Строка 111г, госпошлина 0 руб.
Судья Зайнулин А.В.
Докладчик Корепанова С.В. Дело № 33 - 0078/2017 16 января 2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Вершинина А.В., Корепановой С.В.,
при секретаре Бугаевой Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 05 октября 2016 г., которым постановлено:
«иск заместителя прокурора г. Северодвинска в интересах Лукиянова В.А. к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Лукиянову В.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде отдельной квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.»
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Северодвинска в интересах Лукиянова В.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Мотивировал требование тем, что Лукиянов В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет закрепленное жилое помещение, вселение в которое, согласно Распоряжению заместителя главы администрации МО «Северодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ №, признано невозможным. В настоящее время Лукиянов В.А. обучается в ФГБОУ <данные изъяты>, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ, проживает в общежитии, какого-либо жилого помещения на условиях договора социального найма либо на праве собственности не имеет, в связи с чем, как не обеспеченный жильем, имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Помощник прокурора г. Северодвинска Вербина М.С. в суде заявленные требования поддержала.
Истец Лукиянов В.А. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на иск просил в удовлетворении требований отказать по мотивам того, что в настоящее время из областного бюджета не выделено денежных средств для приобретения истцу жилого помещения.
Представитель третьего лица – Правительства Архангельской области в суд не явился, согласно отзыву не возражал против удовлетворения иска.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации МО «Северодвинск» в судебное заседание также не явился.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась Администрация МО «Северодвинск» в лице представителя Черненко О.А., просит его отменить.
В апелляционной жалобе указала, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. В настоящее время из областного бюджета не выделено средств на обеспечение жилым помещением Лукиянова В.А. Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету МО «Северодвинск». Такие полномочия входят в компетенцию Правительства Архангельской области, поэтому не имеется оснований для судебного принуждения Администрации Северодвинска к исполнению данного обязательства. Обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения лежит также и на Правительстве Архангельской области. Вопрос о предоставлении жилого помещения не связан с передачей имущества, предусматривает определенную процедуру, включающую ряд мероприятий по закупке жилых помещений и оформлению документации, поэтому, удовлетворяя иск, суд должен был установить разумный срок для исполнения решения. Ссылается на отсутствие единообразия судебной практики по данной категории дел.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Правительство Архангельской области поддерживает доводы жалобы о необходимости предоставления Администрации Северодвинска разумного срока для исполнения решения.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, заместитель прокурора г. Северодвинска Игнашева О.Ю. просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на них, изучив материалы дела, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Лукиянов В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, помещения на праве собственности или на условиях договора социального найма не имеет, пришел к выводу о наличии у него не реализованного права на получение жилого помещения (жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения), возложив на ответчика – Администрацию муниципального образования «Северодвинск» связанные с реализацией данного права обязанности.
Судебная коллегия вывод суда находит правильным, подтвержденным материалами дела и основанным на верном применении к спорным правоотношениям норм материального права. Выводы суда в должной степени мотивированы и в дополнительной правовой аргументации не нуждаются.
Принимая решение, суд верно руководствовался ст. ст. 99, 109.1 Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», положения которых приведены в обжалуемом решении.
Так судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что Лукиянов В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот, его мать ФИО решением Северодвинского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав, данные об отце истца внесены в актовую запись о его рождении со слов матери.
Постановлением управляющего администрации МО «Северодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ № Лукиянов В.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей, направлен в Северодвинский дом ребенка, за ним закреплено право на жилую площадь – <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ГБУЗ АО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ГБОУ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ГБОУ <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Лукиянов В.А. обучается в ФГБОУ <данные изъяты>, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ, проживает в общежитии указанного образовательного учреждения.
Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № признана невозможность вселения Лукиянова В.А. в закрепленное за ним жилое помещение, так как его общая площадь составляет ** кв.м., площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в данном жилом помещении лица, включая Лукиянова В.А., составляет ** кв.м., что менее нормы предоставления площади жилого помещения в г.Северодвинске, составляющей 14 кв.м.
Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № Лукиянов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Северодвинске.
На момент разрешения спора Лукиянов В.А. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каким-либо жилым помещением не обеспечен, нанимателем или собственником, а также членом семьи нанимателя или собственника какого – либо жилого помещения, не является.
Установив нарушение жилищных прав Лукиянова В.А., суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению ему жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение суда о праве истца быть обеспеченными жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы Администрации МО «Северодвинск» сводятся к отсутствию достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели.
Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичное положение содержит ч. 3 ст. 13 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
При этом ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Принимая во внимание, что у Администрации МО «Северодвинск» имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением Лукиянова В.А., признанного нуждающимся в жилье, состоящего на учете лиц из категории детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд, с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал Администрацию МО «Северодвинск» обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения без указания на срок для исполнения судебного постановления.
Таким образом, судебная коллегия не может признать изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования «Северодвинск» на 2016 г. обоснованными, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а недостаточность финансирования не должна являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения входит в компетенцию Правительства Архангельской области, также не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку именно на орган муниципальной власти возложено исполнение вопросов местного значения, к которым отнесено и обеспечение граждан жилыми помещениями (гл. 3 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, именно органы местного самоуправления муниципальных образований, в силу п. 1 ст. 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При такой ситуации, апелляционная жалоба по всем приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела судом установлены правильно, материальный закон к спорным правоотношениям применен верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 05 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Северодвинск» - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи А.В. Вершинин
С.В. Корепанова