Дело № 2-1538/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Медведево 06 декабря 2019 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре Ивановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Пижменская основная общеобразовательная школа», Отделу образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить целостность ограждения территории школы,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл), обратилось в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском, в котором просит обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пижменская основная общеобразовательная школа» (далее МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа») устранить нарушения п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно обеспечить целостность ограждения территории школы: восстановить ограждение по всему периметру школы в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01 августа 2020 года; обязать Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» обеспечить финансирование на ремонт ограждения территории школы в срок до 01 июня 2020 года.
В обоснование требований указано, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при проведении проверки в отношении МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» обнаружено невыполнение в установленный срок до 26 августа 2019 года п. 1 ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности ответчиком не были исполнены следующие требования: не обеспечено наличие целостного ограждения территории общеобразовательной организации в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по устранению нарушений санитарного законодательства. Директором образовательного учреждения неоднократно направлялись письма в адрес Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», однако денежные средства не выделены. Восстановление ограждения школы не выполнено.
В судебном заседании представители истца Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурнова Е.В., Ельмакова Н.А., действующие на основании доверенностей, требования искового заявления поддержали по доводам в нем изложенным, просили удовлетворить.
Представитель ответчика МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» Краев М.Н. в судебном заседании факт выявленных нарушений не оспаривал, с иском согласился, указал на отсутствие финансирование проведения соответствующий работ по восстановлению ограждения.
Представитель ответчика Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Малышева В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу положений ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача N 189 от 29.12.2010, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена.
Согласно Уставу МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» реализует основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования, адаптированные общеобразовательные программы; дополнительные общеразвивающие программы по направленностям физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической, эколого-биологической, естественнонаучной, военно-патриотической. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Медведевский муниципальный район» самостоятельно и через отраслевой орган - Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в пределах, установленных муниципальными правовыми актами.
Судом установлено, что на основании распоряжения от 11 января 2019 года № 22 проведена плановая выездная проверка в отношении МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа», в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей. Постановлением по делу об административном правонарушении от 13 февраля 2019 года директор МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ и вынесено предписание № 22 от 31 января 2019 года об устранении выявленных нарушений в срок до 08 февраля 2019 года, отдельных нарушений в срок до 26 августа 2019 года.
27 августа 2019 года по результатам проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 21 августа 2019 года № 960 по исполнению предписания № 22 от 31 января 2019 года установлено, что МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» не исполнен п. 1 предписания, а именно: не обеспечено наличие цельного ограждения территории общеобразовательной организации, что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В судебном заседании представителями ответчиков не оспаривалось наличие указанных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, указывалось на отсутствие финансирования для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Между тем указанное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Суд отмечает, что отсутствие достаточного финансирования не исключает необходимость устранения нарушения норм санитарного законодательства. Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется, в том числе Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации), поэтому недостаточное финансирование муниципального учреждения из средств бюджета не может служить обстоятельством, исключающим обязанность по устранению нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Положением об Отделе образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район от 29 июля 2015 года № 92-VI Отделу образования в переделах компетенции переданы реализация функций учредителя муниципальных образовательных организаций (п. 3.1), в том числе составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетов обязательств по подведомственным получателям (образовательные учреждения) бюджетных средств и направление их в орган, исполняющих бюджет (п. 3.6.12).
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что согласно положениям Устава муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения общеобразовательная школа предпринимательской деятельностью не занимается, иных источников дохода, кроме средств, поступающих из бюджета муниципального образования «Медведевский муниципальный район» не имеет, финансирование деятельности учреждения относится к компетенции учредителя – Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», суд приходит к выводу, что обязанность по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений учреждения должна быть возложена как на само учреждение, так и на Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в части финансирования по проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений.
При этом, доводы представителя Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» о том, что требование истца о понуждении обеспечить финансирование установки ограждения периметра подведомственного учреждения является незаконным, нарушающим принцип самостоятельности бюджетов, сбалансированности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств являются необоснованными, поскольку соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства является обязательным и Отдел образования в силу возложенных на него полномочий обязан предусмотреть финансирование для устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В исковом заявлении истец просит установить срок для исполнения решения суда в части обеспечения финансирования до 01 июня 2020 года, в части выполнения работ до 01 августа 2020 года.
Поскольку для выполнения мероприятий по финансированию работ необходимо время, то с учетом даты рассмотрения дела, даты начала учебного периода в учебном заведении, суд считает разумным установить срок для обеспечения финансирования работ по устранению нарушений до 01 июня 2020 года и выполнению работ до 01 августа 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного кругу лиц о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пижменская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 августа 2020 года обеспечить целостность ограждения территории школы в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Обязать отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» обеспечить финансирование на ремонт ограждения территории МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Н.Б.Чикризова
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2019 года.