6 августа 2018 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Борс Х.З., Зенина В.А.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Вартанянца С.Г. на решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2018 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
представитель ООО «Горторгкомплекс» по доверенности Вольфман Е.И. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 67 608 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной 190 700364 руб. 21 коп.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд установил кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 261047 000 рублей. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости предписано считать 29 декабря 2017 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Вартанянц С.Г. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, полагая судебное решение незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов, ООО «Горторгкомплекс» на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 67 608 кв. м, категория земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для строительства оптово-розничного рынка», расположенный по адресу: <...>.
Право собственности удостоверено свидетельством о государственной регистрации права <...>.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 468 777646 руб. 08 коп.
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное.
В силу ст.389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
В силу положений ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 1 января 2016 г.
В силу ст. 24.18 Федеральный закон от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Представитель ООО «Горторгкомплекс» обращался 29 декабря 2017 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением Комиссии от 25 января 2018 года № 3/46 заявление общества отклонено.
Административным истцом в суд представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Научно-производственное предприятие «Институт экспертизы и права», согласно которого рыночная стоимость объекта составляет 190 700364 руб. 21 коп.
Поскольку решением Комиссии данный отчет признан несоответствующим требованием оценочной деятельности, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 31 марта 2018 г., выполненного ООО «Департамент профессиональной оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 261047000 руб.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В ходе судебного разбирательства административным истцом, представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость объекта недвижимости является достоверной.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец, обращался с заявлением, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю 27 декабря 2017 г., датой внесения в ЕГРН оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка является 2 февраля 2017 г.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности истца.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка не были допущены нарушения закона, не является основанием к отмене решения суда, поскольку истцом реализовано законное право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом весь комплекс условий, установленных для этого нормативными правовыми актами, административным истцом соблюден.
Довод о снижении поступлений в местный бюджет является несостоятельным и не заслуживает внимания, поскольку не основан на законе.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2018 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи