РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2016 года Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Суворовой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Никитайкиной З.Н.,
с участием представителя истцов Ломоносовой Е.Ю.,
представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Житняковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело № 2-935,898-900-2016 по иску Козьминой Е.В., Черенцовой Н.Н., Ковригиной В.А., Ивановой Л.Е., Фирсовой А.Г., Селезневой С.В., Сухаревой Т.А., Пельменевой О.Н. к Открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт», Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго» о признании незаконным установку общедомового прибора учета по потреблению электроэнергии, о понуждении проведения перерасчета и проведения платы за общедомовые нужды по электроэнергии по нормативу,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ссылаясь на следующее, что им, в частности Козьминой Е.В., Черенцовой Н.Н., Ковригиной В.А., Ивановой Л.Е. Фирсовой А.Г., Селезневой С.В., Сухаревой Т.А., Пельменевой О.Н. – собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> ОАО «Читаэнергосбыт» незаконно производит начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом показаний общедомовых приборов учета, установленных ненадлежащими лицами и с нарушением процедуры. Действия ответчиков повлекли нарушение имущественных прав истцов, проживающих по вышеуказанному адресу.
Истцы просят суд признать незаконным установку ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» общедомового прибора учета потребления электроэнергии для расчета платежей на ОДН в многоквартирном жилом доме, по месту их проживания, в связи с несоблюдением процедуры его установки, и ввода в эксплуатацию.
Кроме того, истцы просят суд обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести им перерасчет начислений платы за ОДН по электроэнергии за период времени с 01 января 2013 года по дату принятия решения судом, по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу. Также истцы просят возложить обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» производить начисление платы за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды по нормативу, согласно формулы 15 Постановления РФ от 06 мая 2011 года № 354 «Предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», удовлетворению не подлежит.
Истцы Козьмина Е.В., Черенцова Н.Н., Ковригина В.А., Иванова Л.Е. Фирсова А.Г., Селезнева С.В., Сухарева Т.А., Пельменева О.Н. надлежаще извещались о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителя Ломоносовой Е.Ю., также указав, что исковые требования они поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании представитель истцов Ломоносова Е.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснив, что с 01 января 2011 года по настоящий момент предложения об оснащении их многоквартирного жилого дома, в котором они проживают, прибором учета электрической энергии, о необходимости обеспечения допуска сетевой организации к месту установки прибора учета, уведомления о дате и времени совершения действий по установке прибора учета, о месте установки прибора учета от ОАО «МРСК-Сибири» филиал «Читаэнерго» истцы не получали. При этом, истцы согласны оплачивать коммунальный ресурс электроснабжение на общедомовые нужды, но только по нормативам.
В судебном заседание представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Житнякова К.С., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. Дополнительно указав, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников помещений данного многоквартирного жилого дома является ОАО «Читаэнергосбыт», которое правомерно производит начисление платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. В силу действующего законодательства собственники обязаны были произвести установку общедомовых приборов учета, однако до 01 июня 2013 года это не было исполнено лицами ответственными за их установку, потому на себя взяла данное обязательство сетевая организация, установив на многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> края общедомовой прибор учета. Установленный общедомовой прибор учета был принят в качестве расчетного на основании соответствующего акта № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу пунктов 59.1, 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае: отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечения срока эксплуатации ОДПУ. Расширенному толкованию указанный перечень не подлежит, потому оснований для не применения установленного в доме истцов ОДПУ, который технически пригоден, что подтверждается актами технических проверок у ОАО «Читаэнергосбыт» не имелся.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» Маркова О.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно, в судебное заседание не явилась, уважительность причин не явки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела также суду не представляла.
Вместе с тем, представитель ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» Маркова О.Ю. представила в суд мотивированный отзыв относительно заявленных исковых требований истцов, согласно которого исковые требования не признала.
Указав следующее, что в целях исполнения требований Федерального закона от 03 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении….» в 2009 году силами ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» установлен прибор учета № тип ЦЭ 6803В на фасаде многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. Указанный прибор учета установлен с целью фиксации объема электрической энергии, отпущенной в вышеуказанном МКД. Ввиду отсутствия заявлений собственников жилых (нежилых) помещений спорного МКД о замене прибор № тип ЦЭ 6803В на общедомовой прибор учета ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» эксплуатировало вышеуказанный прибор учета для коммерческих расчетов с ОАО «Читаэнергосбыт». Собственники спорного дома не предпринимали каких-либо мер к тому, чтобы в установленный законом срок приборы учета установить.
Также представитель ответчика отметила, что на официальном сайте ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» в установленные законом сроки, размещено требование к приборам учета, а также к местам его установки.
В июне 2010 года на официальном сайте ОАО «Читаэнергосбыт» размещено предложение об оснащении приборами электрической энергии для потребителей ОАО «Читаэнергосбыт».
Общедомовой прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, то есть на фасаде многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ № подписан сторонами без замечаний, на сегодняшний день не оспорен.
По мнению представителя ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» истцами не представлено причинно-следственной связи между незаконными действиями ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению платы ОДН исходя из показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета и незаконной установкой общедомового прибора учета.
Вне зависимости от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета, собственники спорного МКД обязаны нести расходы на потребление электрической энергии по нормативу ввиду наличия управляющей компании, отсутствия непосредственного управления и решения общего собрания собственников об оплате ОДН свыше норматива. Таким образом, требования, выдвинутые истцами к ОАО «Читаэнергосбыт» о взыскании платы за ОДН с собственников и нанимателей МКЖД № по <адрес> являются незаконными.
На основании вышеизложенного представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» просит отказать в удовлетворении исковых требований истцов.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ТСЖ Гурьева о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно, в судебное заседание не явились, уважительность причин не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела также суду не представляли.
При подготовке дела к рассмотрению судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора была привлечена Государственная жилищная инспекция Забайкальского края.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно, в судебное заседание не явились, суду не представили доказательств уважительности не явки в суд, также не представили суду и ходатайств об отложении дела.
С учетом мнения представителя истцов, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, признав причину их не явки в судебное заседание неуважительной.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (п. 6 Правил № 354), как заключенного в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 вышеуказанного Закона собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 года № 178.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию предусматривает проверку места установки и схемы подключения прибора учета, состояния прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части метрологических характеристик. Заканчивается данная процедура составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию (п. 154 Основных положений).
Как следует из материалов дела, истцы Козьмина Е.В., Черенцова Н.Н., Ковригина В.А., Иванова Л.Е. Фирсова А.Г., Селезнева С.В., Сухарева Т.А., Пельменева О.Н. являются собственниками жилых помещений, в многоквартирном жилом доме, расположенным по адресу: <адрес>
Собственники вышеуказанного дома избрали способ управления многоквартирным домом управление домами ТСЖ Гурьева, о чем свидетельствует протокол годового (внеочередного) общего собрания собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела установлено и не оспорено сторонами, услугу энергоснабжения в многоквартирном жилом доме № № расположенном по <адрес> в <адрес> оказывает ОАО «Читаэнергосбыт».
ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ПАО «МРСК Сибири».
Из вышеприведенных норм закона, до 01.07.2012 года собственникам многоквартирных домов надлежало установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что действия по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета до указанной даты собственниками совершены не были.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с 01 января 2013 года ОАО «Читаэнергосбыт» производит истцам начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета, который установлен сетевой организацией.
Пунктом 150 Основных положений указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Из пояснений представителя истцов, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что они не уведомлялись о намерении сетевой организации совершить действия по установке прибора учета, как и о мероприятиях, связанных с вводом в эксплуатацию такого прибора.
В порядке 56 ГПК РФ представителем сетевой организации не были представлены доказательства направления в адрес собственников предложений об оснащении общедомовым прибором учета электрической энергии.
Акт разграничения балансовой принадлежности от 06.03.2013 года - подписан председателем ТСЖ <данные изъяты> ФИО14
Как следует из пояснений представителей ответчиков изложенных в отзывах, на основании заключенного между ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», договора оказания услуг по передаче электрической энергии последнее произвело установку общедомового прибора учета в многоквартирном жилом <адрес>, в 2009 года. При этом, представители ответчиков указывали, что изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между двумя юридическими лицами сетевой и ресурсоснабжающей организациями.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель, определяя в ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года №, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Исходя из вышеуказанного Приказа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
К одному из критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета относится следующее, если установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (п. п. «а» п. 2 Приложения № 1).
Таким образом, необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена на законодательном уровне, результаты такого обследования должны отражаться в акте, составленном по форме, утвержденной названным Приказом Минрегионразвития РФ № 627 от 29 декабря 2011 года.
В материалы дела доказательства, свидетельствующие том, что в отношении многоквартирного дома, где проживают истцы, проводилось обследование, устанавливалась техническая возможность монтажа оборудования, и что данные действия фиксировались в соответствующем акте, не представлены.
Из материалов дела следует, что установленный на фасаде спорного дома общедомовой прибор учета № тип ЦЭ 6803В и был допущен в эксплуатацию на основании акта № от 25 февраля 2013 года, подписанного представителем ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и представителем ТСЖ <данные изъяты> ФИО14 При этом представитель гарантирующего постановщика (ОАО «Читаэнергосбыт») участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию не принимал, сведений о том, что сетевая компания уведомила гарантирующего поставщика о необходимости обеспечить явку представителя для допуска прибора учёта в эксплуатацию, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что действия сетевой организации по установке общедомового прибора учета электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, являются незаконными.
Ответчиками суду не предоставлен акт установки прибора учета. Несмотря на отсутствие в законе прямого требования об обязанности сетевой организации при установке ОДПУ извещать о дате и времени проведения данных работ ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, собственников помещений в МКД для их участия в комиссии по допуску ОДПУ в эксплуатацию, суд полагает, что подобное извещение необходимо, поскольку законом предусмотрено императивное требование о допуске ОДПУ в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Также доводы ответчиков об отсутствие необходимости личного уведомления собственников помещений, являются противоречащими п. 150 Основных положений, предусматривающего необходимость сетевой организацией направления собственникам энергопринимающих устройств уведомления способом, позволяющим подтвердить факт его получения. В противном случае было бы невозможно проверить соблюдение данного срока, поскольку сетевой организацией акт установки мог бы быть составлен в одностороннем порядке в любое время любой датой, в т.ч. и «задним числом».
Суд оценивает критически копию акта допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку суду не представлен оригинал вышеуказанного документа. Также судом отмечается, что данный акт подписан работником сетевой организации и председателем ТСЖ <данные изъяты> ФИО14, которую никто из собственников и нанимателей помещений МКД не делегировал участвовать при подписании вышеуказанного акта.
Представитель управления домами ТСЖ Гурьева участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию не принимал, сведений о том, что сетевая компания уведомила ТСЖ Гурьева о необходимости обеспечить явку представителя для допуска прибора учёта в эксплуатацию, материалы дела не содержат.
Более того, представленный в материалы дела вышеуказанный акт не может быть расценен, как доказательство соблюдения сетевой организацией процедуры установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды. Такие поверки не являются тождественной процедурам установки и допуска приборов учета в эксплуатацию.
Суду не предоставлены надлежащие сведения и документы о дате установки ОДПУ в МКД истцов, а также доказательства соблюдения сетевой организацией месячного срока допуска ОДПУ в эксплуатацию с момента его установки. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Более того, на момент установки общедомового прибора учета, здание данного МКД не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующие акты не составлялись, жители дома при вводе в эксплуатацию прибора учета участия не принимали.
В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст. 153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования истцов обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из того, что установка прибора учета без соблюдения установленной законом процедуры нарушает права собственников помещений в жилом доме, поэтому расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителям электрической энергии - истцам, проживающим в данном МКД, с учетом показаний ОДПУ, установленных ненадлежащими лицами, с нарушением процедуры, является не правомерным.
Более того, как выше указывалось судом в спорном многоквартирном доме был избран способ управления – управление домами ТСЖ Гурьева.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2,2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации, которая по закону является исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.
Исходя из вышеизложенного следует, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить начисление платы за потребляемую электроэнергию на общедомовые нужды.
Кроме того, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Согласно действующей редакции ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Из изложенного следует, что до 30 июня 2015 года при наличии управляющей организации ресурсоснабжающая организация в силу прямого запрета не вправе была взимать плату за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды. После указанной даты ресурсоснабжающая организация вправе взимать данную плату только при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, сведений о том, что собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение о внесение платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, непосредственно в ОАО «Читаэнергосбыт», материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что при наличии управляющей организации ОАО «Читаэнергосбыт» не вправе было производить начисление и взимание платы за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, указанный ответчик обязан произвести истцам перерасчёт указанной платы с 01 января 2013 года по день вынесения решения суда по настоящему делу, то есть 23 мая 2016 года.
Вместе с тем, требования истцов о возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» производить начисление платы за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды по нормативу, согласно формулы 15 Постановления РФ от 06 мая 2011 года № 354 «Предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300,00 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козьминой Е.В., Черенцовой Н.Н., Ковригиной В.А., Ивановой Л.Е., Фирсовой А.Г., Селезневой С.В., Сухаревой Т.А., Пельменевой О.Н. к Публичному акционерному обществу «Читаэнергосбыт», Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго» о признании установки общедомового прибора учета по начислению незаконным, проведения перерасчета платы за общедомовые нужды по электроэнергии и проведения платы по нормативу, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» по установке общедомового прибора учета потребленной электроэнергии для расчета платы на общедовые нужды по адресу: <адрес>
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Козьминой Е.В., Черенцовой Н.Н., Ковригиной В.А., Ивановой Л.Е., Фирсовой А.Г., Селезневой С.В., Сухаревой Т.А., Пельменевой О.Н., перерасчет начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день вынесения решения судом), в связи с незаконностью взимания.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» производить начисление платы за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды по нормативу, согласно формулы 15 Постановления РФ от 06 мая 2011 года № 354 «Предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», отказать.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину с каждого в размере 300,00 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд, через Борзинский городской суд Забайкальского края, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Суворова Т.А.
Копия верна: Суворова Т.А.