Решение по делу № 2а-46/2018 ~ М-38/2018 от 28.03.2018

Дело № 2а-46/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2018 года                 г. Пермь

Пермский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Малмыгина Д.В., при секретаре Лыхиной С.А., с участием прокурора – старшего помощника военного прокурора Пермского гарнизона <данные изъяты> Нажалкина О.И., административного истца Гребинча О.О., представителя административного истца по доверенности Исуповой Е.В., представителя административных ответчиков –войсковых частей и и их командиров – по доверенности Зобачевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-46/2018 по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Гребинча Олега Олеговича об оспаривании действий командиров войсковых частей и , связанных с увольнением с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

    Гребинча обратился в военный суд с административным иском, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части . 05 января 2018 года в войсковой части военнослужащий по призыву <данные изъяты> ФИО1 совершил суицид, по данному инциденту вышестоящим командованием 06 января 2018 года было проведено разбирательство, на основании которого Гребинча приказом командира войсковой части от 12 января 2018 года был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с военной службы. На основании этого приказа 05 февраля 2018 года командованием войсковой части Гребинча был представлен к увольнению с военной службы и приказом Командующего 14 армии Военно-воздушных Сил и противовоздушной обороны (далее ВВС и ПВО) от 08 февраля 2018 года он был уволен с военной службы по п.п. «в» п.2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Считая свои права нарушенными, с учетом уточнений, Гребинча просит суд:

- признать незаконным п.27 приказа командира войсковой части от 12 января 2018 года в части досрочного увольнения Гребинча с военной службы и обязать указанное должностное лицо отменить его;

- признать незаконным представление врио командира войсковой части от 05 февраля 2018 года об увольнении Гребинча с военной службы;

- признать незаконным п.2 §1 приказа Командующего 14 армии ВВС и ПВО от 08 февраля 2018 года в части досрочного увольнения Гребинча с военной службы и обязать Командующего 14 армией ВВС и ПВО отменить данный приказ.

В судебном заседании административный истец, настаивая на удовлетворении административного иска, дал объяснения, по своему содержанию соответствующие изложенному выше, при этом пояснил, что какого-либо разбирательства по факту привлечения его к дисциплинарной ответственности не проводилось, грубых дисциплинарных проступков он не совершал, указанных в оспариваемых приказах и представлении к увольнению действий не совершал, неснятых дисциплинарных взысканий не имел, свои должностные обязанности исполнял надлежащим образом.

Представитель административного истца требования доверителя в суде поддержала.

Представитель административных ответчиков в суде требования административного истца не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, при этом в обоснование законности оспариваемых приказов и представления пояснила, что Гребинча в период прохождения военной службы допустил недобросовестное выполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении требований статьей 152, 153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем он после проведения соответствующего разбирательства был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы, а в последующем уволен с военной службы.

Выслушав объяснения сторон и заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы.

Специфика выполняемых военнослужащими задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, предполагает предъявление к ним повышенных требований как к уровню их профессиональной подготовки, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, заключая контракт о прохождении военной службы и приобретая особый правовой статус военнослужащего, гражданин тем самым добровольно принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять обязанности военной службы, соблюдать общепринятые правила поведения и этики.

Общие обязанности лиц, проходящих военную службу, закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. К таковым относятся, в том числе: обязанность военнослужащих строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, быть дисциплинированными, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков. Эти и другие общие обязанности в равной мере возлагаются на всех лиц, проходящих военную службу, независимо от занимаемой воинской должности и присвоенного воинского звания. Содержание должностных обязанностей обусловливается занимаемой военнослужащим должностью, определяющей его полномочия и объём выполняемых им задач.

Подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы.

Досрочное увольнение военнослужащего с военной службы по оговариваемому основанию действующее законодательство, с одной стороны, предусматривает как вид дисциплинарного взыскания за совершение военнослужащим конкретного грубого дисциплинарного проступка, а с другой стороны - как право соответствующего командования прекратить военно-служебные отношения с военнослужащим, который в силу снижения своих морально-деловых и личностных качеств и допускаемых им нарушений воинской дисциплины перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 6-П.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несёт ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чём может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

В судебном заседании из исследованных судом доказательств (выписок из приказов, представления и других документов) установлено, что Гребинча уволен с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Основанием к увольнению, как следует из обжалуемых приказов и представления на увольнение, а также объяснений представителя административных ответчиков, явилось нарушение Гребинча требований ст.ст. 152,153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, выразившееся в самоустранении от работы по поддержанию морально-психологического состояния личного состава взвода и безопасности военной службы, поддержания внутреннего порядка во взводе, перекладывание своих должностных обязанностей на подчиненного военнослужащего, на основании чего на Гребинча приказом командира войсковой части от 12 января 2018 года было наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы, после чего по этим же основаниям командиром войсковой части административный истец 05 февраля 2018 года был представлен к досрочному увольнению с военной службы и приказом Командующего 14 армии ВВС и ПВО от 08 февраля 2018 года досрочно уволен с военной службы по указанному выше основанию.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечёт за собой уголовной или административной ответственности. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Вина военнослужащего при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Согласно статье 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих», совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством меры ответственности - дисциплинарного взыскания, одним из видов которого является досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования.

Статьёй 28.8 вышеназванного Федерального закона определено, что по каждому факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка проводится разбирательство. В ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (далее ГДП) лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о ГДП, с указанием в нём предусмотренных законодательством сведений. Военнослужащему, в отношении которого составлен протокол о ГДП, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанный военнослужащий имеет право представить замечания по содержанию протокола в письменной форме, которые прилагаются к протоколу. О наличии указанных замечаний лицом, составившим протокол, делается запись в протоколе. Протокол о ГДП подписывается составившим его лицом и военнослужащим, в отношении которого он составлен. В случае, если военнослужащий отказывается подписать протокол, в нём делается соответствующая запись лицом, составившим протокол. Копия протокола под расписку вручается военнослужащему, в отношении которого он составлен.

Аналогичные положения содержатся в статье 81 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, которая также предусматривает оформление материалов разбирательства о ГДП только в письменном виде, с обязательным составлением по результатам разбирательства протокола.

Однако из заключения от 6 января 2018 года, составленного по результатам разбирательства по факту гибели в результате суицида военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1, проведенного командованием 14 армией ВВС и ПВО и письменных объяснений военнослужащих войсковой части , приложенных к данному заключению, а также материалов служебного разбирательства по факту суицидального происшествия с гибелью <данные изъяты> ФИО1, проведенного 12 января 2018 года заместителем командира войсковой части по работе с личным составом <данные изъяты> ФИО2, не усматривается, что указанные в приказе командира войсковой части от 12 января 2018 года , а также в представлении врио командира войсковой части Гребинча к увольнению с военной службы от 05 февраля 2018 года, составленном на основании и во исполнение данного приказа, нарушения ст.ст. 152,153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации Гребинча были допущены.

Кроме того, из объяснений сторон, данных в ходе судебного заседания, установлено, что какого-либо служебного разбирательства по факту привлечения Гребинча к дисциплинарной ответственности не проводилось.

Более того, из выписок из приказов командира войсковой части усматривается, что <данные изъяты> ФИО12 в подчинении Гребинча не находился.

Вместе с тем, из исследованной в судебном заседании служебной карточки Гребинча видно, что на момент привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы Гребинча неснятых дисциплинарных взысканий не имел, а, наоборот, имел поощрения.

Также из представленных административным истом документов – общих сведений на военнослужащих, журнала учёта занятий с личным составом, графиков нарядов военнослужащих, - следует, что Гребинча регулярно осуществлял мероприятия, входящие в его служебные обязанности, в том числе проводил соответствующие занятия с личным составом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что как приказ командира войсковой части от 12 января 2018 года о привлечении Гребинча к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы, так и производное от него представление врио командира войсковой части от 05 февраля 2018 года об увольнении Гребинча с военной службы – являются неправомерными, равно как и приказ Командующего 14 армии ВВС и ПВО от 08 февраля 2018 года о досрочном увольнении Гребинча с военной службы, изданный на основании указанных выше приказа командира войсковой части и представления на увольнение Гребинча с военной службы, поскольку для этого отсутствовали предусмотренные законодательством основания, а также была нарушена процедура привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В связи с установленными в судебном заседании приведенными выше обстоятельствами увольнение Гребинча с военной службы является необоснованным.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административный иск Гребинча подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 138, 174-180 и 227-228 КАС Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

Административный иск Гребинча Олега Олеговича об оспаривании действий командиров войсковых частей и , связанных с увольнением с военной службы, удовлетворить.

Признать незаконным п.27 приказа командира войсковой части от 12 января 2018 года в части досрочного увольнения Гребинча с военной службы и обязать указанное должностное лицо отменить его.

Признать незаконным представление врио командира войсковой части от 05 февраля 2018 года об увольнении Гребинча с военной службы.

Признать незаконным п.2 §1 приказа Командующего 14 армии ВВС и ПВО от 08 февраля 2018 года в части увольнения Гребинча с военной службы и обязать указанное должностное лицо отменить данный приказ в этой части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    В окончательной форме решение составлено 28 апреля 2018 года.

Председательствующий по делу Д.В. Малмыгин

2а-46/2018 ~ М-38/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гребинча О.О.
Ответчики
Командир войсковой части 88503
Командир войсковой части 71592
Суд
Пермский гарнизонный военный суд
Судья
Малмыгин Д. В.
26.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2018[Адм.] Судебное заседание
24.04.2018[Адм.] Судебное заседание
26.04.2018[Адм.] Судебное заседание
28.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2018[Адм.] Дело оформлено
11.09.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее