Дело № 2а-1326/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волжск 8 октября 2018 годаВолжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Щекочихиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Сотнурского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Марий Эл Хидиатуллиной И. С., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республики Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация Сотнурского сельского поселения Республики Марий Эл обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что 30 ноября 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа №2-1799/16, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
14 декабря 2017 года судебным приставом Межрайонного отдела УФФСП России по РМЭ Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Администрация поселения считает, что все меры надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты: Решением Волжского городского суда от 21 февраля 2018 года (дело №13-40/2018), администрации Сотнурского сельского поселения предоставлена отсрочка по обеспечению внесений в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» до 31.12.2018 года.
Административный истец администрация Сотнурского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл просит суд освободить Администрацию Сотнурского сельского поселения Республики Марий Эл от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Марий Эл Хидиатуллиной И.С. от 14 декабря 2017 года № по исполнительному производству №-ИП от 30 ноября 2017 года.
Представитель административного истца администрации Сотнурского сельского поселения Волжского муниципального района РМЭ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Марий Эл Хидиатуллина И.С., Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Волжского межрайонного прокурора РМЭ Асадуллин Р.Р. оставил на усмотрение суда удовлетворение иска.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Марий Эл Хидиатуллиной И.С. от 30 ноября 2017 года № было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа ФС 009030937, выданного Волжским городским судом по делу №2-1799/16 в отношении администрации Сотнурского сельского поселения, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
14 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора с администрации Сотнурского сельского поселения Волжского муниципального района РМЭ в размере 50 000 руб., в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Постановлением от 11 января 2018 года о совершении должником обязательных действий судебный пристав-исполнитель обязал администрацию муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского района РМЭ предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. Кроме того, было вынесено предупреждение в адрес должника-администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского района РМЭ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч.11 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В ч.12 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Из частей 2 и 3 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В силу ч.6 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно определения Волжского городского суда РМЭ от 21 февраля 2018 года администрации Сотнурского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения Волжского городского суда РМЭ от 28 сентября 2016 года по гражданскому делу №2-1799/16 по иску Волжского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сотнурского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, сроком до 31 декабря 2018 года.
Принимая во внимание, что у администрации Сотнурского сельского поселения Волжского муниципального района РМЭ имеется отсрочка в исполнении решения Волжского городского суда от 28 сентября 2016 года по гражданскому делу №2-1799/16 по иску Волжского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сотнурское сельское поселение» Волжского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведении о границах населенных пунктов, в срок до 31 декабря 2018 года, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск Администрации Сотнурского сельского поселения, - удовлетворить.
Освободить Администрацию Сотнурского сельского поселения Республики Марий Эл от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республики Марий Эл Хидиатуллиной И.С. от 14 декабря 2017 года № по исполнительному производству №-ИП от 30 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ через Волжский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение принято 12 октября 2018 года.