Дело № 2а-4654/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Багиной К.Н.,
с участием прокурора Нестерова М.А.,
с участием представителя административного ответчика Клубета А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
26 мая 2017 года гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, выразившееся в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы, возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми обязанности организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, выразившееся в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы, возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми обязанности организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы.
В обоснование административного искового заявления указано, что по результатам проверки обращения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми о прекращения обеспечения безопасности и охраны лиц, содержащихся по стражей, помещенных в отделение принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз № ... ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» установлено, что ** ** ** УМВД России по г. Сыктывкару уведомило о том, что сотрудниками ОРОиКПиО УМВД России по г. Сыктывкару прекращена охрана отделения принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз № ... ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница».
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица МВД по Республике Коми поддержал доводы прокурора.
Заинтересованное лицо ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» требования прокурора так же поддержали.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» на основании лицензии № ... от ** ** **, выданной Министерством здравоохранения Республики Коми, осуществляет специализированную стационарную медицинскую помощь, в том числе в виде экспертной деятельности, в частности проведения судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения судебно-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей, в данном учреждении создано специальное отделение.
** ** ** УМВД России по г. Сыктывкару направлено уведомление о снятии охраны сотрудниками отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Сыктывкару в отделении принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз № ... ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» и не принятие с ** ** ** уголовных дел для производства стационарных судебно-психиатрических экспертиз.
Следственное управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике коми направило в адрес прокуратуры Республики Коми письмо о необходимости принять меры прокурорского реагирования, поскольку ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» приостановлено принятие уголовных дел для проведения стационарных судебно-медицинских экспертиз в отношении лиц, содержащихся под стражей, в связи с отсутствием охраны.
УФСИН России по Республике Коми направлено в адрес Отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми письмо о том, что отсутствуют правовые основания для организации охраны в отделении принудительного лечения и стационарных судебно-психиатрических экспертиз № ... ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», поскольку судебно-психиатрические экспертные медицинские организации не входят в уголовно-исполнительную систему.
На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Статьей 10 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи, помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как следует из основных понятий и целей содержания под стражей, установленных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статус подозреваемых и обвиняемых, помещенных в медицинские учреждения в целях оказания им медицинской помощи либо проведения в отношении них экспертизы, несмотря на нахождение их вне мест содержания под стражей, не изменяется. В связи с этим обязанности, возложенные настоящим Законом на подразделения уголовно-исполнительной системы в целях охраны и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми лицами, распространяются, в том числе и на лиц, содержащихся под стражей, временно помещенных в медицинские учреждения.
Следовательно, установленный федеральными органами исполнительной власти порядок оказания медицинской помощи и содержания в медицинских учреждениях, является единым как при оказании такой помощи, так и при проведении экспертизы, назначенной по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и обязывает учреждения уголовно-исполнительной системы осуществлять охрану таких лиц.
Аналогичные нормы содержатся и в законе, регулирующем государственную судебно-экспертную деятельность.
Так, согласно положениям ст. 33 Федерального закона от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», судебно-психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно-психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляется органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
Бездействие УФСИН России по Республике Коми по охране лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» влечет наступление неблагоприятных социальных и экономических последствий.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Республики Коми, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для производства судебно-медицинской экспертизы возлагается на УФСИН России по Республике Коми.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, выразившиеся в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы.
Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми обязанность организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» для проведения соответствующей экспертизы.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Копия верна