных ответчиком в педагогический стаж истца, и вышеприведенных выводов суда, специальный педагогический стаж Николаева О.В. на день обращения за досрочным назначением пенсии составлял более 25 лет.
Таким образом, решение управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности является необоснованным.
Вместе с тем, суд находит верными утверждения представителя ответчика о невозможности дачи своевременной оценки документам, которые истец представил непосредственно в суд. А именно, справке № 31 от 21 сентября 2015 года и выписке из приказов № 34 от 21 сентября 2015 года, выданным СДЮШОР № 1 по гимнастике гор. Душанбе Республики Таджикистан. Судом указанные документы приняты в качестве достаточных и допустимых доказательств факта педагогической деятельности истца. Однако, поскольку такая оценка дана в ходе судебного разбирательства, а ответчик объективно не имел возможности произвести такую оценку ранее, суд считает возможным удовлетворить исковые требования о досрочном назначении страховой пенсии частично, а именно, с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 13 ░░░░░░░ 1984 ░░░░ ░░ 04 ░░░ 1985 ░░░░; ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░░ 1983 ░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 1984 ░░░░, ░ 13 ░░░░░░░ 1984 ░░░░ ░░ 4 ░░░ 1985 ░░░░, ░ 13 ░░░░░░ 1985 ░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 1987 ░░░░, ░ 5 ░░░░░░░ 1987 ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░░ 1992 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░░░ 1997 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1997 ░░░░, ░ 1 ░░░░░░ 2001 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░