Дело № 2-921/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Королько Е.В.,
при секретаре судебного заседания Акимовой А.И.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Рубана А.В.,
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» Хомич И.П.,
представителя ответчика Управления образованием
Администрации г. Юрги Вашурова В.А.,
13 апреля 2015 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрге Кемеровской области гражданское дело по иску прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, обучающихся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», Управлению образованием Администрации города Юрги о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, обучающихся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» (далее – МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги»), Управлению образованием Администрации города Юрги о понуждении к совершению действий (л.д. 2-4).
Исковые требования мотивированы следующим. Юргинской межрайонной прокуратурой Кемеровской области проведена проверка состояния законности в сфере противодействия терроризму в деятельности общеобразовательных учреждений города Юрги. В ходе проверки установлено, что в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» (юридический адрес: *** в нарушение требований действующего законодательства отсутствует система видеонаблюдения, что снижает уровень антитеррористической защищенности школы и безопасности учащихся. Согласно Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», его учредителем является Юргинский городской округ, имущество учреждения находится в муниципальной собственности и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Учебное заведение и Управление образованием Администрации города Юрги, как орган местного самоуправления Юргинского городского округа и субъект антитеррористической деятельности, обязаны оснастить здание детского сада системой видеонаблюдения.
Невыполнение образовательной организацией, Управлением образованием Администрации города Юрги требований об оборудовании помещений учреждения системой видеонаблюдения является нарушением требований Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требований пункта 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, требований Приказа Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений».
Не обеспечение ответчиками в полной мере исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества, вследствие чего прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском и просит суд:
- обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: ***, системой видеонаблюдения;
- обязать Управление образованием Администрации города Юрги обеспечить финансирование оборудования системой видеонаблюдения здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», расположенное по адресу: ***, ***
- установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 01 сентября 2015 года.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Рубан А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить, в части требований о возложении обязанности на Управление образованием Администрации г. Юрги пояснил, что данный орган является структурным подразделением Администрации города – органа местного самоуправления г. Юрги, который обладает полномочиями по финансированию дошкольных учреждений, Управление образованием г. Юрги осуществляет руководство образовательными учреждениями города, должно рассчитывать стоимость необходимых затрат на оборудование зданий учреждений системой видеонаблюдения, вправе выделять на данные цели собственные денежные средства, суть требований к данному ответчику является не возложение на него обязанности по финансированию указанных мероприятий, а возложение обязанности организационно обеспечить финансирование оборудования системой видеонаблюдения здания дошкольного образовательного учреждения.
Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» - Хомич И.П., действующая от имени ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» на основании постановления Администрации г. Юрги от 04.12.2013г. № 2030 (л.д.23), в судебном заседании иск признала полностью, представила письменное заявление о признании иска, которое приобщено к материалам дела (л.д. 55), пояснила, что согласна с требованиями Юргинского межрайонного прокурора, работа по установке системы видеонаблюдения в здании детского сада уже ведется, они планируют окончить ее в срок, о котором просит прокурор, – до 01 сентября 2015 года,
Представитель ответчика - Управления образованием Администрации города Юрги, Вашуров В.В., действующий на основании доверенности от 12.01.2015г. (л.д. 24), в судебном заседании иск признал полностью, представил письменное заявление о признании иска, которое приобщено к материалам дела (л.д. 56), подтвердил доводы представителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги».
Выслушав представителя истца и ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009», утвержденного приказом Минрегион России от 29.12. 2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из пояснений истца следует, что Юргинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка на предмет соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности общеобразовательных учреждений г. Юрги. По результатам проверки установлено и подтверждается копией письма начальника Управления образованием г. Юрги от 05.11.2014г. (л.д.5), что в здании МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», расположенном по адресу: *** отсутствуют средства антитеррористической защищенности, а именно, система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала указанного дошкольного общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное учреждение.
Невыполнение указанных требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учитывая, что территория детских садов в дневное время является общедоступной, отсутствие системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в них посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, в ней пребывающих, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории дошкольных образовательных учреждений, что, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников дошкольных учреждений, в том числе, на охрану жизни и здоровья.
На образовательное учреждение законодательством возложена обязанность создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся (воспитанников), присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Из приложения «В» к Своду правил СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009», утвержденного приказом Минрегион России от 29.12.2011г. № 635/10, следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации.
Учитывая изложенное, поскольку система видеонаблюдения в соответствии со сводом правил является одним из средств, обеспечивающих безопасность в дошкольных образовательных учреждениях, то для обеспечения надлежащего контроля за обстановкой ее установка необходима, ведь ответчик МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» с учетом посещаемости учреждения обязан обеспечить безопасность воспитанников и работников учреждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» обязанности по оборудованию здания учреждения системой видеонаблюдения.
Согласно Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» (на л.д. 25-44), данное учреждение является муниципальным, а его учредителем – Юргинский городской округ, имущество учреждения находится в муниципальной собственности, финансовое обеспечение учреждения осуществляется для выполнения муниципального задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями, в виде субсидий из местного бюджета, а также за счет средств, выделенных учредителем для развития учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Пункт 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ 05.10.2009г. предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Принимая во внимание, что дошкольные образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть являются важными объектами инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, то установка системы видеонаблюдения в образовательных организациях является обязательной в силу закона, и в настоящее время здание муниципального учреждения – МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» такой системой не оснащено, суд полагает, принимая во внимание доводы представителя истца в части обязанностей Управления образованием Администрации г. Юрги, удовлетворить требования прокурора в отношении данного ответчика и возложить на Управление образованием Администрации г. Юрги обязанность по организации обеспечения финансирования оборудования системой видеонаблюдения здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», поскольку органы местного самоуправления обеспечивают финансирование учебного учреждения, и обязаны выполнять установленные законом функции по предупреждению терроризма, при этом Управление образованием Администрации г. Юрги самостоятельными полномочиями по финансированию образовательных учреждений не обладают, но является исполнителем мероприятий муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности и правопорядка на территории Юргинского городского округа на 2015-2017 годы», предусмотренных п.п. 1.5.1 «оснащение образовательных учреждений видеонаблюдением», в связи с чем, Администрацией г. Юрги, утвердившей муниципальную программу постановлением от 03.09.2014 № 1498 (л.д. 45, 46) на данный орган возложены функции по организации исполнения данных мероприятий, поэтому на данного ответчика могут быть возложены обязанности организационно обеспечить финансирование оборудования системой видеонаблюдения зданий дошкольных образовательных учреждений.
Представители ответчиков в судебном заедании иск признали полностью, письменные заявления о признании иска приобщено к материалам дела (л.д. 55,56).
При установленных обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиками, поскольку оно не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону.
Принятие судом признания иска ответчиком, согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, является основанием для вынесения решения об удовлетворении требований истца.
Учитывая, что ответчики согласны со сроком проведения вышеуказанных мероприятий, требуемых истцом, – до 01 сентября 2015 года, суд полагает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до 01 сентября 2015 года, находя его достаточным и разумным.
Поскольку решение состоялось в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» на основании ст. 103 ГПК РФ в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст., ст. 39, 173, 194-198, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, обучающихся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» оборудовать здание учреждения, расположенное по адресу: ***, *** системой видеонаблюдения.
Обязать Управление образованием Администрации города Юрги организовать обеспечение финансирования оборудования системой видеонаблюдения здание МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги», расположенное по адресу: ***
Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 01 сентября 2015 года.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 37 «Лесная сказка» г. Юрги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько
Решение принято в окончательной форме 29 апреля 2015 года
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько