Дело № 2-628/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2016 года п. Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Сысуевой С.В.
При секретаре Бородиной А.В.
С участием помощника прокурора Брединского района Самойловой С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Брединского муниципального района о возложении обязанности установить в здании МКОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» тревожную сигнализацию,
У с т а н о в и л:
Прокурор Брединского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Брединского муниципального района о возложении обязанности установить в здании муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ Комсомольская СОШ) по адресу: Брединский район, п. Комсомольский, ул. Мира, д. 1А тревожную сигнализацию (кнопку экстренного вызова наряда полиции).
В судебном заседании помощник прокурора Самойлова С.Н. иск поддержала по указанным в нем основаниям.
Представитель Администрации Брединского муниципального района по доверенности Наумов А.Ю. исковые требования признал полностью, просив установить разумный срок для исполнения решения суда, указывая на то, что срок исполнения требований об установке в здании Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» тревожной сигнализации, функционирующей по средствам сотовой связи стандарта GSM с выводом на пульт центрального наблюдения ОВО по Брединскому району филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области в срок до 31.12.2016 года является нереальным, поскольку необходимо выделение денежных средств, составление сметы, непосредственно само установление данного оборудования в здании школы, просил о продлении срока исполнения данных обязанностей.
Представитель 3-го лица Управления образования Администрации Брединского муниципального района по доверенности Мурзагалеев А.М. также исковые требования признал, указывая на то, что срок исполнения данных требований является слишком маленьким.
Представитель 3-го лица муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску не представили.
Суд, заслушав стороны, прокурора, полагавшего иск удовлетворить, исследовав письменные доказательства, полагает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пп. Д п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, а также Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года №272 одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пункт 13 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, предусматривает, что предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
В соответствии с пп. Е п. 21 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относится организационно-технические меры (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
На основании п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.4.18, 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года №635/10, здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В силу п.3 Типового перечня (плана) мероприятий по подготовке образовательных учреждении к новому учебному году, утвержденного указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2008 года №№АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23, установка системы тревожной сигнализации является одним из мероприятий по подготовке образовательного учреждения к новому учебному году.
Согласно ч.1, 3, 6 и 7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пункт 8 части 1 ст.41 указанного закона предусматривает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.п. 1.1, 1.4, 5.1, 5.2 Устава, МКОУ Комсомольская СОШ является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, а учредителем и собственником имущества МКОУ является администрация Брединского муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности МКОУ осуществляется учредителем за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. От имени учредителя его определенные функции осуществляет Управление образования администрации Брединского муниципального района.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.4 ст.3, п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ "О противодействии терроризму", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Часть 2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
По информации начальника ОМВД России по Брединскому району от 25.01.2016 года № «О предоставлении информации» и информации начальника Управления образования администрации Брединского муниципального района от 26.01.2016 года № в здании МКОУ Комсомольская СОШ, расположенного по адресу: <адрес> отсутствует тревожная сигнализация (кнопка экстренного вызова наряда полиции).
Отсутствие тревожной сигнализации в МКОУ Комсомольская СОШ влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения и в случае совершения на его территории (в его помещениях) преступления террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др) может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Вопреки требованиям ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» принцип приоритета мер, направленных на профилактику терроризма, не стал до настоящего времени основополагающим в работе администрации района. Надлежащий контроль за обеспечением антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения администрацией района не осуществлялся.
По фактам выявленных нарушений заместителем прокурора района 03.03.2016 года в адрес главы Брединского муниципального района внесено представление № с требованием об устранении выявленных нарушений и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Согласно поступившего в прокуратуру района ответа от 01.04.2016 года № начальника Управления образования администрации Брединского муниципального района Г. И.Г., в бюджете Управления образования администрации Брединского муниципального района отсутствуют денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, оборудования образовательных учреждений, в т.ч. МКОУ Комсомольская СОШ средствами тревожной сигнализации действующей по средствам связи стандарта GSM.
В настоящее время имеется техническая возможность оборудования образовательных учреждений, расположенных вне зоны действия пульта центрального наблюдения ОВО по Брединскому району филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области, то есть за пределами п.Бреды Брединского района Челябинской области, средствами тревожной сигнализации по средствам сотовой связи стандарта GSM. Принцип действия указанного вида тревожной сигнализации заключается в следующем: в случае нарушения общественного порядка, общественной безопасности или совершения террористического акта на территории образовательного учреждения, сотрудник учреждения путем нажатия кнопки тревожной сигнализации, отправляет сообщение по средствам сотовой связи на пульт центрального наблюдения ОВО по Брединскому району филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области, затем незамедлительно информация доводится до начальника смены дежурной части ОМВД России по Брединскому району для дальнейшего принятия решения о направлении сотрудников полиции для выяснения причины срабатывания сигнализации.
Выполнение обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения тревожной сигнализацией направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности и укрепление антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения. Посредством безопасности личности обеспечиваются в конечном счете интересы гражданского общества, правового государства и национальной безопасности.
Учитывая вышеизложенное следует, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
При определении срока для устранения допущенных нарушений суд принимает во внимание те обстоятельства, что разрешение заявленных требований не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий вообще, в связи с чем полагает определить срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу для устранения допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Брединского муниципального района установить в здании Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Комсомольская средняя общеобразовательная школа, расположенной по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Комсомольский, ул. Мира, д. 1А тревожную сигнализацию, функционирующую по средствам сотовой связи стандарта GSM с выводом на пульт центрального наблюдения ОВО по Брединскому району филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Челябинской области, в срок восемь месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Сысуева С.В.