Решение по делу № 33-7777/2019 от 14.11.2019

Кировский районный суд г. Махачкалы РД

судья Магомедов Я.Р.

Дело №2-2618/19 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2019 года по делу № 33-7777/2019

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО8,

судей: ФИО14 и Зайнудиновой Ш.М.,

при секретаре ФИО10,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> г. Махачкалы в порядке ст. 45 ГПК РФ к АЗС «Астра Ойл» ИП ФИО4, ФИО3, ФИО2 о приостановлении деятельности АЗС до устранения нарушений закона,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО4 по доверенности ФИО12 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30 сентября 2019 года, которым постановлено:

«Уточненные исковые требования прокурора <адрес> г. Махачкалы в порядке ст. 45 ГПК РФ к АЗС «Астра Ойл» ИП ФИО4, ФИО3, ФИО2 о приостановлении деятельности АЗС до устранении нарушений закона, удовлетворить. Признать незаконной и приостановить деятельность автозаправочной станции «Астра ойл» (расположенной и функционирующей в г. Махачкале, пересечение просп. А. Акушинского/И. Шамиля у транспортной развилки (собственник ФИО4) по приему, хранению, выдаче (отпуску, реализации) и учету количества нефтепродуктов до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:

1. Оборудовать выход из помещений АЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ не менее 15 м. (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 6.18 Приказа МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 156.13130.2014) и п.29 "НПБ 111-98. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) (далее - НПБ 111-98);

2. Площадку для АЦ с жидким моторным топливом оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п.35* НПБ 111-98*);

3. Въезд и выезд с территории АЗС оборудовать пологими участками или дренажными лотками и очистными сооружениями для атмосферных осадков загрязненных нефтепродуктами (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014; п.9; п.9; п.39 НПБ 111-98*);

4. Обеспечить систему заземления для АЦ в соответствии с требованиями

ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ применить специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п.71 НПБ 111-98*);

5. Обеспечить исправную работу имеющейся в помещениях АЗС автоматической пожарной сигнализации. Заключить договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации (НПБ 110-03; п.61; п.63 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") (далее -ППР №390);

6.                 Не допускать единовременной заправки 2-х и более автомобилей на одном заправочном островке СУГ (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.14 СП 156.13130.2014; прилож. №6, п.13*НПБ 111-98*);

7.                 Оборудовать резервуары для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.18 СП 156.13130.2014; п.54 НПБ 111-98*);

8.                 Оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.35 СП 156.13130.2014; прилож. 6. п. 20.5* НПБ 111-98*);

9.                 Обеспечить наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ через трубопроводы, проложенные подземно (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.24 СП 156.13130.2014: п. 60 НПБ 111-98*);

10.            Оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; прилож. №6, п. 14 НПБ 111-98*);

П. Оборудовать на АЗС единичная вместимость резервуара СУГ в соответствии с допустимыми нормами, т.е. не более 10 мЗ (ФЗ от ми22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.30 СП 156.13130.2014: прилож. №6. п.20.1* НПБ 111-98*);

12.           Оборудовать заправочный островок СУГ на МАЗС сигнализатором довзрывоопасных концентраций (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.40 СП 156.13130.2014: прилож. 6, П.20.9НПБ 111-98*);

13. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ оборудовать АЗС устройством стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу, воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п 8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*);

14. Предусмотреть противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК до объектов зашиты, а именно:

-от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (на МАЗС составляет 7 м) (прилож.6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

-от ТРК с СУГ до электроконтактных сетей маршрутной линии электрифицированного транспорта - менее 25 м. (на МАЗС составляет 12 м) (прилож.6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

-от ТРК с ЖМТ до проезжей части дороги - менее 12 м. (на МАЗС составляет 8 м) (НПБ 111-98* таб. 1);

-от резервуара СУГ до ТРК СУГ - менее 20 м (на МАЗС составляет 4 м.) (прилож.6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

-от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ составляет менее 20 м (на МАЗС составляет 1 м.) (таб. П. 6.2 НПБ 111-98*);

-от площадки АЦ СУГ до здания операторской составляет менее 9 м (на МАЗС составляет 5 м.) (таб. П. 6.2 НПБ 111-98*);

15. Обустроить линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару АЗС огнепреградителями (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.26 СП 156.13130.2014; п. 62 НПБ 111-98*);

16. Оборудовать линию рециркуляции обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.26 СП 156.13130.2014; п. 62 НПБ 111-98*);

17. Оборудовать АЗС автоматической системой противоаварийной защиты при срабатывании которых, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.23 СП 156.13130.2014; прилож.6, п. 19.4 НПБ 111-98);

18. Оборудовать АЗС электромагнитными клапанами для перекрытия трубопроводов (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.24 СП 156.13130.2014; прилож.6, п. 19.9* НПБ 111-98*);

19. Оборудовать АЗС технологической системой, обеспечивающей возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.33 СП 156.13130.2014; прилож.6, п.20.2 НПБ 111-98);

20.                           Оборудовать АЗС технологической системой обеспечивающей возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.33 СП 156.13130.2014; прилож.6, п.20.2 НПБ 111-98).

21. Оборудовать площадки для АЦ первичными средствами пожаротушения- огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100 л каждый) и ТРК ОП-5 и воздушно-пенными огнетушителями (п.456; п.457 ППР №390);

22.                           Разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.2 ППР № 390);

23.            Не допускать к работе на АЗС лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума) (п.З ППР №390);

24. Назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР №390);

25.                           В административных помещениях, местах размещения технологических установок установить таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР №390);

26.                           Обеспечить выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (п. 14 ППР №390);

27.                           Организовать проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР №390);

28.                           Пронумеровать имеющиеся огнетушители. Завести журнал учета первичных средств пожаротушения (п. 478 ППР №390).

Нарушения требований санэпидемиологического законодательства.

1. Обеспечить соблюдение нормированного расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние до ближайшего жилого дома), что (п. 7.1.12. КЛАСС IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

2. Организовать разработку и проведение производственного контроля в соответствии с требованиями п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,- утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058- СИ" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001), п. 4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13 "Об утверждении санитарных правил СП 1.1.2193-07", а также ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

3. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно- допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1, п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (ст. 11, ч. 3 ст. 20, Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (представленное санитарно-эпидемиологическое заключение №05.01.01.000.Т.000002 02.12 от 28.02.2012г. с истекшим сроком действия);

4. Организовать проведение периодических медицинских осмотров работников (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда»),

5. Установить на АЗС мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест "(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88);

6. В уголке потребителя разместить информацию в соответствии с требованиями ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.

7. Оборудовать уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС в соответствии с требованиями ст.9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7.02.1992г.

8. Обеспечить работников АЗС спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении д. 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Абдулаева М.М., выслушав объяснения прокурора Дибирова М.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

<адрес> г. Махачкалы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к АЗС «Астра Ойл» ИП ФИО1, ФИО4 о приостановлении деятельности АЗС до устранения нарушений закона. Исковые требования мотивированы тем, что, прокуратурой <адрес> г. Махачкалы в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан, отдела надзорной деятельности и профилактики по г. Махачкале ГУ МЧС по Республике Дагестан, Государственной инспекции труда в Республике Дагестан, ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности опасных производственных объектов, санитарно-эпидемиологического законодательства, о лицензировании, трудового, налогового законодательства, а также законодательства о защите прав потребителей при эксплуатации автозаправочной станции «Астра ойл» (далее - АЗС либо МАЗС), расположенной в г. Махачкале, пересечение проспектов А. Акушинского / И. Шамиля/ у транспортной развилки г. Махачкалы.

Установлено, что при наличии полной технической оснащённости для реализации сжиженного газа и бензина у АЗС отсутствовала лицензия на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I. II и III классов опасности».

Кроме того на АЗС выявлены другие нарушения нормы пожарной безопасности санитарно-эпидемиологического законодательства.

Определением суда произведена замена ответчика ФИО1 на ФИО2 и в качестве соответчика привлечена ФИО3

Судом постановлено вышеуказанное решение, на которое представителем ФИО4 по доверенности ФИО12 подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе ФИО12 указывает, что об указанных нарушениях ответчики не знали, поскольку полагали, что все у них в порядке, так как АЗС работает на основании акта ввода его в эксплуатацию и на основании результатов многочисленных и частых проверок. При наличии нарушений не был бы выдан акт ввода в эксплуатацию объекта АЗС, соответственно все необходимые документы были получены. Просит решение суда отменить, поскольку большинство нарушений уже устранено.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Советского района г. Махачкалы ФИО13 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции ответчики не явились; извещены с соблюдением требований закона; судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Судом установлено, что на АЗС выявлены следующие нарушения:

1. Выход из помещений АЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ менее 15 м. (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 6.18 Приказа МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 156.13130.2014) и п.29* "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) (далее – НПБ 111-98);

2. Не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п.35* НПБ 111-98*);

3.                 На въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие участки или дренажные лотки и очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненных нефтепродуктами (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014; п.9; п.9; п.39 НПБ 111-98*);

4.                 Система заземление для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п.71 НПБ 111-98*);

5.                 Имеющаяся в помещениях АЗС автоматическая пожарная сигнализация находится в не рабочем состоянии. Не представлен договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации (НПБ 110-03; п.61; п.63 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") (далее -ППР №390);

6.                 На одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка 2-х и более автомобилей (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.14 СП 156.13130.2014; п.13 * НПБ 111-98*);

7.                 Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.18 СП 156.13130.2014; п.54 НПБ 111-98*);

8.                 Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема) (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.35 СП 156.13130.2014; прилож. 6, п.20.5 НПБ 111-98*);

9.                 Наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы проложенные подземно, образовывая падающую струю (ФЗ от, 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.24 СП 156.13130.2014; п. 60 НПБ 111-98*);

10.            Не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 14 НПБ 111-98*);

11.            На МАЗС единичная вместимость резервуара СУГ превышает допустимые нормы, т.е. более 10 мЗ (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.30 СП 156.13130.2014; прилож. 6, п.20.1* НПБ 111-98*);

12.           Заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.40 СП 156.13130.2014; прилож. 6, П.20.9НПБ 111-98*);

13.           Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*);

14.           Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК до объектов зашиты, а именно:

1. от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (на МАЗС оставляет 7 м) (прилож.6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

2. от ТРК с СУГ до электроконтактных сетей маршрутной линии электрифицированного транспорта - менее 25 м. (на МАЗС сбставляет 12 м) (прилож.6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

3.               от ТРК с ЖМТ до проезжей части дороги - менее 12 м. (на МАЗС составляет 8 м) (НПБ 111-98* таб. 1);

4.               от резервуара СУГ до ТРК СУГ - менее 20 м (на МАЗС составляет 4 м.) (прилож.6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

5.от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ составляет менее 20 м (на МАЗС составляет 1 м.) (таб. П. 6.2 НПБ 111-98*);

6. от площадки АЦ СУГ до здания операторской составляет менее 9 м (на МАЗС составляет 5 м.) (таб. П. 6.2 НПБ 111-98*).;

15.           На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.26 СП 156.13130.2014; п. 62 НПБ 111-98*);

16.           Линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 7.26 СП 156.13130.2014; п. 62 НПБ 111-98*);

17.           Отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4: п. 8.24 СП 156.13130.2014; прилож.6, п. 19.9* НПБ 111-98*);

18.           На объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты при срабатывании которых, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.23 СП 156.13130.2014; прилож.6, п.19.4 НПБ 111-98);

19.            На объекте защиты не предусмотрена технологическая система обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.4; п. 8.33 СП 156.13130.2014; прилож.6, п.20.2 НПБ 111-98).

20.            Площадка для АЦ не обеспечены первичными средствами пожаротушения- огнетушителями (не менее 2 ОГ1-50 или передвижные воздушно-пенные по 100 л каждый) и ТРК ОП-5 и воздушно-пенными огнетушителями (п.456: п.457 ПНР №390);

21.            Не представлена на обозрение утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.2 ППР № 390);

22.            Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума) (п.З ППР №390);

23.            Руководитель организации не назначил лиц, ответственных за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР №390);

24.            В административных помещениях, местах размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР №390);

25.            Руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (п. 14 ППР №390);

26.            Руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР №390);

27.            Имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (п. 478 ППР №390).

Также судом установлены нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства. Так:

l.He соблюдается нормированное расстояние (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние до ближайшего жилого дома -40м), что является нарушением требований п. 7.1.12. КЛАСС IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

2. Не представлена информация об организации проведения производственного контроля и не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6. п.4.4, п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (ред. от 27.03.2007) "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058- 01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001), п. 4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13 "Об утверждении санитарных правил СП 1.1.2193-07", а также ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;

З. Не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов (Г1ДВ) в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1, п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

Вышеперечисленное является и нарушением ст. 11. ч. 3 ст. 20, Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (представленное санитарно-эпидемиологическое заключение №05.01.01.000.Т.000002 02.12 от 28.02.2012г. с истекшим сроком действия);

4.      Не представлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работниками, что является нарушением требований ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда».

5.      Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88);

6. В уголке потребителя отсутствует информация в соответствии с требованиями ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.

7.Отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС в соответствии с требованиями ст.9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7.02.1992г.

8.Работники АЗС не обеспечены спецодеждой, и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, в нарушении п. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение суд с исковым заявлением в защиту интересов субъектов Российской Федерации.

Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. Помимо этого, периодически АЗС посещают иные лица (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 годаК 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.

Федеральным законом от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В соответствии со статьями первой и второй указанного Закона вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 616 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приведенные выше обстоятельства, связанные с эксплуатацией АЗС с нарушением законодательства о противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, являются как содержащие опасность причинения вреда. Бездействие, выразившееся в несоблюдении таких требований к безопасности объектов дорожной инфраструктуры, является незаконным, а соответствующее требование прокурора - обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств при правильном установлении и всестороннем исследовании юридически значимых для разрешения заявленных требований обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Между тем судебная коллегия не находит оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда первой инстанции, они не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-7777/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Советского района г.Махачкалы
Ответчики
Магомедов А.Н.
Мудуев Ю.Г.
ИП Омаров Саху Гитиномагомедович
Мудуева М.К.
АЗС Астра Ойл ИП Омаров Саху Гитинамагомедович
Другие
Магомедов М.Г.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Абдулаев Магомед Магомедрасулович
15.11.2019[Гр.] Передача дела судье
19.12.2019[Гр.] Судебное заседание
30.12.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее