Дело № 2-2907/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2015 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием представителя истцов Бондаренко А.О., действующего на основании доверенностей, представителя ответчика Балыкиной Е.В., действующей на основании доверенности от 19.11.2013 № 17-П, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по искам Бурдаш В.А., Соболева А.С., Никитина А.В., Курбоновой Н.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего Хаджиева М.Д., к Государственному учреждению – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о довзыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, судебных расходов
у с т а н о в и л:
истцы обратилась в суд с указанными исками, ссылаясь на следующее. Истцы являются инвалидами и нуждаются в протезах. Ими были заключены договоры с ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» на изготовление протезов: Бурдаш В.А. на два протеза нижних конечностей на общую сумму <данные изъяты>, Соболевым А.С. на два протеза нижних конечностей на общую сумму <данные изъяты>, Никитиным А.В. на два протеза нижних конечностей на общую сумму <данные изъяты> и Курбоновой Н.Г. для несовершеннолетнего Ходжиева М.Д. на два протеза нижних конечностей на общую сумму <данные изъяты> Данные ТСР были истцами оплачены в связи с чем, от них ответчику были поданы заявления о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации в указанных размерах с предоставлением необходимых документов. В соответствии с установленным порядком, уполномоченный орган должен был принять решение о выплате компенсации и ее размере, либо об отказе в такой выплате. Компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации была выплачена в размерах, установленными госконтрактом от 01.12.2014 : Бурдаш В.А. -<данные изъяты>, Соболеву А.С. <данные изъяты>, Никитину А.В. - <данные изъяты>, и Курбоновой Н.Г. - <данные изъяты> Указывают, что контракт от указанного числа заключен на основании не состоявшегося аукциона, в связи с чем, стоимость ТСР, указанного в нем не могла быть применена в обоснование стоимости приобретенных истцами ТСР, по их мнению подлежит в данном случае применению стоимость ТСР, указанная в контракте от 18.11.2014, в связи с чем просят довзыскать с ответчика в пользу каждого сумму недоплаченной компенсации в размере <данные изъяты> рулей и расходы по оформлению доверенностей в сумме <данные изъяты>, также в пользу каждого из истцов.
Суд, установив однородность всех дел по вышеназванным заявлениям, руководствуясь ст. 151 ГПК РФ, счел целесообразным объединить эти дела в одно производство.
Истцы, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, направив в суде своего представителя.
Представитель истцов в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал по изложенным в исках и дополнениях к ним основаниям, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, возражал против удовлетворения требований истцов по основаниям, изложенным в отзывах.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе, по инвалидности.
Судом установлено, что истцы являются инвалидами, в связи с чем, каждый из них нуждается в технических средствах реабилитации : в двух протезах нижних конечностей.
Материальными истцами с ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» заключены договоры на изготовление протезов нижних конечностей, в общей сумме на каждого по <данные изъяты>.
Указанные суммы оплачены, что подтверждается соответствующими документами.
Также материалами дела подтверждается, что истцы обращались к ответчику с заявлениями о компенсации за самостоятельно приобретенные средства ТСР:
Бурдаш В.А. – 26.11.2014
Соболев А.С. -20.11.2014
Никитин А.В. – 20.11.2014
Курбонова Н.Г., как законный представитель Ходжиева М.Д. -27.11.2014
Ответчиком приняты решения в отношении каждого из истцов о частичном возмещении стоимости приобретенных ТСР (л.д.________), и соответствующе выплаты произведены в сумме <данные изъяты>, каждому их истцов. Данные выплаты произведены в пределах стоимости протезов, предусмотренных заключенным госконтрактом от 01.12.2014.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование и др.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Распоряжением Правительства РФ N 2347-р от 30.12.2005 г. утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в число которых включено протезирование (п. 4), а техническими средствами реабилитации признаны протезы, в том числе эндопротезы и ортезы (п. 8).
В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;
В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. (пункт 15-(1)).
Аналогичное правило компенсации расходов на приобретенное изделие содержится в статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, суд руководствуется Порядком выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н.
В соответствии с п. 4 названного Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http://www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, ответчиком 01.12.2014 заключен госконтракт с ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие» на обеспечение инвалидов протезами нижних конечностей (л.д.________), по которому стоимость протезов голени (модульный) составляет <данные изъяты>.
Также материалами дела подтверждается, что госконтракт от 01.12.2014 заключен на основании не состоявшегося аукциона.
Свои требования истцы основывают на стоимости протезов, определённых в госконтракте от 18.11.2014, вместе с тем, данный контракт заключен в целях реализации ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», о чем прямо указывается в данном контракте, тогда как в материалах дела имеется госконтракт от 11.11.2014, заключенный в рамках реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым стоимость протеза голени, по характеристикам совпадающим с приобретенными истцами, определена в размере <данные изъяты>.
Анализируя указанное, суд приходит к выводу о том, что размер компенсации, подлежащий взысканию в пользу истцов, обратившихся с заявлениями о компенсации к ответчику за самостоятельно приобретенные ТСР до заключения госконтракта от 01.12.2014, должны быть определены в соответствии с контрактом от 11.11.2014, поскольку именно указанный контракт заключен в рамках реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По мнению суда, в данном случае право истцов на получение компенсации не должно ставиться в зависимость от даты принятия решения о подобной выплате ответчиком, а должна зависеть от времени подачи заявления на возмещение по самостоятельно приобретённым ТСР.
Из указанного, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о довзыскании компенсации обоснованы и подлежат удовлетворению частично, в сумме <данные изъяты> в пользу каждого, исходя из того, что стоимость одного протеза голени по контракту от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, соответственно двух- <данные изъяты>, оплачено ответчиком каждому из истцов по <данные изъяты>, следовательно довзысканию подлежит разница между названными суммами в указанном размере.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию расходы по оформлению доверенности на представителя в сумме <данные изъяты> в пользу каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ :
-░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
-░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
-░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
- ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.05.2015.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░