Судья: Попов В.В. № 33-4252/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Желтышевой А.И.
Судей Пияковой Н.А. Бочкова Л.Б.
С участием прокурора Гуляевой Е.С.
При секретаре Поваровой И.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 14.03.2012 г., которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обеспечить Ворониной Д.Ю. 30.06.1991 года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бочкова Л.Б., заключение прокурора полагавшей в жалобе отказать, а решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ворониной Д.Ю. к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, указывая в заявлении, что Воронина Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет.
Постановлением Главы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области от 12.09.2011 года за Ворониной Д.Ю. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Таким образом, администрация муниципального района Кинель-Черкасский обязана в соответствии с дополнительными гарантиями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, выделять денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
Однако, в нарушении норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Воронина Д.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на получение жилья, как сироты.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учётом уточнения исковых требований, прокурор просил суд, обязать ответчика предоставить Ворониной Д.Ю. социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено вышеизложенное решение, с которым не согласился ответчик - Администрация Кинель–Черкасского района, им подана апелляционная жалоба. Ответчик полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик ссылается на то, что администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области не нарушены требования законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на то, что обязанность по финансированию переданных соответствующих полномочий органам местного самоуправления возложена на Самарскую область, как субъект Российской Федерации. Ответчик так же ссылается на то обстоятельства, что для выполнения требований закона об обеспечении детей сирот жилыми помещениями отсутствует соответствующее финансирование из бюджета Самарской области.
Представитель района Кинель-Черкасский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.
Иные лица участвующие в деле, будучи надлежаще уведомленными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор исковые требования поддержала, пояснив, что решение суда является законным обоснованным, в апелляционной жалобе просила отказать, считая её необоснованной.
Заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, считая его правильным.
Из материалов дела усматривается, что Воронина Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет.
Судом установлено, что Постановлением Главы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области от 12.09.2011 года за Ворониной Д.Ю. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).
Статьей 5 указанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно п. 4,5 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).
Ст. 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Ст. 2 Закона Самарской области от 07.07.05г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Ч 2 п. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);
Ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Установлено, что в нарушении вышеуказанных норм Воронина Д.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Как правильно указано судом, право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, суд пришел к правильно выводу о том, что указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области обеспечить Воронину Д.Ю. социальной выплатой на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета 33 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области не нарушены требования законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются указанными выше обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по финансированию переданных соответствующих полномочий органам местного самоуправления возложена на Самарскую область как субъект Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отмены решения суда, поскольку вопрос о выделении финансовых средств на исполнение ответчиком обязанности по обеспечению жильем Драгомирова В.В. может быть разрешен в установленном законом порядке в рамках исполнения администрацией Кинель-Черкасского района решения суда.
Судом правильно установлены юридические значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение суда соответствует требованиям ст. ст. 195, 198 ГПК РФ, нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 14.03.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: