Дело № 2-322
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Горнозаводск 03 августа 2016 года
Горнозаводский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Глинских В.А.,
при секретаре Зубакиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела к муниципальному унитарному предприятию «Теплогорский тепло-энергетический комплекс» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела просит возложить на ответчика МУП «Теплогорский ТЭК» обязанность прекратить нарушения требований санитарного законодательства, для чего в срок до 01.04.2017 года разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 пос. Теплая Гора в соответствии с требованиями п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; возложить на собственника водопроводно-канализационного хозяйства Теплогорского сельского поселения Администрацию Теплогорского сельского поселения обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, для чего в срок до 01.07.2016 года выделить ассигнования на разработку проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 пос. Теплая Гора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю была проведена плановая проверка МУП «Теплогорский ТЭК». В ходе проверки установлено, что МУП «Теплогорский ТЭК» осуществляет эксплуатацию водопроводов и объектов водоснабжения, находящихся в аренде у МУП «Теплогорский ТЭК» по договору аренды имущества (социально значимых объектов) от 29.12.2015 г. № 34, заключенного с Администрацией Теплогорского сельского поселения: водозабор «Песьянка» пос. Теплая Гора: скважина №4Э-1, скважина 5э-2 (резервная), насосная станция подъема 1/11; буровая скважина (водоподъемник с сетями - 4 ВРК) по адресу: п. Теплая Гора, ул. Бисерская,1; буровая скважина (нецентрализованная) - пос. Промысла, ул. Октябрьская; буровая скважина (централизованная) - пос. Промысла, ул. Дмитрова (у детского сада); буровая скважина (централизованная) - пос. Промысла, ул. Дмитрова (у школы); буровая скважина (нецентрализованная) - пос. Промысла, ул. Ленина. Источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения п. Теплая Гора являются
артезианские скважины: водозабор «Песьянка» пос. Теплая Гора: скважина №4Э-1, скважина 5э-2 (резервная), насосная станция подъема 1/11; ;буровая скважина (водоподъемник с сетями - 4 ВРК) по адресу: п. Теплая Гора, ул. Бисерская, 1. Услугами водоснабжения в пос. Теплая гора пользуется 3005 человек. По состоянию на 07.04.2016 г. на 15 час. 00 мин. при рассмотрении результатов плановой выездной проверки, проведенной в отношении МУП «Теплогорский ТЭК» установлено: для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 пос. Теплая Гора не разработаны в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников, что является нарушением п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения», п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Истец - Управление Роспобребнадзора по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела о времени и месте извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика МУП «Теплогорский ТЭК» Лукина Т.А. с заявленными требованиями согласна, но просит изменить срок исполнения решения суда.
Представитель 3 лица – администрация Теплогорского сельского поселения с заявленными требованиями согласна, просит изменить срок исполнения решения суда.
Суд, заслушав представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав документы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что согласно Уставу МУП «Теплогорский ТЭК» предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 29-34).
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о МУП «Теплогорский ТЭК» (л.д. 24, 25).
По распоряжению администрации Теплогорского сельского поселения № 27 л/с от 01.06.2016 года директором МУП «Теплогорский ТЭК» принята Лукина Т.А. (л.д. 62).
29 декабря 2015 года администрацией Теплогорского сельского поселения (арендодатель) и МУП «Теплогорский ТЭК» (арендатор) заключен договор аренды, согласно которого арендодатель сдает арендатору в аренду имущество – социально значимые объекты согласно приложению. Срок аренды устанавливается с 29.12.2015 года по 30.06.2016 года. Имущество передается арендатору в аренду по следующему целевому назначению: для оказания услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, канализации населению (л.д. 26-27).
Согласно приложению к договору аренды в перечень имущества включены: водозабор «Песьянка» пос. Теплая Гора: скважина №4Э-1, скважина 5э-2 (резервная), насосная станция подъема 1/11; буровая скважина (водоподъемник с сетями - 4 ВРК) по адресу: п. Теплая Гора, ул. Бисерская, 1; буровая скважина (нецентрализованная) - пос. Промысла, ул. Октябрьская; буровая скважина (централизованная) - пос. Промысла, ул. Дмитрова (у детского сада); буровая скважина (централизованная) - пос. Промысла, ул. Дмитрова (у школы); буровая скважина (нецентрализованная) - пос. Промысла, ул. Ленина (л.д. 28).
Из акта проверки № 50 от 07.04.2016 года следует, что 23.03.2016 года проведена плановая выездная проверка МУП «Теплогорский ТЭК», в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства, в том числе - для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 пос. Теплая Гора не разработаны в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников, что является нарушением п. 1.11, п. 1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения», п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования охране подземных вод от загрязнения», п. 3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования
профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (л.д. 40-46).
25 апреля 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МУП «Теплогорский ТЭК» составлен протокол № 242 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 Кодекса РФ об административном правонарушении (л.д. 49-50).
Постановлением заместителем главного государственного санитарного врача по Чусовскому, Горнозаводскому, Гремячинскому муниципальным районам и Лысьвенскому городскому округу Пермского края МУП «Теплогорский ТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 Кодекса РФ об административном правонарушении (л.д. 53-55).
Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизни деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 18 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО являются санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены.
На основании п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО должен быть составной
частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с
последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной
охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО с планом мероприятий
должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно п. 2.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» водозаборы подземных вод должны
располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора; при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на
расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Согласно п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод,
предусматривает: организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников
централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно - санитарной) охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов.
На основании п. 3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
Суд считает, что в судебном заседании нашло свое подтверждение, что МУП «Теплогорский ТЭК» не разработал в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 п. Теплая Гора.
Собственником источников водоснабжения: водозабора «Песьянка» пос. Теплая Гора: скважина №4Э-1, скважина 5э-2 (резервная), насосная станция подъема 1/11; буровой скважины (водоподъемник с сетями - 4 ВРК) по адресу: п. Теплая Гора, ул. Бисерская, 1 является Администрация Теплогорского сельского поселения, что подтверждается договором аренды имущества (социально значимых объектов) от 29.12.2015 г. № 34 (л.д. 28).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Устава Теплогорского сельского поселения, утвержденного
решением Совета депутатов Теплогорского сельского поселения от 18.11.2005 № 12 (в ред. от 25.05.2015г. № 21) в полномочия органов местного самоуправления входит создание
муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения
деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (вступает в силу с 01.01.2011 года).
Согласно п. 1, п.4, п. 11 ч. 1 ст. 37 Устава Теплогорского сельского поселения,
утвержденного решением Совета депутатов Теплогорского сельского поселения от 18.11.2005 № 12 (в ред. от 25.05.2015г. № 21) к полномочия администрации поселения относятся: составление проекта бюджета муниципального образования, исполнение бюджета муниципального образования, подготовка отчета об исполнении бюджета муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; реализация иных исполнительно-распорядительных полномочий, в соответствии с нормативными правовыми актами, а также полномочий, специально не оговоренных нормативными правовыми актами, но вытекающих из необходимости выполнения исполнительно-распорядительных полномочий при решении вопросов местного значения муниципального образования.
Таким образом, администрация Теплогорского сельского поселения должна выделить ассигнования на разработку проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 п. Теплая Гора.
Следовательно, исковые требования Управления Роспотребнадзора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Управление Роспотребнадзора просит установить администрации Теплогорского сельского поселения срок для выделения необходимых денежных средств до 01.07.2016 года, МУП «Теплогорский ТЭК» установить срок до 01.04.2017 года для разработки проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 п. Теплая гора, однако суд считает, что поскольку бюджет на 2016 год был утвержден еще в 2015 году, денежные средства на разработку проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения не запланированы, поэтому суд устанавливает срок для исполнения решения в части выделения денежных средств – до 01.04.2018 года, для разработки проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения – до 01.09.2018 года.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Теплогорский тепло-энергетический комплекс» обязанность прекратить нарушения требований санитарного законодательства, для чего в срок до 01.09.2018 года разработать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 пос. Теплая Гора в соответствии с требованиями п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 3.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Возложить на собственника водопроводно-канализационного хозяйства Теплогорского сельского поселения Администрацию Теплогорского сельского поселения обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, для чего в срок до 01.04.2018 года выделить ассигнования на разработку проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозабора «Песьянка», скважины по ул. Бисерская, 1 пос. Теплая Гора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение 1 месяца.
Судья –