Дело № 2-383/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Уинское Пермский край 19 августа 2014 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в составе: председательствующего судьи Шестаковой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Уинского района Чебыкина И.В.,
заявителя Юшковой Г.С., представителя заявителя Механошиной С.Ю.,
председателя Территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района Кузьминой Т.Ю.,
при секретаре Крыловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юшковой Г.С. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014г. № и обязании территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района зарегистрировать Юшкову Г.С. кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края,
У С ТА Н О В И Л:
Юшкова Г.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014г. № 110/04, обязании территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района зарегистрировать её кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края.
В обоснование своих требований указала, что 25 июня 2014 года решением № Земского Собрания Уинского муниципального района Пермского края назначены выборы главы Уинского муниципального района Пермского края на 14 сентября 2014 года. 28 июля 2014 года она уведомила избирательную комиссию о выдвижении кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края путём самовыдвижения. При этом представила в избирательную комиссию документы, содержащие сведения биографического характера и сведения о доходах, в соответствии с законом. 30 июля 2014 года в избирательную комиссию поданы документы для регистрации, в том числе 55 подписей избирателей на 5 подписных листах. Документы, представленные в избирательную комиссию, соответствуют требованиям закона. 08 августа 2014 года избирательной комиссией было вынесено решение № 110/04 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Уинского муниципального района Пермского края Юшковой Г.С.». Отказ в регистрации мотивирован не предоставлением сведений, предусмотренных частью 3 статьи 28 Закона Пермского края. Указывает, что вопреки нормам действующего законодательства о выборах и референдумах избирательная комиссия в установленные законом сроки не осуществила в полном объёме предусмотренные законом действия, не известила кандидата Юшкову Г.С. о выявленных недостатках в представленных в избирательную комиссию документах. Также в оспариваемом решении избирательной комиссии не указаны конкретные основания, по которым она отказала кандидату Юшковой Г.С. в регистрации. Кроме того, ранее, 15 июля 2014 года, кандидат Юшкова Г.С. уведомляла избирательную комиссию о выдвижении кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края путём самовыдвижения. При этом в избирательную комиссию ею были представлены документы, содержащие сведения биографического характера и сведения о доходах, в соответствии с законом. 26 июля 2014 года избирательная комиссия приняла решение № «Об отказе в регистрации Юшковой Г.С., кандидату на должность главы Уинского муниципального района Пермского края», в соответствии с которым основанием отказа в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края. В данном решении территориальная избирательная комиссия не указала, что документы, представленные ею в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации, не соответствуют требованиям закона. Представленные в избирательную комиссию 15-17 июля 2014 года (первое выдвижение) и 28-30 июля 2014 года (повторное выдвижение) пакеты документов для уведомления о выдвижении и регистрации идентичны. Заявитель считает, что при вынесении решения № 26 июля 2014 года избирательная комиссия руководствовалась одними нормами избирательного права, а при вынесении решения № 08 августа 2014 года – другими. Заявитель делает вывод, что бездействия избирательной комиссией в нарушение требований закона и нарушений её пассивного избирательного права повлекли неправомерный отказ в регистрации. Считает, что решение территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08 августа 2014 года № «Об отказе в регистрации Юшковой Г.С., кандидату на должность главы Уинского муниципального района Пермского края» принято незаконно и подлежит отмене судом.
В судебном заседании Юшкова Г.С. на заявленных требованиях настаивала, по доводам изложенным в заявлении, суду пояснила, что методико-правовую помощь от территориальной избирательной комиссии она не получала, получила CD-диск и нормативными правовыми актами 15.07.2014 года, при своем первом выдвижении. При втором выдвижении ни какой информации она не получала, что по её мнению свидетельствует об отсутствии равенства между кандидатами.
Представитель заявителя Механошина С.Ю. в судебном заседании поддержала доводы заявителя изложенные в заявлении, суду пояснила, что территориальная избирательная комиссия в нарушение требований п.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ не известила заявителя об отсутствии каких-либо документов или не полноте сведений представленных Юшковой Г.С. для выдвижения. При первичном выдвижении и повторном выдвижении представленный пакет документов заявителем в территориальную избирательную комиссию практически идентичен, однако, основанием для отказа при первичном выдвижении послужило недостаточно количество достоверных подписей избирателей, а во втором случае отсутствие документов необходимых для регистрации кандидата, в то время как и при первом выдвижении документы по форме утвержденной Указом Президента РФ заявителем не представлены. Тем самым делает вывод, что территориальная избирательная комиссия в первом случае руководствовалась одними нормами избирательного права, а во втором случае – другими. Считает, что документы представленные Юшковой Г.С. в территориальную избирательную комиссию 28.07.2014 года, их количество, перечень и форма соответствуют требованиям закона. Указывает, что уведомление заявителем территориальной избирательной комиссии о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также предоставление справки о расходах Юшковой Г.С. по приобретению объектов недвижимости и об источниках получения средств, содержит необходимый объемом информации, хотя не соответствует форме утвержденной Указом Президента РФ. Указывает, что в решении территориальной избирательной комиссии от 08.08.2014 года нет ссылки на конкретную норму ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.
В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района Кузьмина Т.Ю., просит суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме за необоснованностью по основаниям, изложенным в возражениях на заявление (л.д.94-101).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Регистрация кандидатов, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2, 3, 3.1 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года №67-ФЗ, иных предусмотренном законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвинутом кандидате, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (п.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Указом Президента РФ от 06.06.2013 года №546 утверждены формы: справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, предоставляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных образований и глав городских округов; справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, предоставляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов, и глав городских округов.
В соответствии с п.3.1 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичная норма содержится в п.3.1 ст.28 Закона Пермского края «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае».
В п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», перечислены основания отказа в регистрации кандидата. Согласно п. 27 ст.38 названного Федерального закона, данный перечень является исчерпывающим.
Согласно подпункта «в.2» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1 ст.33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные нормы содержатся в подпункте 5 пункта 8 и в пункте 9 ст.33 Закона Пермского края «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае».
Согласно п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, предоставление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено законом, или не соблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п.2.2 ст.33 настоящего Федерального закона, кандидат вправе предоставить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено, что Решением Земского Собрания Уинского муниципального района Пермского края от 25.06.2014 № 664 «О назначении выборов главы Уинского муниципального района Пермского края» на 14 сентября 2014 года назначены выборы главы Уинского муниципального района Пермского края (л.д.110).
28.06.2014 года решение Земского Собрания Уинского муниципального района Пермского края от 25.06.2014 № 664 «О назначении выборов главы Уинского муниципального района Пермского края» опубликовано в общественно политической газете Уинского района «Родник-1» от 28.06.2014 № 74 (9940) (л.д. 111).
Решением территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 01.07.2014 № 81/02 утвержден перечень и формы документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Уинского муниципального района при выдвижении кандидатов на выборах должностных лиц муниципальных образований в Уинском муниципальном районе Пермского края (л.д.112-129).
Решением территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 01.07.2014 № 81/12, в целях информирования кандидатов на должность главы Уинского муниципального района Пермского края закреплено положение выдавать кандидатам нормативно-правовые акты Российской Федерации, Пермского края, а так же документы, утвержденные Избирательной комиссией Пермского края и территориальной избирательной комиссией Уинского муниципального района (л.д.131-133).
Согласно ведомости выдачи документов по выборам главы Уинского муниципального района кандидат Юшкова Г.С. документы получила 15.07.2014 года (л.д.130).
Решением территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 27.06.2014 № 80/27, утверждены формы Журналов регистрации документов, поступающих в территориальную избирательную комиссию Уинского муниципального района, в том числе утверждена форма Журнала регистрации документов, поступающих от кандидатов на должность главы Уинского муниципального района (л.д.134-137).
Согласно строки 8 Журнала регистрации документов, поступающих от кандидатов на должность главы Уинского муниципального района, Юшкова Г.С. 28.07.2014 года, 30.07.2014 года, 31.07.2014 года предоставила в территориальную избирательную комиссию, документы для выдвижения (л.д.138-140).
Заявлением от 28.07.2014 года Юшкова Г.С. известила территориальную избирательную комиссию о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом на должность главы Уинского муниципального района (л.д.141).
28.07.2014 года, 30.07.2014 года кандидатом Юшковой Г.С. представлены документы в территориальную избирательную комиссию, о чем выдано соответствующее подтверждение и составлена справка о приеме документов, в том числе 28.07.2014 года Юшкова Г.С. уведомила территориальную избирательную комиссию о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.142,144). Так же 28.07.2014 года Юшкова Г.С. представила в территориальную избирательную комиссию справку о своих расходах по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка (л.д.152).
Решением территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014 № Юшковой Г.С. отказано в регистрации, в качестве кандидата на должность главы Уинского муниципального района Пермского края (л.д.165-169).
Копия решения территориальной избирательной комиссии от 08.08.2014 года № получена Юшковой Г.С. 09.08.2014 года (л.д.170).
Изучив представленные письменные доказательства и применяя вышеуказанные правовые нормы в их совокупности, суд не находит оснований для отмены оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района, поскольку в судебном заседании установлено, что заявителем Юшковой Г.С. не выполнены требования п.3.1 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в территориальную избирательную комиссию не представлены документы по форме установленной Указом Президента РФ от 06.06.2013 года №546. При таком положении у территориальной избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомления кандидата в депутаты Юшкову Г.С. о недостающих документах, поскольку положениями п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, предоставление которой предусмотрено п.2.2 ст.33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе предоставить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Обязанность территориальной избирательной комиссии об извещении кандидата о не предоставлении документов утвержденных Указом Президента РФ, данная норма не содержит.
К доводам представителя заявителя Механошиной С.Ю. о том, что заявитель уведомил территориальную избирательную комиссию о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.144), а также предоставление справки о расходах Юшковой Г.С. по приобретению объектов недвижимости и об источниках получения средств (л.д.152), содержит необходимый объемом информации, хотя не соответствует форме утвержденной Указом Президента РФ, суд относится критически, поскольку п.3.1 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.3.1 ст.28 Закона Пермского края «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» содержит одно из условий выдвижения кандидата, при невыполнении которого, законодателем предусмотрен отказ в регистрации кандидата, предоставленные кандидатом сведения не соответствуют требованиям установленным законом.
К доводам заявителя, о том, что методико-правовую помощь от территориальной избирательной комиссии она не получала, получила CD-диск и нормативными правовыми актами 15.07.2014 года, при своем первом выдвижении, при втором выдвижении ни какой информации она не получала, что по её мнению свидетельствует об отсутствии равенства между кандидатами, суд относится критически, поскольку заявитель выразила согласие баллотироваться на одну и ту же должность – главы Уинского муниципального района Пермского края. Порядок информирования кандидата утвержден решением Территориальной избирательной комиссией 01.07.2014 года №81/12, перечень нормативных правовых актов получен Юшковой Г.С. 15.07.2014 года на ряду с другими кандидатами (л.д.130).
К доводам заявителя, изложенным в заявлении и представителя заявителя, о том, что территориальная избирательная комиссия при первом выдвижении кандидата руководствовалась одними нормами избирательного права, а при повторном выдвижении другими нормами, суд относится критически, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства является заявление о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014 года №110/04. Обжалование решения территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 26.07.2014 года являлось предметом рассмотрения в другом судебном заседании в отношении которого суд изложил свою позицию в решении от 12.08.2014 года.
Доводы заявителя и представителя заявителя о том, что в решении территориальной избирательной комиссии от 08.08.2014 года нет ссылки на конкретную правовую норму об отказе в регистрации кандидата, указанной в п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не влечет отмену решения территориальной избирательной комиссии от 08.08.2014 года поскольку, окончательное решение соответствует фактическим обстоятельствам, изложенным территориальной избирательной комиссией в решении.
Руководствуясь ст.198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Юшковой Г.С. о признании незаконным, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014 года № «Об отказе в регистрации Юшковой Г.С., кандидату на должность главы Уинского муниципального района Пермского края» и обязании территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района зарегистрировать Юшкову Г.С. кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края.
Мотивировочная часть решения будет изготовлена 20 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Шестакова Н.В.
Дело № 2-383/2014
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Уинское Пермский край 19 августа 2014 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в составе: председательствующего судьи Шестаковой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Уинского района Чебыкина И.В.,
заявителя Юшковой Г.С.,
представителя заявителя Механошиной С.Ю.,
председателя Территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района Кузьминой Т.Ю.,
при секретаре Крыловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юшковой Г.С. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014г. № и обязании территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района зарегистрировать Юшкову Г.С. кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края,
Руководствуясь ст.198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Юшковой Г.С, о признании незаконным, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района от 08.08.2014 года № «Об отказе в регистрации Юшковой Г.С., кандидату на должность главы Уинского муниципального района Пермского края» и обязании территориальной избирательной комиссии Уинского муниципального района зарегистрировать Юшкову Г.С. кандидатом на должность главы Уинского муниципального района Пермского края.
Мотивировочная часть решения будет изготовлена 20 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Шестакова Н.В.