Дело № 2-679/2016 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2016 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Кучукбаевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Грязевой А.В.,
представителя ответчика ООО «Союзтранс – 2» - Разжигаева Е.А., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица МУП «ПермГорЭлектроТранс» – Поповой Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми – Подрезенко А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Союзтранс – 2» о признании незаконной и запрете деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пермского района Пермского края обратился в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Союзтранс – 2» с иском:
о признании незаконной деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом по маршруту № 30т «Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый» в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми;
о запрете деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом по маршруту № № 30т «Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый» в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми.
В обоснование предъявленных требований прокурор Пермского района Пермского края указал на то, что согласно Положению о департаменте дорог и транспорта администрации города Перми, утверждённому решением Пермской городской думы от 24 июня 2008 года № 201, целью деятельности Департамента является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города; Департамент формирует единую сеть маршрутов регулярных перевозок города Перми и заключает с перевозчиками договоры на осуществление перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок. В силу Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утверждённого решением Пермской городской думы от 29 июня 2006 года № 138, единая сеть маршрутов регулярных перевозок города Перми утверждается постановлением главы администрации города. Постановлением Администрации города Перми от 30 октября 2014 года № 796 утверждена Единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми, в которую не включён автобусный маршрут № 30т «Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый». Следовательно, перевозка пассажиров по маршруту регулярных перевозок осуществляется на основании договора, заключённого между перевозчиком и Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми. ООО «Союзтранс – 2» ежедневно осуществляет перевозки пассажиров по маршруту № 30т «Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый». Данная деятельность осуществляется в отсутствие заключенного с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края Грязева А.В. просила об удовлетворении предъявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Разжигаев Е.А. не признал исковые требования, представил письменные возражения на иск, пояснил, что ООО «Союзтранс – 2» не получает субсидий из бюджета на осуществление пассажирских перевозок, необходимость заключения договора на пассажирские перевозки с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми не предусмотрена законодательством, иск фактически предъявлен прокурорам в защиту прав муниципального образования город Пермь, что противоречит закону; законность деятельности ООО «Союзтранс – 2» подтверждается наличием у него необходимой документации и транспорта, соответствующего всем техническим требованиям, необоснованным отказом Департамента дорог и транспорта администрации города Перми в согласовании маршрута, поэтому основания для запрета деятельности отсутствуют (л.д.25-26).
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми Подрезенко А.А. и представитель третьего лица МУП «ПермГорЭлектроТранс» Попова Е.А. поддержали исковые требования.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика и представителей третьих лиц, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд находит, что предъявление указанного иска обусловлено тем, что ответчик оказывает услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований законодательства и создает потенциальную опасность причинения в будущем вреда для неопределенного круга лиц.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 14 указанного закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Решением Пермской городской Думы от 29 июня 2006 года № 138 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми (в редакции решений Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 159, от 23.12.2008г. № 146, от 25.08.2009г. № 185, от 22.11.2011г. № 227, от 17.12.2013г. № 293, от 18.11.2014г. № 258, от 22.12.2015г. № 273, с изм. внесенными решениями Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2006г., от 21.04.2011г) (л.д.51-55).
Согласно указанному Положению:
- маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
- перевозками транспортом общего пользования являются перевозки пассажиров, выполняемые на основании публичного договора с применением регулируемых тарифов и с предоставлением всех видов льгот по оплате проезда, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пермского края или органов местного самоуправления города Перми;
- перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж уполномоченному на его получение лицу;
- организатором пассажирских перевозок является функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный на реализацию функций в области организации транспортного обслуживания населения на территории города (пункт 1.3).
Формирование сети маршрутов регулярных перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в соответствии с настоящим Положением; открытие, изменение, закрытие городских маршрутов регулярных перевозок оформляется постановлением главы администрации города (пункт 2.1).
Единая сеть маршрутов регулярных перевозок городского пассажирского транспорта общего пользования утверждается постановлением главы администрации города (пункт 2.2).
Открытие маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута; схема движения по маршруту с указанием опасных участков является элементом паспорта маршрута; утверждение (согласование) паспорта маршрута, схемы движения по маршруту с указанием опасных участков осуществляется организатором пассажирских перевозок (пункт 2.7).
Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми осуществляется посредством конкурсного отбора перевозчиков в порядке, утвержденном решением Пермской городской Думы, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2 Положения (пункт 4.1);
Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми без проведения конкурса осуществляется в следующих случаях (при условии документального подтверждения): признания конкурса несостоявшимся (за исключением случая допуска к участию в конкурсе только одного участника конкурса) либо неисполнения лицом, выигравшим конкурс, требований пункта 10.1 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, либо наложения судом обеспечительных мер в виде запрета на проведение конкурса; досрочного прекращения исполнения перевозчиком обязательств по заключенному договору (пункты 4.2, 4.2.1 и 4.2.2);
Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми без проведения конкурса оформляется договором с организатором пассажирских перевозок по форме, утвержденной администрацией города Перми (пункт 4.3);
Выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми без заключения соответствующего договора с организатором пассажирских перевозок запрещается (пункт 4.5);
Перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров на городских маршрутах регулярных перевозок, обязаны обеспечить соблюдение Правил перевозок пассажиров и багажа, Правил организации пассажирских перевозок, выполнение требований и положений, предусмотренных в действующих правовых актах, регулирующих вопросы пассажирских перевозок (пункт 5.1).
Суд находит, что правила, указанные в Положении об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми соответствуют положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением Пермской городской Думы от 24 июня 2008 года № 201 утверждено Положение о департаменте дорог и транспорта администрации города Перми, согласно которому Департамент дорог и транспорта администрации города Перми: является функциональным органом администрации города Перми (пункт 1.1); формирует единую сеть маршрутов регулярных перевозок города Перми, определяет целесообразность открытия маршрутов регулярных перевозок, осуществляет мониторинг предложений населения города Перми по оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта (пункт 3.2.5); утверждает паспорта и схемы открываемых маршрутов, расписание движения городского пассажирского транспорта общего пользования (пункт 3.2.7); заключает с перевозчиками всех форм собственности договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, ведет реестр перевозчиков (пункт 3.2.16) (л.д.56-59).
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми возможно лишь на основании заключенного договора по результатам проведенного конкурса в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, который является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Постановлением Администрации города Перми от 30 октября 2014 года № 796 утверждена Единая маршрутная сети городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми, в состав которой входят автобусные маршруты, имеющие номера с 1 по 80 (л.д.60-89).
ООО «Союзтранс – 2» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
Данные обстоятельства подтверждаются общедоступными сведениями об юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц, размещёнными на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, свидетельством о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, свидетельство о регистрации юридического лица, Уставом (л.д.20-21, 27-28, 30-48).
Ответчик ООО «Союзтранс – 2» ежедневно осуществляет перевозки пассажиров по автобусному маршруту № 30т «Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый» автомобильным транспортом, автобусный маршрут № 30т не включён в данную Единую маршрутную сеть города Перми.
Данное обстоятельство не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании и подтверждается материалами проверки, письменным объяснением генерального директора ООО «Союзтранс – 2» Фофанова С.А., письменными возражениями на иск (л.д.7-9, 12-13, 25-26).
20 ноября 2015 года ООО «Союзтранс» обратилось в Департамент дорог и транспорта администрации города Перми с заявлением (заявкой) об открытии маршрута регулярных перевозок № 30 «Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый» (л.д.14-16).
Данное заявление отклонено, что следует из сообщений Департамента дорог и транспорта администрации города Перми от 18 и 28 декабря 2015 года (л.д.17-19).
Учитывая изложенное, суд считает, что ответчик фактически обратился в уполномоченный орган с заявление об открытии маршрута № 30 только после проведения проверки осуществляемой им деятельности по перевозке пассажиров. Доказательств того, что ответчик обращался с заявлением об открытии маршрута № 30, суду не представлено.
Ответчик ООО «Союзтранс – 2» не представило документы, подтверждающие заключение договора об организации регулярных перевозок по спорному маршруту, заключённому с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми.
Анализируя полученные доказательства, суд установил, что уполномоченный орган не принимал решение об открытии спорного маршрута: не утверждал паспорт маршрута и схему движения по нему, расписание движения по маршруту; договор (контракт) об организации регулярных перевозок по спорному маршруту не заключался ответчиком с уполномоченным органом, то есть ответчик ООО «Союзтранс – 2» осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров в отсутствие договора, заключенного с уполномоченным органом.
Суд находит, что наличие у ООО «Союзтранс – 2» лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации регулярных перевозок, не освобождают ответчика от обязанности соблюдать требования таких правовых актов.
Следовательно, возражение ответчика о том, что законом не предусмотрена обязательность заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров с уполномоченным органом, основано на неправильном толковании и применении действующих правовых актов.
В силу закона неполучение денежных средств из бюджета муниципального образования на осуществление регулярных перевозок пассажиров не предоставляет каких – либо преимуществ для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и не является основанием для осуществления такой деятельности в отсутствие договора об организации регулярных перевозок пассажиров.
Суд считает, что наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, документов о регистрации в качестве юридического лица, документов о надлежащем техническом состоянии транспортных средств, договоров ОСАГО и документов о прохождении обязательных медицинских осмотров водителей, не предоставляют ответчику право на осуществление деятельности по регулярным перевозкам пассажиров по определённому маршруту, поскольку в силу закона правовым основанием для указанной деятельности является договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, заключаемый в установленном порядке, в том числе по результатам конкурса перевозчиков.
Отказ уполномоченного органа в открытии спорного маршрута и в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок, не может быть принят во внимание, так как на момент рассмотрения дела действия уполномоченного органа незаконными не признаны, вступившего в законную силу судебного постановления по этому вопросу не имеется.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в отсутствие указанного договора соответствующая деятельность ответчика не может быть признана правомерной; при этом заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок по результатам конкурса не создаст условий для признания деятельности, которая осуществлялась до заключения договора, правомерной.
Указанный факт неправомерного осуществления деятельности является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Ответчик не представил доказательства того, что прекращение деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по спорному маршруту противоречит общественным интересам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что деятельность ответчика по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок является незаконной и создает опасность причинения вреда в будущем, что является основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконной и запретить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Союзтранс – 2» по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом по маршруту № 30т ««Микрорайон Парковый – Микрорайон Садовый» в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Решение принято в окончательной форме 16 марта 2016 года.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких