Решение по делу № 2а-468/2018 ~ М-403/2018 от 17.07.2018

Дело № 2а – 468/2018                                                        26 июля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дударевой О.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными решений об отказе согласовать проведение публичных мероприятий, обязании согласовать проведение публичных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными решений исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области Чистовой М.Б. № исх-ОГ-560/2018, № исх-ОГ-561/2018, № исх-ОГ-562/2018 от 05 июля 2018 года об отказе в согласовании заявленных ими публичных мероприятий в форме шествия и митингов, обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий, указав, что 04 июля 2018 года ими в адрес и.о. главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Чистовой М.Б. были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- митинга с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного ст. 31 Конституции РФ. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться 15 июля 2018 года с 10 до 11 часов на территории парка культуры и отдыха по адресу: г. Сланцы, ул. Партизанская, д. 8, с количеством участников до 300 человек.

- шествия Сланцевского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно состояться 15 июля 2018 года с 13 до 15 часов по улице Партизанская от улицы Чкалова до улицы Кирова в городе Сланцы с количеством участников до 300 человек.

- митинга с призывом к исполнению постановлений Европейского суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться 15 июля 2018 года с 17 до 18 часов на территории парка культуры и отдыха по адресу: г. Сланцы, ул. Партизанская, д. 8, с количеством участников до 300 человек.

05 июля 2018 года и.о. главы администрации МО Сланцевский Муниципальный район М.Б. Чистова уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий письмами № исх-ОГ-560/2018, № исх-ОГ-561/2018, № исх-ОГ-562/2018, сославшись на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, на Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также статью 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В каждом случае должностное лицо пришло к выводу о том, что «цель и тема заявленного публичного мероприятия направлены на пропаганду гомосексуализма, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и ущемляет права детей, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации. Проведение данного публичного мероприятия в открытом для свободного посещения месте причинит моральный вред детям и подросткам, ставшим невольными их свидетелями, оскорбит религиозные и нравственные чувства, унизит человеческое достоинство других граждан, нарушит их права и свободы, вызовет негативную реакцию общества и может спровоцировать противоправные действия со стороны лиц, не разделяющих взгляды участников заявленных публичных мероприятий».

Кроме того, и.о. главы администрации МО Сланцевский муниципальный район также сослалась на занятость парка, в котором планировалось проведение пикетирований, спортивно-массовых и культурных мероприятий с участием детей с родителями. Должностное лицо предупредило организатора об ответственности в случае проведения заявленных публичных мероприятий.

По мнению административных истцов указанные решения об отказе в согласовании проведения заявленных шествия и митингов являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Должностным лицом администрации МО Сланцевский муниципальный район был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и митингов.

Администрация МО Сланцевский муниципальный район в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не предложила организатору альтернативных мест или времени проведения шествия и митингов, тем самым фактически лишив административных истцов возможности эффективной реализации права на свободу собраний. Между тем, именно власти государства, обладая необходимой информацией о проведении в городе иных мероприятий, имеют реальную возможность предложить те места, которые позволят организатору заявленных мероприятий донести до общества и властей государства свои требования и обратить внимание на проблемы соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации.

Что касается риска возможных столкновений между участниками публичных мероприятий и лицами, протестующими против их проведения, то данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку проведение мероприятий с заявленными целями заведомо будет воспринято негативно частью общества, независимо от места и времени их проведения, о чем известно как административным истцам, так и административному ответчику. Соответственно орган власти обязан обеспечить безопасность участников организованных административными истцами мирных шествия и митингов в защиту правомерных ценностей демократического общества, что предусмотрено ст. 12 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также вытекает из требований ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Между тем, из содержания обжалуемых решений следует, что согласие с неправомерными действиями протестующих в ущерб конституционным ценностям плюрализма мнений и свободы собраний имеет большее значение для Администрации, чем исполнение законной обязанности по пресечению неправомерных действий.

Главным основанием для отказа Администрации в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий явились приведенные должностным лицом положения федерального законодательства, к нарушению которых, по мнению должностного лица администрации, может привести проведение заявленных шествия и митингов.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей относится, в частности, информация, «отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи».

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Статья 6.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, которая выражается в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, вызывающей интерес к таким отношениям. Данная статья принята в развитие вышеприведенных положений федерального законодательства.

Из анализа вышеуказанных положений законов следует, что администрация посчитала заявленные шествие и митинги направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

В этой связи административные истцы отмечают, что ограничение права на свободу собраний на основании правомерной цели защиты нравственности несовершеннолетних не имеет отношения к заявленным публичным мероприятиям, поскольку их целью являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушить требования нравственности. Согласно поданным в администрацию уведомлениям, организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов.

Являясь членом Совета Европы, Россия обязана соблюдать те ценности и принципы, которые закреплены в Уставе данной международной организации и конкретизированы в решениях ее уставных органов. Необходимость признания и зашиты прав человека граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, подчеркивается в многочисленных рекомендация Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы.

Административные истцы обращают внимание на то обстоятельство, что в поданных в администрацию уведомлениях о проведении шествия и митингов они указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и митингов по мотивированному предложению администрации. Кроме того, административные истцы подчеркивают, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойности.

По мнению административных истцов, основной причиной для отказа администрации в согласовании проведения шествия и митингов является непринятие должностным лицом администрации целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообществ геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. Таким образом, оспариваемые решения являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение

Ссылаясь на нормы ст.ст. 15, 29, 31 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определение Конституционного Суда РФ № 484-О-П от 02 апреля 2009 года, определение Конституционного Суда РФ № 705-О-0 от 01 июня 2010 года, заключительные замечания Комитета ООН по правам человека от 24 ноября 2009 года (док. ООН CCPR/С/RUS/CO/6), решение Комитета ООН по правам человека от 31 октября 2012 года (док. ООН CCPR/С/106/D/1932/2010) рекомендации № 924 (1981) Парламентской Ассамблеи Совета Европы, рекомендацию Комитета Министров Совета Европы от 31 марта 2010 года, решения Европейского суда по правам человека от 21 октября 2010 года по делу «Алексеев против России», от 20 июня 2017 года по делу «Баев и другие против России», административные истцы просили признать незаконными решения и.о. главы администрации МО Сланцевский муниципальный район М.Б. Чистовой № исх-ОГ-560/2018, № исх-ОГ-561/2018, № исх-ОГ-562/2018 от 05 июля 2018 года об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и митингов, обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А., в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения, просили в исковом заявлении о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 75-77).

Представитель административного ответчика администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что доводы административных истцов о том, что администрация МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области обязана была предложить иное место и время для проведения публичных мероприятий, не могут являться основанием для признания оспариваемых решений незаконными, так как цели указанных в уведомлениях мероприятий, независимо от места их проведения, не отвечают положения законодательства, установленным запретам, в том числе нормам международного права, которые допускают указанные ограничения в интересах национальной безопасности и общественного порядка, предотвращении беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

С учетом приведенной правовой нормы административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Судом из материалов дела установлено, что 04 июля 2018 года административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. подали на имя исполняющего обязанности главы администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области М.Б. Чистовой уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- митинга с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делу «Алексеев против России» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыва к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного ст. 31 Конституции РФ. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться 15 июля 2018 года с 10 до 11 часов на территории парка культуры и отдыха по адресу: г. Сланцы, ул. Партизанская, д. 8, с количеством участников до 300 человек.

- шествия Сланцевского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 15 июля 2018 года с 13 до 15 часов по улице Партизанская от улицы Чкалова до улицы Кирова в городе Сланцы с количеством участников до 300 человек.

- митинга с призывом к исполнению постановлений Европейского суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы с целью призыва к исполнению постановления Европейского суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться 15 июля 2018 года с 17 до 18 часов на территории парка культуры и отдыха по адресу: г. Сланцы, ул. Партизанская, д. 8, с количеством участников до 300 человек (л.д. 13-24).

По результатам рассмотрения указанных уведомлений административных истцов от 04 июля 2018 года административным ответчиком администрацией МО Сланцевский муниципальный район 05 июля 2018 года подготовлены письма за № исх-ОГ-560/2018, № исх-ОГ-561/2018, № исх-ОГ-562/2018, в которых заявителям сообщалось о невозможности согласования проведения заявленных публичных мероприятий.

Согласно указанным письменным сообщениям основанием для отказа послужило то, что цели их проведения нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 29.12.2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Федеральным законом от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", поскольку направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этим в п. 1, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.

В силу п. 7 ч. 2, п. 5 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Положения ч. 3 ст. 16 того же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова " часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

Как указал Конституционный Суд РФ в названном Постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной. Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере. Запрет осуществления указанных в части 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации. Тот факт, что такой запрет не распространяется на случаи, связанные с пропагандой аморального поведения в рамках традиционных сексуальных отношений, которые также могут требовать государственного, в том числе административно-деликтного, реагирования, не дает оснований для признания данной нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации с точки зрения нарушения принципов равенства применительно к защите конституционных ценностей, которые обеспечивают непрерывную смену поколений. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что косвенным объектом ее защиты являются также социальные связи каждой конкретной личности, поскольку навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (статья 38, часть 2 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде, тем более если иметь в виду, что конституционное равноправие, предполагающее и равенство прав независимо от сексуальной ориентации, еще не предопределяет наличия фактически равнозначной оценки в общественном мнении лиц с различной сексуальной ориентацией, с чем могут быть сопряжены объективные трудности при стремлении избежать негативного отношения отдельных представителей общества к соответствующим лицам на бытовом уровне. Это касается и тех случаев, когда сама по себе информация, запрещенная к распространению в среде несовершеннолетних, может быть направлена, с точки зрения ее распространителя, на преодоление как такового негативного отношения к этим лицам. Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации. И хотя избранный им возрастной критерий также является в контексте неоднозначности экспертных оценок относительно возраста, в котором происходит окончательное формирование сексуальных предпочтений, в определенным смысле оценочным, он придает ограничению, предусмотренному частью 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации, точечный, по существу, характер, что снимает проблему его соразмерности в указанном аспекте. При этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте. Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, т.е. не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

Порядок проведения публичных мероприятий в Российской Федерации, в том числе обязанности организаторов таких мероприятий и органов местного самоуправления, установлены Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции РФ, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Положения названного Федерального закона устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ на организатора публичного мероприятия возлагается ряд соответствующих обязанностей, в том числе подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка.

Согласно ч. 2 ст. 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 этой же статьи орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, если в уведомлении в качестве места проведения такого мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Статьей 6 областного закона Ленинградской области от 13 апреля 2015 года N 35-оз "О проведении публичных мероприятий на территории Ленинградской области" установлено, что к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, кроме мест, где проведение публичных мероприятий запрещено Федеральным законом, к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, дополнительно относятся:

территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым органами государственной власти, органами местного самоуправления, зданиям дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, зданиям иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания и развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, зданиям больниц, авто- и железнодорожных вокзалов;

территории, непосредственно прилегающие к культовым зданиям и сооружениям;

участки территорий перед зданиями культурно-массового и торгового назначения в случае, если участники предполагаемого публичного мероприятия заполнят более четверти всего участка;

территории городских площадей, парков и садов в случае, если участники предполагаемого публичного мероприятия заполнят более четверти территории площади, участка парка или сада, на которой планируется проведение публичного мероприятия;

пешеходные участки дорог общего пользования при условии, что участники (участник) предполагаемого публичного мероприятия занимают (занимает) более трети пешеходной зоны.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

Как установлено судом из Устава муниципального казенного учреждения культуры «Парк культуры и отдыха», территория парка культуры и отдыха является территорией, предназначенной для осуществления деятельности по организации культурного досуга и отдыха жителей Сланцевского городского поселения, в том числе, несовершеннолетних детей, т.е. деятельностью, связанной с воспитанием и развитием несовершеннолетних, организацией их отдыха и оздоровления.

При этом, как следует из представленных административными истцами уведомлений о проведении публичного мероприятия, на территории МКУК «Парк культуры и отдыха» ими планировалось проведение двух митингов, а также проведение шествия непосредственно по территории парка культуры и отдыха, и по территории, прилегающей к парку культуры и отдыха.

Таким образом, проведение публичных мероприятий истцами планировалось в общественных местах, то есть в местах, доступных несовершеннолетним лицам. При этом исходя из содержания уведомлений административных истцов, запланированные ими публичные мероприятия были связаны с привлечением внимания к нетрадиционной сексуальной ориентации.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" на органы государственной власти РФ возложена обязанность по защите детей от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а статьей 6.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, суд находит решения административного ответчика от 05 июля 2018 года об отказе в согласовании проведения запланированных административными истцами публичных мероприятий законными, соответствующими вышеприведенным требованиям закона.

    Доводы административных истцов о невыполнении административным ответчиком требований п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о предложении организаторам публичных мероприятий изменения места проведения этих мероприятий, суд находит несостоятельными, противоречащими нормам пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также смыслу законодательного запрета на пропаганду гомосексуализма среди детей, поскольку исходя из характера запланированных публичных мероприятий (пикетирований и шествия), а также предполагаемой численности участников этих мероприятий (300 человек), их проведение допустимо только в местах, где возможно исключить присутствие несовершеннолетних лиц. На территории МКУК «Парк культуры и отдыха», исходя из целей и видов его деятельности исключить присутствие несовершеннолетних детей невозможно.

Ссылку административных истцов на дискриминационность оспариваемых решений суд также находит не заслуживающей внимания, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о том, что эти решения принимались с целью ограничения прав и свобод лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, судом установлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административного искового заявления Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными решений № исх-ОГ-560/2018, № исх-ОГ-561/2018, № исх-ОГ-562/2018 от 05 июля 2018 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и митингов, обязании согласовать проведение заявленных публичных мероприятий отказать.

На решение может быть подана жалоба в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий                                  О.Ф. Дударева

2а-468/2018 ~ М-403/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Моляков Сергей Александрович
Алексеев Николай Александрович
Михайлова Софья Андреевна
Ответчики
администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Суд
Сланцевский городской суд
Судья
Дударева Ольга Федоровна
17.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2018[Адм.] Судебное заседание
26.07.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее