АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2298/2009
14 апреля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2009.
Полный текст решения изготовлен 14.04.2009.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федуриной И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Макарова Сергея Вячеславовича
к Владивостокской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
при участии: от заявителя – Гаврилова О.Ю., доверенность от 16.02.09, (на 6 месяцев, полная нотариальная), от таможни – Савинова А.С., старший государственный таможенный инспектор, доверенность № 1 от 16.01.09 (по 20.01.20), Милашина Э.Ю., старший уполномоченный по ОВД, доверенность № 21 от 04.02.09 (по 31.01.10), Калинина Т.М., эксперт ЭКС ЦЭКТУ (доверенность №34 от 17.03.2009)
установил: предприниматель Макаров Сергей Вячеславович (далее – предприниматель) обратился с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – таможня) от 04.12.2008 по делу об административном правонарушении № 10702000-891/2008, которым предприниматель привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования предприниматель указал на неправомерное определение Владивостокской таможней размера штрафа, подлежащего взысканию с предпринимателя в соответствии с частью 3 статьи 16.9 КоАП РФ, исходя из рыночной стоимости контейнеров, установленной на основании заключения эксперта ЭКС филиала ЦЭКТУ г.Владивостока № 3189/2008 от 22.10.2008, поскольку при проведении экспертизы не исследовался спорный товар.
По мнению заявителя, невозможно установить степень износа контейнеров, бывших в употреблении, без осмотра данных контейнеров, следовательно, рыночная стоимость товаров, определенная экспертом имеет предположительный характер, что свидетельствует о неправильном исчислении таможенным органом размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ.
Таможня возражает против заявленного требования, указала на то, что поскольку товар, явившийся предметом административного правонарушения по настоящему делу, не включен ни в один из нормативных правовых актов, устанавливающий перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, то в соответствии с ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ его стоимость определена на основании заключения эксперта.
Из материалов дела следует, что 18.09.2006 в таможню предпринимателем Макаровым С.В. была подана грузовая таможенная декларация N 10702020/180906/0006888 в целях оформления в таможенном режиме "временный ввоз" контейнеров 40-футовых в количестве 16 штук.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Таможенного кодекса РФ таможней установлен срок временного ввоза до 20.02.2008.
По заявлению предпринимателя от 05.02.2008 №880 срок временного ввоза продлен таможней до 18.09.2008.
Товар с таможенной территории РФ в установленный срок не был вывезен, выпуск для свободного обращения не осуществлен, с заявлением об изменении таможенного режима предприниматель не обратился. Мотивированный запрос о продлении срока временного ввоза от предпринимателя Макарова Сергея Вячеславовича не поступал, что и послужило основанием для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
Постановлением Владивостокской таможни от 04.12.2008 по делу об административном правонарушении № 10702000-891/2008 предпринимателю назначено административное наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 492 284, 79 рублей.
Предприниматель, не согласившись с принятым Владивостокской таможней постановлением в части назначения административного наказания, посчитав его незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Таможенного кодекса РФ не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом (ст. 213 ТК РФ), товары должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации либо заявлены к иному таможенному режиму в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 16.19 КоАП РФ незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Установив, что предприниматель Макаров С.В. в установленный срок не вывез контейнеры, задекларированные по ГТД N 10702020/180906/0006888 и помещенные под таможенный режим временного ввоза, и не заявил их к иному таможенному режиму, таможенный орган правомерно сделал вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, о чем вынес постановление от 04.12.2008 по делу об административном правонарушении №10702000-891/2008.
Вместе с тем, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд приходит к выводу, что оно подлежит признанию незаконным и отмене в части размера штрафа по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Размер административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, зависит от стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
На основании части 1 статьи 26.4 настоящего Кодекса в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Материалами дела установлено, что таможенный орган определением от 06.10.2008 назначил товароведческую экспертизу, с целью определения рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, а именно, контейнеров – 8 штук для перевозки генеральных грузов б/у объемом 86,50 куб.м (40 футовый) и контейнеров – 8 штук для перевозки генеральных грузов б/у объемом 43,20 куб.м (20 футовые), указанных предпринимателем Макаровым С.В. в ГТД № 10702020/180906/0006888.
Согласно пункту 3.1 заключения эксперта N 3189/2008 от 22.10.2008 свободная рыночная стоимость товаров определялась в результате изучения экспертом следующих документов: письма Владивостокской таможни от 09.10.2008 №38-11/24603, определения о назначении товароведческой экспертизы от 29.09.2008, копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.09.2008 № 10702000-891/2008, копии ГТД № 10702020/180906/0006888, копии заявления таможенного режима временного ввоза № 10702/130906/310044, копии коносамента RSCOME060908-15; копии контракта № 766/2003/2006 от 20.03.2006, копии приложения к контракту №766/2003/2006 от 20.03.2006, копии приложения 3 от 13.06.2008 к контракту № 766/2003/2006 от 20.03.2006.
Из приложения к контракту №766/2003/2006 от 20.03.2006 судом установлено, что год выпуска контейнеров – 2005 год, поскольку товар ввезен на таможенную территорию РФ в 2006 году, то до ввоза данный товар находился в эксплуатации, как минимум 1 год, при этом экспертиза проводилась в 2008 году, т.е. по истечении трех лет с момента выпуска спорного товара.
При этом в заключение эксперта N 3189/2008 от 22.10.2008 указано, что при определении рыночной стоимости товаров применена «Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России/ЦЭКТУ ФТС России», при этом, отсутствует указание на то, какой метод определения рыночной стоимости контейнеров применен экспертом.
Вместе с тем, на основании исследования данных документов эксперт установил, что контейнера по состоянию на 19.09.2008 находились в удовлетворительном состоянии, и указал в пункте 3.3 заключения, что согласно методу укрупненной оценки технического состояния, износ контейнеров с учетом их удовлетворительного состояния составляет 25% от остаточной стоимости.
Таким образом, на основании таблицы «Укрупненная оценка технического состояния для определения коэффициента физического износа» экспертом с учетом износа 25 % была определена рыночная стоимость задекларированного товара в размере 984 569,58 рублей.
Вместе с тем, как следует из таблицы «Укрупненная оценка технического состояния для определения коэффициента физического износа» удовлетворительному состоянию соответствует износ не 25%, а от 40% до 60%.
Поскольку товароведческая экспертиза проводилась на основании документов, без осмотра самого товара, то выводы эксперта о степени износа контейнеров по состоянию на 19.09.2008 носят предположительный и неточный характер.
С учетом изложенного, заключение эксперта №3189/2008 от 22.10.2008 не отвечает требованиям статьи 379 Таможенного кодекса РФ и не может являться основанием для исчисления суммы административного штрафа, подлежащего уплате предпринимателем Макаровым С.В.
Таким образом, в ходе административного расследования рыночная стоимость задекларированных товаров, от величины которых исчисляются штрафные санкции, Владивостокской таможней достоверно не определена и документально не подтверждена, тем более, что контейнеры, явившиеся предметом административного правонарушения, на момент назначения экспертизы находились в зоне деятельности Владивостокской таможни.
Соответственно, применение конкретной меры ответственности в виде административного штрафа в размере 492 284,79 рублей, таможенным органом не обосновано.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, в т.ч., что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление Владивостокской таможни по делу об административном правонарушении № 10702000-891/2008 от 04.12.2008, вынесенное в отношении предпринимателя Макарова Сергея Вячеславовича (05.12.1978 года рождения, проживающего по адресу: г.Владивосток, ул.Шилкинская, д.15 кв. 26) в части назначения административного наказания в сумме 308 675 (триста восемь тысяч шестьсот семьдесят пять рублей) 14 копеек, подлежит признанию незаконным и отмене в части определения размера штрафа, который подлежит исчислению с учетом максимального процента износа – 60% для удовлетворительного состояния б/у оборудования, предусмотренного изданием Ассоциации «Русская оценка 2001 года» «Оценка машин, оборудования и транспортных средств», так как все сомнения по делу об административном правонарушении трактуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (пункт 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
При этом при исчислении размера штрафа должно быть учтено, что фактурная стоимость контейнеров, являющихся объектом административного правонарушения, не должна быть меньше фактурной стоимости, указанной в графе 42 ГТД № 10702020/180906/0006888, а также в приложении 1 к контракту 766/2003/2006 от 20.03.2006, как 2700 $ CША за 40-футовый контейнер и 1500 $ CША за 20-футовый контейнер.
Следовательно, расчет размера штрафа следует произвести следующим образом: 40-футовые контейнеры – 8 штук по цене 2700 $ CША за 1 штуку итого 21600 $ CША минус 12960 $ CША (60% их стоимости) равно 8640 $ CША по цене 25,43075 (курс $ CША на дату 19.09.2008) равно 219721 рублей 25 копеек × ½ всего 109860 рублей 60 копеек; 20-футовые контейнеры – 8 штук по цене 1500 $ CША за 1 штуку итого 12000 $ CША минус 7200 $ CША (60 % от их стоимости) равно 5800 $ CША оп цене 25,4307 рублей (курс доллара на 19.09.2008) равно 147498 рублей 10 копеек × ½ всего 73 749 рублей 05 копеек. Общий размер штрафа составляет 183 609 рублей 65 копеек.
Поскольку таможней начислен штраф в размере 492 284 рублей 79 копеек, то разница составляет 308 675 рублей 14 копеек, которая взысканию с предпринимателя Макарова С.В. не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным постановление Владивостокской таможни по делу об административном правонарушении № 10702000-891/2008 от 04.12.2008, вынесенное в отношении предпринимателя Макарова Сергея Вячеславовича (05.12.1978 года рождения, проживающего по адресу: г.Владивосток, ул.Шилкинская, д.15 кв. 26) в части назначения административного наказания в сумме 308 675 (триста восемь тысяч шестьсот семьдесят пять рублей) 14 копеек.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с даты его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Зинькова Л.Н.