Решение по делу № 2-3251/2015 от 06.11.2015

Дело № 2-3251/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«07» декабря 2015 года г. Тверь

Московский районный суд города Твери

в составе председательствующего судьи Климовой К.В.

при секретаре Бурковой М.В.

с участием представителя истца Синицкой А.А.,

представителя ответчика Бябичевой И.А.,

третьего лица Лукомника Ю.Ф.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Администрации города Твери к Государственному казенному учреждению Тверской области «Центр занятости населения города Твери» о признании незаконным решения органа службы занятости населения о сохранении месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения,

У с т а н о в и л:

Администрация города Твери обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Тверской области «Центр занятости населения города Твери» о признании незаконным решения органа службы занятости населения о сохранении месячного заработка за уволенным работником Лукомником Ю.Ф. в течение третьего месяца со дня увольнения, в обоснование которого указано, что Лукомник Ю.Ф. уволен ДД.ММ.ГГГГ года из Избирательной комиссии города Твери на основании п. 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. На момент увольнения гр. Лукомник Ю.Ф. являлся пенсионером и ему была назначена пенсия по старости. На основании ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 178 ТК РФ средний месячный заработок за третий месяц сохраняется за уволенным работником по решению органа службы занятости в исключительных случаях. В определении от 29.11.2012 г. № 2214-0 Конституционный суд РФ выявил смысл положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ. Согласно вынесенному Конституционным судом определению, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Также, Конституционным судом сделан вывод о том, что оспариваемое законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного, и не лишает работодателя права обжаловать решение органа службы занятости населения в суд, который обязан оценивать обжалуемое решение с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств. При этом право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение, которое может быть обжаловано работодателем в судебном порядке. Сама по себе обязанность работодателя осуществлять указанные в части 2 статьи 178 ТК РФ выплаты в пользу работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата, не предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы экономической деятельности работодателя и учитывает баланс интересов сторон трудового договора.

«ДД.ММ.ГГГГ года Лукомнику Ю.Ф. ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» выдана справка для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 ТК РФ. В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Исходя из ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. У Лукомника Ю.Ф. исключительных обстоятельств, позволяющих сохранить за ним средний заработок за третий месяц со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, не имеется, он является пенсионером, ежемесячно получает пенсию и имеет средства к существованию, в связи с чем, права на сохранение за ним среднего заработка за третий месяц со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, нет.

Администрация города Твери просит признать незаконным решение органа службы занятости населения ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» о сохранении за Лукомником Ю.Ф. средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

В судебном заседании представитель администрации города Твери по доверенности Синицкая А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» по доверенности Бябичева И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что руководствуясь определением Конституционного суда РФ от 29.11.2012 г. № 2214-0, которое предоставило право работодателю обжаловать справки органов службы занятости в судебном порядке, заявитель утверждает об отсутствии исключительных обстоятельств у Лукомника Ю.Ф, позволяющих сохранить за ним средний заработок за третий месяц со дня увольнения, полагает, что он не может быть признан безработным, ежемесячно получает пенсию и имеет средства к существованию. Согласно статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Статья 178 ТК РФ не проводит никаких различий между уволенными пенсионерами по старости и иными работниками. Как и всем остальным работникам, пенсионерам, уволенным по п. 2 ст. 81 ТК РФ, выплачивается выходное пособие в размерах, определенных ст. 178 ТК РФ. За ними сохраняется и средний месячный заработок на период трудоустройства, в том числе и в течение третьего месяца по решению органов службы занятости населения. Письмом Минфина России от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Федеральной службы по труду и занятости, изложенное в его письме от 27.10.2005 г. № 1754-61, согласно которому у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка.

Лукомник Ю.Ф.– ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ после увольнения ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности или штата работников из администрации города Твери и был зарегистрирован в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, в целях поиска подходящей работы. ДД.ММ.ГГГГ Лукомнику Ю.Ф. центром занятости была выдана справка для получения сохраненной средней заработной платы на период не трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Действительно, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, которым назначена трудовая пенсия, не могут быть признаны безработными. Критерии статуса безработного, которые определены в статье 3 Закона о занятости, дают право безработному гражданину на гарантии, указанные в статье 28 Закона о занятости, и не влияют на гарантии и компенсации работникам, уволенным из организации, которые установлены ст. 178 ТК РФ. Верховный Суд Российской Федерации указал, что основанием сохранения среднего месячного заработка работника является факт потери им работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата и незанятость в течение определенного периода после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен. Закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации универсальный принцип юридического равенства и логически обусловленный им общепринятый принцип формальной определенности права предполагают, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным. Понятие «исключительности случаев», предусмотренное в статье 178 ТК РФ, нигде не регламентировано. Это обстоятельство позволяет работодателям ставить под сомнение каждую справку, выданную центром занятости и регламентировать понятие «исключительности случаев» на свое усмотрение, что является неверным. Верховный Суд РФ в указанном выше обзоре пояснил: «Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Кроме того, ограничение прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста не согласуется с положениями частей 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, противоречит статье 1 Конвенции МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, статьям 2,3 ТК РФ и ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Решение центра занятости о сохранении среднего заработка работодателем Лукомнику Ю.Ф. соответствует требованиям трудового законодательства. Администрация города Твери в свою очередь, обязано сохранить за Лукомником Ю.Ф. средний заработок за третий месяц после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, если бывший сотрудник в этот период не смог найти работу и представил соответствующий документ из службы занятости. То обстоятельство, что данный работник является пенсионером по старости, значения не имеет.

Лукомник Ю.Ф. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в связи с ликвидацией Избирательной комиссии города Твери на основании решений Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ срочный трудовой договор с ним расторгнут, и он уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ликвидационную комиссию Избирательной комиссии города Твери с заявлением о выплате ему среднего заработка при трудоустройстве за третий месяц после увольнения, приложив справку ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное заявление согласовано и заявление направлено в бухгалтерию администрации города Твери для производства выплаты, обязанную профинансировать мероприятия ликвидации избирательной комиссии города Твери за счет средств, предусмотренных в бюджете города Твери на 2015 год. Полагает, что ограничение его прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения пенсионного возраста не согласуется с положениями частей 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, противоречит статье 1 Конвенции МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, статьям 2,3 ТК РФ и ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», нарушаются его права на равноправие, что является недопустимым, ставя его в неравные условия с другими гражданами. Кроме того, в трудовых отношениях с администрацией города Твери он не состоял, администрация г. Твери является не надлежащим истцом. Также, у него имеются исключительные обстоятельства, позволяющие сохранить за ним средний заработок за третий месяц после увольнения, поскольку в связи с досрочным расторжением трудового договора, заключенного до ДД.ММ.ГГГГ года, его материальное положение резко ухудшилось, пенсия не смогла обеспечить уровень дохода, который он имел до увольнения, в настоящее время он находится в поиске подходящей работы и состоит на учете в центре занятости населения. Также у его семьи имеются кредитные обязательства перед ООО «Сетелем Банк» и в настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья он нуждается в проведении дорогостоящих обследований и лечении, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Лукомник Ю.Ф. уволен ДД.ММ.ГГГГ из Избирательной комиссии города Твери на основании п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.

ДД.ММ.ГГГГ Лукомнику Ю.Ф. ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» выдана справка для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 Трудового кодекса.

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Лукомник Ю.Ф. является пенсионером и получает пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Государственного учреждения ОПФР по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 года № 2214-О орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты – своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Законоположение, предусмотренное ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

Решение же органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

Сама по себе обязанность работодателя осуществлять указанные в ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ выплаты в пользу работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата, не предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы экономической (предпринимательской) деятельности работодателя и учитывает баланс интересов сторон трудового договора.

Лукомник Ю.Ф.– ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ после увольнения ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации – избирательной комиссии города Твери и был зарегистрирован в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, в целях поиска подходящей работы.

В течение трех месяцев со дня увольнения Лукомник Ю.Ф. не был трудоустроен, в связи с чем ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» ДД.ММ.ГГГГ Лукомнику Ю.Ф. была выдана справка для предъявления работодателю и получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

При таком положении, граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. При этом распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении их положений п. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат.

При решении вопроса о сохранении за Лукомником Ю.Ф. среднего заработка за третий месяц со дня увольнения на основании ст. 178 Трудового кодекса РФ, ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» учитывался факт постановки Лукомника Ю.Ф. на учет в орган службы занятости населения в установленный срок (в двухнедельный срок после увольнения) и факт не трудоустройства Лукомника Ю.Ф. указанным органом в течение трех месяцев.

Указанные обстоятельства органом службы занятости населения учитывались в качестве исключительных.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть расценены в качестве исключительных, поскольку положениями данной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Однако, при разрешении вопроса о возможности сохранения за Лукомником Ю.Ф. среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, суд учитывает следующие обстоятельства.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными медицинскими документами, Лукомник Ю.Ф. имеет ряд хронических заболеваний, в связи с чем по состоянию здоровья нуждается в лечении, постоянном наблюдении и приобретении лекарственных препаратов. Данные обстоятельства подтверждены документально и сомнений не вызывают.

Указанные обстоятельства, а именно наличие временного ухудшения состояния здоровья, нуждаемость в лечении и наблюдении специалистов, необходимость в приобретении лекарственных препаратов, суд расценивает в качестве исключительных.

Таким образом, по мнению суда, в данном случае существуют исключительные обстоятельства, в связи с которыми Лукомник Ю.Ф. может претендовать на сохранение за ним среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Также, суд соглашается с доводами третьего лица о том, что администрация города Твери не является работодателем Лукомника Ю.Ф. в связи с чем не имеет права на обращение в суд с указанными требованиями.

ДД.ММ.ГГГГ Лукомник Ю.Ф. обратился в ликвидационную комиссию Избирательной комиссии города Твери с заявлением о выплате ему среднего заработка при трудоустройстве за третий месяц после увольнения, приложив справку ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное заявление было направлено для выплаты среднего заработка за третий месяц после увольнения в бухгалтерию администрации города Твери, обязанную профинансировать мероприятия ликвидации Избирательной комиссии города Твери за счет средств, предусмотренных в бюджете города Твери на 2015 год.

Согласно п. 5 решения Тверской городской Думы от 01.06.2015 года № 112 «О внесении изменений в Устав города Твери» на администрацию города Твери возложена обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации избирательной комиссии города Твери за счет средств, предусмотренных в бюджете города Твери на 2015 год.

Решение же органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано в судебном порядке работодателем.

Вместе с тем, Лукомник Ю.Ф. в трудовых отношениях с администрацией города Твери не состоял, администрация города Твери работодателем Лукомника Ю.Ф. не являлась, полномочиями по обжалованию решения службы занятости населения администрация города Твери не наделена, а сам факт распоряжения бюджетными средствами не дает право администрации города Твери на обращение в суд с указанным иском.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Твери о признании незаконным решения органа службы занятости населения ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» о сохранении за Лукомником Ю.Ф. средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 ТК РФ, изложенное в справке от «ДД.ММ.ГГГГ года - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья К.В. Климова

Решение принято в окончательной форме 10.12.2015 г.

2-3251/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Твери
Ответчики
ГКУ "Центр занятости населения г.Твери"
Другие
Лукомник Ю.Ф.
Суд
Московский районный суд г. Тверь
Дело на сайте суда
moskovsky.twr.sudrf.ru
06.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2015Передача материалов судье
09.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2015Судебное заседание
10.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее