Гр.дело № 2-622/2019
УИД 0
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Покровка 24 декабря 2019 года
Октябрьского района
Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Загорулько А.В.,
при секретаре Чирковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить техническое здание войсковой части № в план текущего ремонта на 2020 год,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование которого указал следующее.
39 военной прокуратурой гарнизона с привлечением 496 отделения территориального (эксплуатации и контроля за оказанием услуг в войсках ВВО) проведена проверка здания склада инженерно-технической службы № (инв. №) войсковой части № (<адрес>), предназначенное для хранения имущества инженерно-технической службы текущего обеспечения воинской части. Собственником здания является Минобороны России в лице Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно положению о Министерстве обороны России, утвержденному Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В ходе осмотра здания установлено, что в здании склада ИТС № (инв. №), эксплуатируемого с 1979 года и общей площадью 2329 м2 с момента начала эксплуатации, капитальный и текущий ремонты не производились. Здание находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует незамедлительного проведения текущего ремонта.
Так, отмостки здания имеют множественные трещины и разрушения - 168 м2, требуется ремонт рулонной кровли и устройство цементной стяжки толщиной 25 мм - 1600 м2; требуется замена оконных блоков - 18 шт.; требуется замена внутренних сетей электроснабжения - 400 п.м., замена внутренних щитов освещения и распределительных щитов - 2 шт., замена светильников — 15 шт.; внутренние помещения требуют оштукатуривания и побелки - 450 м2, побелка потолков - 900 м2 ; отсутствуют противопожарная и охранная системы.
При этом в нарушение требований Руководства по коммунальноэксплуатационному обеспечению ВС РФ, утвержденного приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860, здание склада ИТС № (инв. №), несмотря на проведение ежегодных общих весенних (осенних) осмотров и составление по их результатам соответствующих актов, с указанием имеющихся недостатков в его техническом состоянии, ведущих к преждевременному износу и разрушению, снижению эксплуатационных показателей, не было включено в план текущего ремонта, ежегодно формируемый Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ и утверждаемый заместителем МО РФ.
В свою очередь, командованием воинской части № направлялись обращения на выделение материальных средств для выполнения ремонтных работ в адреса ЖЭ(к)0 № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, его структурного подразделения ЖКС № (<адрес>), Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО (<адрес>) (исх. № от 24.05.2018, № от 04.07.2018, № от 12.07.2018), а также были инициированы аналогичные обращения командованием войсковой части 32103 (исх. № от 31.05.2018) в адрес указанного выше Филиала и Управления. Все перечисленные обращения оставлены без реализации, мер по устранению нарушений не принято.
Более того, по результатам проведенной в 2018 году прокурорской проверки, в ходе которой были выявлены аналогичные нарушения законов, вышестоящему командиру войсковой части № внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № от 25.07.2019).
Между тем, принятые меры прокурорского реагирования, сложившуюся ситуацию не изменили, поскольку мероприятия по восстановлению надлежащего технического состояния здание склада ИТС № (инв. №), в том числе с привлечением специализированных организаций, до настоящего времени не проводились.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, Министерство организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники имущества в Вооруженных силах, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Несмотря на то, что указанный объект (инв. №, склад ИТС) принят в эксплуатацию ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в 2011 году, никаких действенных мер по решению вопроса о проведении текущего ремонта склада, не принимается, что противоречит требованиям п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 11 и 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 5, 7 и 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
Таким образом, в связи с ненадлежащим техническим состоянием здания склада ИТС № (инв. №) в настоящее время созданы условия, представляющие угрозу жизни и здоровью личного состава войсковой части № и иных лиц, прибывающих на склад в рамках повседневной деятельности, а также угрозу порчи имущества, размещенного в здании.
Просил обязать Министерство обороны Российской Федерации включить здание склада ИТС №, расположенного на территории войсковой части № по адресу: <адрес>, в план текущего ремонта на 2019 год и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт кровли, отмостков, окон, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения здания, произвести оснащение противопожарной и охранной системами.
В ходе рассмотрении дела истец обратился с заявлением об изменении исковых требований, в котором просил возложить на ответчика обязанность включить здание склада в план текущего ремонта на 2020 год, в остальной части исковые требования оставил прежними.
В судебном заседании представитель истца, помощник военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, Османов Р.М., заявленные требования поддержал на основании доводов указанных в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика - Министерства обороны Российской Федерации и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения иска.
Представитель ответчика МО РФ в письменных возражениях на иск указал, что производство по указанному делу должно быть прекращено.
В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Поскольку вопрос о признании спорного объекта недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, суд не вправе своим решением подменять его компетенцию, а военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Техническое здание склада ИТС № (инв. №) было включено в план текущего ремонта на 2019 год. Работы, указанные в иске, проводятся согласно утвержденному перечню объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта, с привлечением специализированных организаций.
Кроме того, оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с п. 2 ст. 1 КАС РФ осуществляется в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с Регламентом проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта, общий осмотр всех зданий, коммунальных сооружений и элементов внешнего благоустройства военных городков проводится комиссией, назначенной потребителем (командиры в/ч) с включением в нее представителей исполнителя (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ). Время и место проведения весеннего (осеннего) осмотра должно быть обязательно согласованы с представителем исполнителя (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ).
По результатам осмотра объектов районный представитель государственного заказчика (УЭСиОКУ по ВВО) совместно с региональным представителем исполнителя (филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО) и потребителем (командир в/ч) определяет объем работ и предложения о включении объектов в план текущего ремонта, а также порядок и сроки устранения недостатков, в соответствии с действующими Государственными контрактами.
По результатам общего весеннего (осеннего) осмотра потребитель (командир в/ч) составляет акт общего осмотра объектов имущественного комплекса, в котором отражаются результаты осмотра, делаются выводы и предлагаются меры по устранению отмеченных недостатков.
Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО на основании акта общего осмотра объектов имущественного комплекса составляется дефектный акт и локальный сметный расчет. Районный представитель государственного заказчика (УЭСиОКУ по ВВО) формирует заявку для включения объектов в план текущего ремонта и направляет ее окружному представителю государственного заказчика.
Однако, военным прокурором не представлено доказательств направления филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО акта осмотра и дефектного акта в адрес УЭСиОКУ по ВВО, для включения здания склада ИТС № в план текущего ремонта на 2020 год, в связи с чем усматривается бездействие ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований зам. военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона.
Оценив заявленные требования, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные возражения на иск ответчика, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Давая правовую оценку доводам ответчика, что спорные правоотношения не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, то есть в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд находит их необоснованными по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исходя из разъяснения, содержащегося в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
Право выбора того или иного способа защиты гражданских прав принадлежит не суду, а истцу, который самостоятельно определяет в исковом заявлении избранный им способ защиты своего права.
В соответствии со ст. 148 ГПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Как усматривается из материалов дела, зам. военного прокурора 39 военный прокуратуры гарнизона обратился в суд иском к Министерству обороны РФ, которое ненадлежащим образом исполняет свои обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, что влечет существенное нарушение прав и свобод значительного числа граждан, создает реальную угрозу порчи федеральной собственности, а также жизни и здоровью военнослужащих, иных лиц, посещающих данное здание, то есть заявлен спор о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства.
Требования к содержанию и эксплуатации зданий и сооружений содержатся в статьях 2,3,11,24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьях 5,7,36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.
Так, согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с приказом Министра обороны Росийской Федерации № 1871 от 17.12.2010 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и передаточным актом от 01.04.2011 от Федерального государственного учреждения «12 квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передано в оперативное управление ФГКУ «ДТУИО» МО РФ объекты Министерства обороны Российской Федерации, в том числе здание склада ИТС № (инв. №) войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, войсковая часть №.
Согласно акту осмотра здания установлено, что в здании склада ИТС № (инв. №), эксплуатируемого с 1979 года и общей площадью 2329 м2 с момента начала эксплуатации, капитальный и текущий ремонты не производились. Здание находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует незамедлительного проведения текущего ремонта.
Так, отмостки здания имеют множественные трещины и разрушения - 168 м2, требуется ремонт рулонной кровли и устройство цементной стяжки толщиной 25 мм - 1600 м2; требуется замена оконных блоков - 18 шт.; требуется замена внутренних сетей электроснабжения - 400 п.м., замена внутренних щитов освещения и распределительных щитов - 2 шт., замена светильников — 15 шт.; внутренние помещения требуют оштукатуривания и побелки - 450 м2, побелка потолков - 900 м2 ; отсутствуют противопожарная и охранная системы.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 г., МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ., а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ (п.п. 68 п. 7 Положения).
Учитывая указанные нормы, а также положения ст. 210 ГК РФ, МО РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
Передача в оперативное управление объектов не исключает обязанности собственника по его содержанию.
Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является, в том числе пресечение действий (бездействий) нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Вопреки доводам представителя ответчика, доказательств принятия исчерпывающих мер для проведения текущего ремонта здания склада ИТС № (инвентарный №) МО РФ не представлено.
Суд не принимает в качестве доказательства включения указанного здания склада войсковой части № в план текущего ремонта на 2019 год, копию утвержденного перечня объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций в 2019 году, поскольку он не опровергает доводы иска.
Доводы ответчика о том, что работы, указанные в иске зам. военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона проводятся согласно утвержденному перечню объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций, также ничем объективно не подтверждены.
Материалы дела содержат многочисленные комиссионные акты общего весеннего и осеннего осмотров объектов жилищно-казарменного фонда в/ч № – здания склада инвентарный № в 2018-2019 г.г., с описанием дефектов и причин их возникновения ( с указанием примерного объема работ), комиссионные дефектные акты на указанное здание, а также перечни объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта подрядным способом в 2019-2020 г.г., куда включалось и здание склада ИТС № в/ч №.
Командованием воинской части 14038 направлялись обращения на выделение материальных средств для выполнения ремонтных работ в адреса ЖЭ(к)0 № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, его структурного подразделения ЖКС № (<адрес>), Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО (<адрес>) (исх. № от 24.05.2018, № от 04.07.2018, № от 12.07.2018), а также были инициированы аналогичные обращения командованием войсковой части № (исх. № от 31.05.2018) в адрес указанного выше Филиала и Управления. Все перечисленные обращения оставлены без реализации, мер по устранению нарушений не принято.
Кроме того, как усматривается из представленных документов, указанное здание склада ИТС № включено в заявочный перечень объектов ВКС для включения в титульный список текущего ремонта на 2020 год подрядным способом, в то же время в соответствии с планом текущего ремонта первоочередных объектов силами сторонних специализированных организаций на 2020 год, утвержденным главнокомандующим ВКС от 30.07.2019, проведение текущего ремонта на объектах войсковой части № не запланировано.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска заместителя военного прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить настоящее решение, суд исходит из объема работ, необходимых при текущем ремонте здания склада ИТС №, и возлагает на ответчика обязанность произвести ремонт в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить техническое здание войсковой части № в план текущего ремонта на 2020 год, удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить здание склада ИТС № (инв. №, войсковая часть № <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год, и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт, а именно: произвести ремонт кровли, отмостки, окон, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения здания; произвести оснащение противопожарной и охранной системами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.12.2019.
Судья А.В. Загорулько