Решение по делу № 2а-780/2017 (2а-7853/2016;) ~ М-7276/2016 от 22.12.2016

Дело а-780/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

При секретаре Шнайдер В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

09 февраля 2017 г.

дело по административному иску Шилинцева В. Г., Шилинцева И. В., Клянченко С. Г., СНТ «Шахтостроитель» об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с заявлением к Администрации <адрес>, Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации <адрес> об оспаривании решения.

Просят признать незаконным решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , выразившееся в отказе согласования схемы СНТ «Шахтостроитель» площадью 500 кв.м., расположенного в <адрес>, подготовленной МП <адрес> «Центр градостроительства и землеустройства». Обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав садоводческого некоммерческого товарищества «Шахтостроитель» и членов общества, не оформивших права на земельные участки, путем принятия мер по согласованию схемы СНТ «Шахтостроитель», расположенного в <адрес>, подготовленной МП г.Новокузнецка «Центр градостроительства и землеустройства», в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством РФ.

Требования мотивированы тем, что МП г.Новокузнецка «Центр градостроительства и землеустройства» в рамках муниципального контракта проведены работы по подготовке схемы застройки СНТ «Шахтостроитель», находящегося в <адрес>. Заказчиком работ по разработке данной схемы является Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка. После выполнения указанных работ схема застройки была передана муниципальным предприятием на утверждение заказчику работ - Комитету, однако Комитет не утвердил данную схему, мотивируя это тем, что СНТ «Шахтостроитель» расположено в пределах горного отвода шахты «Абашевская».

02 февраля 2016г. председателем Комитета была утверждена данная схема в отношении площади СНТ - 32 га, т.к. по мнению Комитета СНТ «Шахтостроитель» расположено в пределах горного отвода шахты «Абашевская», что не позволяет включить остальную площадь, на которой размещено СНТ, в указанную схему.

Решением Комитета от 29.04.2016 №489 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером 42<данные изъяты> площадью 500 000 кв.м., имеющего адрес: Российская Федерация, <адрес>, Новокузнецкий городской округ, <адрес>, территория садоводческого некоммерческого товарищества «Шахтостроитель», для размещения садовых участков и земель общего пользования СНТ «Шахтостроитель», установлен вид разрешенного использования - садоводство, со ссылкой на расположение указанного земельного участка в территориальной зоне СХ-2 (зона коллективных садоводств).

В связи с вышеуказанным актом, Комитетом согласована значительно большая, чем в утвержденной 02 февраля 2016г. схеме застройки СНТ «Шахтостроитель», площадь для размещения садовых участков и земель общего пользования СНТ «Шахтостроитель». На основании вышеуказанного решения Комитета от 29.04.2016 №489 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» СНТ «Шахтостроитель» было подано заявление от 22.07.2016 в Комитет о согласовании новой схемы (проект организации и застройки территории) СНТ «Шахтостроитель» площадью 500 330 кв.м.

Однако 18.08.2016г. СНТ «Шахтостроитель» был получен отказ в утверждении схемы застройки СНТ «Шахтостроитель». Отказ Комитета мотивирован тем, что часть земельных участков расположена в пределах горного отвода действующего горнодобывающего предприятия. Истцы считают данный отказ незаконным.

СНТ «Шахтостроитель» образовано на основании Решения Исполкома Новокузнецкого районного совета народных депутатов от 13.06.1984г. № 145 «О регистрации садоводческих обществ». Решением исполнительного комитета Новокузнецкого райсовета народных депутатов от 17.08.1983 №270 «Об изъятии земельного участка», земельный участок площадью 50 га бьш предоставлен СНТ «Шахтостроитель» для коллективного садоводства. Выделение земельного участка в 1982 году было согласовано главным маркшейдером шахты «Абашевская», исполкомом Орджоникидзевского райсовета г.Новокузнецка, ПО «Южкузбассуголь».

Таким образом, на момент предоставления земельного участка СНТ «Шахтостроитель» в 1983 году получено согласование шахты «Абашевская» на отвод участка под коллективное садоводство, после чего члены СНТ «Шахтостроитель» в 1983-1990гг. проводили застройку отведенных им земельных участков. Кроме того, лицензия на добычу полезных ископаемых получена шахтой «Абашевская» в 2012г. а земельный участок предоставлен СНТ в 1983 году.

Законодательством, действующим на момент отвода земельного участка садовому обществу, а также действующим в настоящее время, не предусмотрена обязанность в отношении юридических и физических лиц по дополнительному получению согласований и разрешений новых недропользователей при наличии таких согласований полученных ранее в установленном законом порядке, действующим на момент такого получения. Таким образом, Комитет необоснованно сделал вывод о невозможности согласования схемы застройки СНТ «Шахтостроитель». В связи с отсутствием утвержденной схемы застройки, СНТ «Шахтостроитель» не имеет возможности уточнить границы земельных участков, предоставленных данному СНТ, осуществить раздел такого участка, оформить в собственность земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования. Члены данного общества, не оформившие ранее прав на земельные участки - административные истцы, не имеют возможности стать законными владельцами таких участков и приобрести их в собственность.

В судебном заседании представитель административных истцов Макеев А.Ю., действующий на основании доверенностей, представитель СНТ «Шахтостроитель» Рожков А.А., действующий на основании Устава и решения собрания, поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации <адрес> Свиленок Е.М., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Пояснила суду, что в связи с отказом шахты «Абашевская» в согласовании схемы застройки, у Комитета отсутствовали законные основания для согласования представленной схемы. Кроме того, полагает, что истцами пропущен срок для обращения в суд.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято Комитетом градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка 18.08.2016г., исковое заявление было подано в суд 23.09.2016г., т.е. в пределах установленного законом срока. В этой связи суд полагает необоснованными доводы представителя ответчика о пропускеистцами срока на обращение в суд.

Из материалов дела следует, что решением Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка от 29.04.2016г. было предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером площадью 500000 кв.м., имеющего адрес: <адрес>, территория СНТ «Шахтостроитель» для размещения садовых участков и земель общего пользования СНТ «Шахтостроитель», установлен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне СХ-2 (зона коллективных садоводств) – садоводство.

СНТ «Шахтостроитель» 22.07.2016г. обратилось в Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации <адрес> с заявлением об утверждении проекта организации и застройки СНТ «Шахтостроитель».

Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка письмом от 18.08.2016г. № 7926-04 отказал в утверждении проекта организации и застройки СНТ «Шахтостроитель», разработанной МП «ЦГиЗ», указав, что часть земельных участков расположена в пределах горного отвода действующего горнодобывающего предприятия и в соответствии со ст.25 Закона РФ от 21.02.1992г. «О недрах» отсутствует разрешение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также положительное согласование пользователя недр в границах предоставленного ему горного отвода согласно п.5 ст.22 Закона РФ «О недрах». Кроме того, площадь земельного участка 500 000 кв.м., указанная в решении Комитета №489 от 29.04.2016г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», не уточнена и в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подлежит уточнению.

Как следует из материалов дела (в частности, такие сведения изложены в обращении и.о. первого зам. главы г.Новокузнецка в ОАО ОУК «Южкузбассуголь» от 20.11.2015.), решением исполнительного комитета народных депутатов от 17.08.1983 г. №270 «Об отводе земельного участка» куйбышевскому шахтостроительному управлению треста «Кузбассшахтострой» для коллективного садоводства в постоянное пользование был предоставлен земельный участок площадью 50 га.

Предоставление указанного земельного участка было согласовано ПО Южкузбассуголь ДД.ММ.ГГГГ под коллективное садоводство садоводам-любителям товарищества «Шахтостроитель» Куйбышевского градостроительного управления.

В 2003 г. на данной территории было создано садоводческое некоммерческое товарищество «Шахтостроитель», ранее зарегистрированное в Управлении юстиции <адрес> как Отделение общественной организации Новокузнецкого городского общества садоводов-любителей «Шахтостроитель».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Шахтостроитель» зарегистрировано в реестре юридических лиц 21.05.2009г., сведений о том, что данное юридическое лицо является правопреемником указанных выше садоводческих товариществ, не имеется.

Согласно письму ООО «Шахта «Абашевская» от 16.12.2015г., земельные участки, использующиеся СНТ «Шахтостроитель» для коллективного садоводства и огородничества, расположены в пределах границ горного отвода, предоставленного ООО «Шахта «Абашевская» на основании лицензий на право пользования недрами №КЕМ 15346 ТЭ и № КЕМ 01718 ТЭ. Под территорией земельных участков, на которых расположено СНТ «Шахтостроитель» залегают частично отработанные полезные ископаемые, а также оставшиеся запасы угля, которые планируются к отработке в перспективе, в рамках действия указанных лицензий на право пользования недрами. ООО «Шахта «Абашевская» не согласовывает застройку территориального отвода.

В соответствии со ст. 95 Гражданского кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964г.), действовавшего на момент предоставления земельного участка?, на основании решения исполнительного комитета от 17.08.1983 года № 270 земля, ее недра состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

Статьей 66 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1), действовавшего на момент предоставления земельного участка в постоянное пользование установлено, что земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции.

Таким образом, на момент предоставления земельного участка в 1983 году законодательством не предусматривалось получение каких-либо согласований, равно как не предусматривалось право застройки земельного участка, предоставленного для садоводства.

Законодательство, действовавшее на указанный момент времени не предполагало прав пользователей земельный участком, предоставленным для садоводства осуществлять застройку предоставленного земельного участка, что следует из содержания, в том числе, требований ст.ст. 64-66, 70-82 Земельного кодекса РСФСР. При этом, согласно ст. 79 указанного Кодекса, к землям промышленности и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно- технической документацией (абз. 2 ст. 79).

Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов (абз. 3 ст. 79).

На момент предоставления земельных участков в пользование, возможность застройки земельных участков для коллективного садоводства не предполагалась и не предусматривалась. Однако, действующее законодательство обязывало получать согласование застройки земельных участков, относящимся к землям промышленного назначения.

Статьей 15 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в редакции, действовавшей до 01.03.2015г., также устанавливались ограничения прав пользования земельными участками, предоставленными на территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", устанавливающего право членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществлять застройку на садовом участке подлежит реализации в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно - гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями законодательства, в том числе членами коллективных садоводческих товариществ, созданных до введения в действие указанного федерального закона. При этом это право может быть реализовано при соблюдении требований, установленных ст. 32 указанного закона.

Разработка и утверждение проектов организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ и осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством.

Таким образом, проект организации о застройки территории садоводства, независимо от редакции, как до внесения изменений на основании Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и после, предполагает соблюдения при его составлении и утверждении требований земельного и градостроительного законодательства.

Следует при разрешении настоящих требований принять во внимание, что в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах".

Согласно преамбуле Закона о недрах, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 7 Закона «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, горный отвод и земельный участок над ним - это самостоятельные объекты права, указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 1314-О.

Следовательно, обладая правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, недропользователь, осуществляющий свои права в соответствии с лицензией на пользование недрами, в рассматриваемом случае–ООО «Шахта «Абашевская» на основании лицензий, зарегистрированных 29.03.2012г. и 30.04.2013г. (согласно открытым сведениям сайта Федерального агентства по недропользованию), т.е. полученных после ведения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ и до даты обращения административных истцов с заявлением об утверждении проекта организации и застройки СНТ «Шахтостроитель», в соответствии с п. 5 ст. 22 Закона «О недрах» как пользователь недр, вправе ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода, застройка площадей залегания полезных ископаемых производится в порядке, установленном абзацем 2 статьи 25 Закона «О недрах».

Таким образом, исходя из указанных норм закона, для осуществления застройки площади залегания полезных ископаемых, лицо, осуществляющее строительство, должно получить соответствующее разрешение на застройку, а также согласовать проект организации и застройки территории.

С учетом изложенного, орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия, правомерно обратился за получения согласования предоставленной схемы застройки к недропользователю, и отказал в утверждении предоставленного проекта по причине получения отказа в согласовании застройки территории в пределах горного отвода.

Суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка от 18.08.2016г. принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с требованиями законодательства, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что буквальное толкование пункта 5 статьи 22 Закона «О недрах» не позволяет утверждать, что застройка контролируется пользователем недр в границах всего горного отвода.

Из части 2 статьи 7 Закона «О недрах» следует, что при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. То есть границы горного отвода не тождественны пространственным контурам месторождения полезных ископаемых и площади залегания полезных ископаемых в целях применения положений пункта 5 статьи 22 Закона о недрах должны быть обоснованы.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

С учетом положений ст. 56 ЗК РФ, предусматривающей, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным законами, административные истцы вправе защищать свои права иными способами, предусмотренными законом, в том числе посредством предъявления требований в порядке ст. ст. 304-305 ГК РФ в порядке гражданского судопроизводства.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шилинцева В. Г., Шилинцева И. В., Клянченко С. Г., СНТ «Шахтостроитель» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Составление мотивированного решения откладывается на срок пять дней.

Председательствующий Оленбург Ю.А.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Оленбург Ю.А.

2а-780/2017 (2а-7853/2016;) ~ М-7276/2016

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СНТ Шахтостроитель
Клянченко Светлана Геннадьевна
Шилинцев Валерий Геннадьевич
Шилинцев Иван Валерьевич
Ответчики
Администрация г. Новокузнецка
Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка
Другие
МП Центр градостроительства и землеустройства
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецка
Судья
Судья Оленбург Ю.А.
22.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
22.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2017[Адм.] Судебное заседание
14.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2017[Адм.] Дело оформлено
31.10.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее