Дело № 2-79/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2015 года город Омск
Омский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Денисенко С.В., при секретаре судебного заседания Быковой У.С., с участием заявителя Райкова Д.А., его представителя Шевченко А.А., представителя заинтересованного лица Сычева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Райкова <данные изъяты> об оспаривании бездействия командира этой же воинской части, выразившегося в непредоставлении суток отдыха,
установил:
Райков обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что командир войсковой части <данные изъяты> в декабре 2014 года не предоставил ему положенное количество суток отдыха.
Полагая, что этим бездействием нарушены его права, Райков просит суд признать его незаконным и обязать указанное должностное лицо предоставить положенные сутки отдыха.
В судебном заседании Райков и его представитель Шевченко заявленные требования поддержали и пояснили, что заявитель проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>. В декабре 2014 года командованием воинской ему были предоставлены четверо суток отдыха, вместо положенных в соответствии с нормами Общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации шести суток. Между тем, несмотря на истечение первого квартала 2015 года, в котором могли быть предоставлены двое оставшихся суток отдыха и убытие его в марте 2015 в основной отпуск за 2014 год, к которому могли быть присоединены указанные дни, командир части ему их не предоставил, что нарушает его права.
Представитель командира войсковой части <данные изъяты> Сычев требования заявителя не признал и пояснил, что действительно Райкову в декабре 2014 года были предоставлены четверо суток отдыха. Однако, поскольку указанный военнослужащий не обращался к командованию за предоставлением оставшихся двух суток отдыха за указанный период, ему этот отдых не предоставлен. При этом учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, а также учет предоставленных им дополнительных суток отдыха, в воинской части в декабре 2014 года не велся.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства руководитель Отдела финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не прибыл и просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Пунктом 219 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
Как усматривается из объяснения заместителя командира войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> в декабре 2014 года <данные изъяты> Райкову были предоставлены четыре выходных дня.
Согласно приложению 2 к Положению о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что <данные изъяты> Райкову в декабре 2014 года вместо положенных шести суток отдыха, командованием воинской части предоставлено четверо суток, а оставшиеся положенные двое суток отдыха указанному военнослужащему до настоящего времени не предоставлены, в том числе не присоединены к основному отпуску за 2014 год, период которого совпал с окончанием первого квартала 2015 года. При этом Райков о присоединении указанных дней отдыха к основному отпуску за истекший год не просил.
Исходя из названных выше положений нормативных правовых актов предусмотрены следующие сроки (периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.
При этом желание военнослужащего о предоставлении суток отдыха требуется только при присоединении этих суток к основному отпуску, а в остальных случаях обязанность предоставления дополнительных суток отдыха, если они не предоставлены в другие дни недели непосредственно после возникновения права на них, возложена на командование в срок до истечения первого квартала года, следующего за годом, в котором у военнослужащего возникло указанное право.
Данный вывод следует из п.14 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливающего крайний период (первый квартал следующего года) предоставления военнослужащему основного отпуска, к которому по его желанию могут быть присоединены дополнительные сутки отдыха.
При таких обстоятельствах дела суд считает бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, выразившееся в непредоставлении <данные изъяты> Райкову двух дополнительных суток отдыха до начала его основного отпуска за 2014 год, период которого совпал с окончанием первого квартала 2015 года, незаконным, доводы представителя заинтересованного лица несостоятельными, а заявление Райкова признает обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица, устранить в полном объеме допущенное в отношении заявителя нарушение прав.
Для восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым возложить на командира войсковой части <данные изъяты> обязанность предоставить Райкову положенные двое суток отдыха.
Квитанцией об уплате государственной пошлины подтверждается, что за поданное в суд заявление уплачено 300 рублей.
Поскольку требования заявителя подлежат удовлетворению, суд в соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины считает необходимым взыскать в его пользу с войсковой части <данные изъяты> в полном объеме.
Учитывая, что согласно договору на обслуживание <данные изъяты> операции с денежными средствами указанной воинской части осуществляет ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области», то суд взыскивает сумму государственной пошлины в пользу заявителя с указанного финансового учреждения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Заявление Райкова <данные изъяты> удовлетворить.
Признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, выразившееся в не предоставлении Райкову <данные изъяты> двух положенных суток отдыха за декабрь 2014 года, незаконным.
Обязать командира войсковой части <данные изъяты> предоставить Райкову <данные изъяты> двое суток отдыха.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» (за войсковую часть <данные изъяты>) в пользу Райкова <данные изъяты> судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Омский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Денисенко