Дело № 33-4035/2015
апелляционное определение
г. Тюмень |
15 июля 2015 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда составе:
председательствующего |
Елфимова И.В., |
судей при секретаре |
Левиной Н.В., Ревякина А.В., Безгубенко А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Д.А. на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 21 мая 2015 г., которым постановлено в удовлетворении заявления Б.Д.А. об обжаловании бездействия администрации города Ишима по предоставлению земельного участка по ул. <.......> отказать.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя администрации г. Ишима А.О.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Б.Д.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Ишима по предоставлению земельного участка, расположенного по нечетной стороне напротив <.......>.
Требования мотивированы тем, что <.......> Б.Д.А. обратился в администрацию города Ишима с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <.......> кв.м, расположенного по ул. <.......>, для строительства торгово-развлекательного центра либо для строительства придорожного сервиса. В удовлетворении заявления ему было отказано. Впоследствии Ишимским городским судом вынесено решение, которым отказ администрации г. Ишима в предоставлении указанного земельного участка Б.Д.А. признан незаконным. <.......> Б.Д.А. вновь обратился с заявлением в администрацию г. Ишима о предоставлении земельного участка. <.......> им получен ответ, в котором содержалась выписка из протокола заседания комиссии от <.......>, в соответствии с которым в удовлетворении первоначального заявления ему было отказано. Полагал, что Комиссия по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденная постановлением Администрации города Ишима от 08 октября 2012 г. № 1725 не является надлежащим органом, уполномоченным в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта», утвержденным постановлением администрации города Ишима от 22 октября 2012 г. № 1813 (далее по тексту Административный регламент), на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка. Считал, что его заявление о предоставлении земельного участка до настоящего времени не рассмотрено, в связи с этим просил признать бездействие администрации г. Ишима по не рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка незаконным.
В судебном заседании Б.Д.А., его представитель Т.С.А. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации г. Ишима Тюменской области Б.О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен Б.Д.А. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что поскольку Комиссия по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в структуру органов местного самоуправления не входит, то она не имела права принимать решение об отказе в предоставлении земельного участка Б.Д.А., так как ее решения носят только рекомендательный характер. По мнению заявителя жалобы, отказ в предоставлении земельного участка принят неуполномоченным лицом и изначально являлся незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Ишима полагает решение суда законным, доводы апелляционной жалобы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Б.Д.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы он был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <.......> Б.Д.А. обратился в администрацию <.......> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по ул. <.......>, ориентировочной площадью <.......> кв.м для строительства торгово-развлекательного центра либо для строительства придорожного сервиса. В удовлетворении заявления ему дважды было отказано, при этом решениями Ишимского городского суда от <.......> и от <.......> отказы в предоставлении указанного земельного участка Б.Д.А. признавались незаконными.
<.......> Б.Д.А. вновь обратился с заявлением в администрацию г. Ишима о предоставлении земельного участка.
Из ответа главы г. Ишима от <.......> <.......> следует, что в рамках решения Ишимского городского суда заявление Б.Д.А. о предоставлении земельного участка рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций <.......> Одновременно заявителю направлена выписка из протокола заседания комиссии от <.......> об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием на основании ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. «е» п. 2.10 Административного регламента.
Б.Д.А., полагая, что его заявление о предоставлении земельного участка надлежаще не рассмотрено, обжаловал бездействие администрации г. Ишима в суд.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих» № 2 от 10 февраля 2009 г., разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что бездействия администрации г. Ишима по не рассмотрению заявления Б.Д.А. от <.......> о предоставлении земельного участка по ул. <.......> не установлено, поскольку комиссия по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций является надлежащим органом, уполномоченным администрацией г. Ишима на рассмотрение подобного рода заявлений.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствуют требованиям закона, и у судебной коллегии не имеется оснований считать их неправильными.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пп. 3. п. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с абз. 2 пп. 10 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, распоряжение земельными участками, расположенными на территории муниципального района городской округ город Ишим, относится к полномочиям органа местного самоуправления - администрации города Ишима.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 43 Устава города Ишима, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Ишим, утвержденными решением Ишимской городской Думы № 350 от 25 декабря 2009 г., в целях совершенствования системы управления землеустроительными и градостроительными процессами на территории городского округа город Ишим и в связи со структурными и кадровыми изменениями в администрации города администрацией города Ишима принято постановление № 849 от 15 июня 2010 г. «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций» (далее – Положение).
Согласно п. 1.4 Положения Комиссия является коллегиальным (совещательным) органом, уполномоченным администрацией города на рассмотрение и принятие решений по обращениям физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, осуществляющим свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами власти, органами исполнительной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Согласно п. 3.1 Положения Комиссия для выполнения возложенных на нее задач выполняет следующие функции: рассмотрение обращений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков - для целей, не связанных со строительством, и принятие решений по таким обращениям.
Постановлением администрации города Ишима от 22 октября 2012 г. № 1813 утвержден Административный регламент, который устанавливает порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) администрации города Ишима, осуществляемых по запросу заявителя при рассмотрении заявлений и принятии решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (далее – муниципальная услуга).
Согласно пункту 2.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляет администрация г. Ишима. Кроме того предусмотрено её право взаимодействовать с рядом иных органов и учреждений.
В соответствии с п. 3.2.7 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта» основанием для начала исполнения административной процедуры принятия решения о предоставлении земельного участка является согласованное заявление.
Анализ вышеизложенных правовых норм позволяет сделать вывод, что комиссия по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также выборе мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, созданная в администрации г. Ишима, уполномочена рассматривать и принимать решения по заявлениям, касающимся предоставления земельных участков.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что довод жалобы, касающийся отказа в представлении участка неуполномоченным на то органом является необоснованным.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов, влекущих отмену оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, по существу сводится к выражению несогласия автора апелляционной жалобы с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяет изложенную им позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, вследствие чего оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 21 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Д.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии