27 октября 2015 года г. Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Л.Т. Кулагиной
при секретаре Е.С. Бочкаревой,
с участием помощника прокурора Л.Н. Асабиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ашинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Районный Дворец культуры «Металлург» о возложении обязанности обеспечить доступ к объекту социальной инфраструктуры маломобильных групп населения,
У С Т А Н О В И Л:
Ашинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к Муниципальному бюджетному учреждению «Районный Дворец культуры «Металлург», администрации Ашинского муниципального района о возложении обязанности в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание муниципального бюджетного учреждения «Районный Дворец культуры «Металлург», расположенное по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями для доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры
В обоснование иска указал, что муниципальное бюджетное учреждение «Районный Дворец культуры «Металлург» (далее по тесту – МБУ «РДК»Металлург») зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>. На основании договора безвозмездного пользования <номер> от <дата> в МБУ РДК во временное безвозмездное пользование передано муниципальное имущество нежилое помещение <номер> (<адрес>) Дома культуры. В соответствии с п.1.5 Устава МБУ РДК учредителем учреждения является МО «Ашинский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры Ашинского муниципального района. В ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание МБУ РДК, расположенного по адресу <адрес> не оборудован пандусом и поручнями для доступа маломобильных групп населения.
В судебном заседании прокурор Асабина Л.Н. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, директор Дубынина А.И, действующая на основании устава (л.д.9-17,46), в ходе рассмотрения дела и в судебном заседании с иском согласилась частично, поясняла, что намерены устроить пандусы, но в столь коротки сроки выполнить работы не представиться возможным. С учетом прохождения всех административных процедур потребуется не менее десяти месяцев.
Представитель третьего лица, администрации Ашинского муниципального района, Рычков А.Н. по доверенности (л.д.47), в судебном заседании с необходимостью проведения работ по беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание Дворца культуры согласился, но просит определить срок выполнения работ не ранее <дата>, так как вопрос о выделении денежных средств на проектно-сметную документацию будет рассмотрен в ноябре 2015 года, денежные средства выделены в декабре. Не менее 45 дней проводится экспертиза в <адрес>, до двух месяцев котировка, составление договора и выполнение работ от трех месяцев.
Представитель третьего лица, Управления культуры администрации Ашинского муниципального района, Соломинова Т.В., действующая на основании положения (л.д.54-59), в судебном заседании считает необходимым установить срок выполнения работ не менее, чем до <дата>.
Представитель третьего лица, администрации Ашинского городского поселения, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще распиской (л.д.53), ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки не сообщил. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.9 вышеназванного закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст. 15 указанного закона организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике.
В силу п.17 ч.1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.
Согласно п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждениеотвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, МБУ «РДК «Металлург» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.34-36).
На основании договора безвозмездного пользования <номер> от <дата> МБУ «РДК «Металлург» передано нежилое помещение <номер> – Дома культуры, обще площадью 2000,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.26-28).
Собственником данного нежилого помещения является муниципальное образование «Ашинское городское поселение Ашинского муниципального района <адрес>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.25).
Согласно справки от <дата> о результатах проверки, проведенной помощником Ашинского городского прокурора Плинокос О.В., установлено, что вход в здание МБУ «РДК «Металлург», расположенного по адресу <адрес>, не оборудован пандусом и поручнями для доступа маломобильных групп населения ни у главного входа, ни у запасного выхода (л.д.6).
Как усматривается из сводной информации о паспортизации объектов социальной инфраструктуры объект по адресу: <адрес>, признан условно доступным. Можно добиться полной доступности объекта путем выполнения работ по адаптации объекта, а именно устройством пандуса, соответствующего нормативным требованиям (л.д.8).
В силу ч. 1 ст. 12 федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу ч. 7 чт. 30 указанного закона проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Пунктами 4.1.14-4.1.15. Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001 в части требований к земельным участкам, входам и путям движения, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Пунктами 5.1.1.-5.1.2. указанного свода правил предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Таким образом, вышеуказанные требования законодательства возлагают на собственников объектов социальной инфраструктуры обязанность по обеспечению гражданам-инвалидам беспрепятственного доступа в указанные объекты.
Несоблюдение приведенных выше норм федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ и положений Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» нарушает социальные права инвалидов и маломобильных групп населения, круг которых определить не представляется возможным.
Таким образом, требования прокурора направлены на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения) в случае нарушения закона.
Принимая во внимание, что ответчики признают отсутствие надлежащего доступа в здание Дворца культуры для маломобильных групп населения, а также, учитывая, что согласно представленной информации по паспортизации объектов социальной инфраструктуры имеется техническая возможность данные нарушение устранить, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителей ответчиков о необходимости установления более длительного срока выполнения работ с учетом сроков прохождения административной процедуры бюджетного финансирования, проведения экспертизы сметной документации, проведения конкурса на выполнение работ, и считает возможным установить срок до 01.09.2016 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины. Так как требование заявлено в интересах неопределенного круга физических лиц, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МБУ «РДК «Металлург» в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ашинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Районный Дворец культуры «Металлург» обязанность в срок до <дата> оборудовать вход в здание муниципального бюджетного учреждения «Районный Дворец культуры «Металлург», расположенное по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями для доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Районный Дворец культуры «Металлург» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ашинский городской суд.
Председательствующий п/п Л.Т. Кулагина
Копия верна
Судья Л.Т. Кулагина
Секретарь с/з Е.С. Бочкарева