РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2012г. Климовский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Орфановой Л.А.
при секретаре Буздалиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Борисова А. И. к Совету депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск», МУП «Служба единого заказчика» о признании недействующими нормативных правовых актов, взыскании денежных средств,
установил:
Прокурор <адрес>, с учетом имеющихся уточнений, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а также Борисова А.И., к Совету депутатов <адрес>, МУП «Служба единого заказчика» о признании недействующими с ДД.ММ.ГГГГ пункта 3 Приложения к Решению Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес>»; решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес>» в части установления нормативов потребления на горячее водоснабжение; обязании МУП «Служба единого заказчика» выплатить Борисову А.И. 2290,44 рублей, мотивируя свои требования тем, что решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормативы потребления горячего водоснабжения на жилые дома с центральным горячим водоснабжением; на момент расчета в 2007г. в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода» температура горячей воды в местах водозабора принималась равной 55 градусов Цельсия, однако в ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 и температура воды в местах водозабора с ДД.ММ.ГГГГ была увеличена до +6- градусов Цельсия, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ норматив потребления горячего водоснабжения изменился для домов с центральным горячим водоснабжением и объем потребления горячей воды снизился на 9,7%, что в силу п.16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» являлось основанием для изменения норматива потребления горячей воды, однако установленный оспариваемым решением норматив потребления горячей воды изменен не был и действует до настоящего времени; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Борисов А.И., проживающий в 5-ти этажном доме с центральным горячим водоснабжением по адресу: <адрес> заплатил за горячее водоснабжение 23612,79 рублей, учитывая, что количество потребленной Борисовым А.И. горячей воды снизилось на 9,7%, МУП «СЕЗ» незаконно получено от Борисова А.И. 2290,44 рублей \л.д.84-88\.
В настоящем судебном заседании прокурор настаивает на заявленных требованиях, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат Жилищному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Борисов А.И. заявленные прокурором требования не поддерживает, поскольку не согласен с размером денежной суммы, которую прокурор просит взыскать с МУП «СЕЗ» в его \Борисова\ пользу, считая ее заниженной.
Представитель Совета депутатов <адрес> возражает против заявленных требований по тем основаниям, что оснований для внесения изменений начиная с ДД.ММ.ГГГГ в утвержденные оспариваемыми решениями Совета депутатов <адрес> нормативы потребления горячего водоснабжения не имелось; в настоящее время утверждение нормативов потребления коммунальных услуг относится к компетенции субъектов РФ; Распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, которые вводятся в действие с ДД.ММ.ГГГГ; до указанной даты применяются действующие в муниципальных образованиях нормативы потребления коммунальных услуг.
Представитель МУП «СЕЗ» возражает против заявленных требований по тем основаниям, что начисление платы Борисову А.И. производилось на основании действующих нормативов потребления, в том числе горячего водоснабжения; оснований для перерасчета платы не имеется.
3-е лицо – представитель Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, привлеченный судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне слушания дела \л.д.93,94\, в связи с чем суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес> согласно приложению к настоящему решению; срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством; при этом Нормативы потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес> оформлены в виде приложения к данному решению, пункт 3 Нормативов определяет нормативы потребления горячего водоснабжения в домах с разной этажностью, в общежитиях с душевыми \л.д.46-49\; решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пункты 2,3,4 Приложения к Решению Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № дополнены новыми строками, в том числе строками о нормативах потребления горячего водоснабжения в 6-ти и 8-ми этажных жилых домах с центральным горячим водоснабжением \л.д.50\.
В силу ч.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Прокурор в настоящем судебном заседании ссылается на те обстоятельства, что оспариваемые решения Совета депутатов <адрес> противоречат Жилищному кодексу РФ, а также п.16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку изменение с ДД.ММ.ГГГГ температуры воды в местах водозабора до +60 градусов по Цельсию относится к изменениям технических параметров многоквартирного дома, что в силу п.16 настоящих Правил в обязательном порядке влекло изменение нормативов потребления горячего водоснабжения.
Однако, указанные доводы прокурора суд признает необоснованными, при этом суд исходил из следующего.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20 утверждены Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно п. 1.2 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Из п.п. 2.2, 2.4, 3.1.10 указанных правил следует, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
При эксплуатации СЦГВ (системы централизованного горячего водоснабжения) температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60 °C.
В соответствии с п.16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом, пунктом 2 настоящих Правил раскрыто содержание основных понятий, имеющихся в данных Правилах; так, "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
В свою очередь в силу п.4 Правил, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Таким образом, указанными Правилами температура воды в местах водозабора не входит в понятие конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, то есть не относится к показателям, влияющим на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, и изменение температуры воды в местах водозабора, в том числе в сторону увеличения, таким образом, не является основанием для изменения норматива потребления по правилам пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействующими оспариваемых пункта 3 Приложения к Решению Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес>»; решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес>» в части установления нормативов потребления на горячее водоснабжение по мотиву несоответствия их Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе пункту 16 настоящих Правил, не имеется.
Не могут быть положены в основу решения суда и доводы прокурора о несоответствии оспариваемых решений Жилищному кодексу РФ, при том, что прокурором не приведено каких-либо доводов о том, каким именно положениям ЖК РФ противоречат данные решения.
Кроме этого, в силу ч.1 ст.157 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений Совета депутатов <адрес>, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые решения принимались Советом депутатов <адрес> в пределах компетенции, предусмотренной ч.1 ст.157 ЖК РФ.
Отклоняя заявленные требования, суд также учитывал и те обстоятельства, что с ДД.ММ.ГГГГ действует новая редакция части 1 ст.157 ЖК РФ, в соответствии с которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.12.75. Положения о Министерстве строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное Министерство осуществляет полномочия по расчету и утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
Распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства МО от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, предоставляемых в жилых помещениях, а также предоставляемых на общедомовые нужды, которые вводятся в действие с ДД.ММ.ГГГГ; в период до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных настоящим распоряжением, применяются действующие в муниципальных образованиях <адрес> нормативы потребления коммунальных услуг.
Таким образом, установленные Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства МО нормативы потребления, вводятся в действие лишь с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем признание недействующими решений Совета депутатов <адрес>, устанавливающих единственно действующие на территории <адрес> нормативы потребления в том числе горячего водоснабжения, противоречило бы общим принципам действующего законодательства, в том числе ст.157 ЖК РФ, в силу которой, как указано выше, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, при том, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст.155 ЖК РФ).
Одновременно как производные подлежат отклонению и требования прокурора <адрес> о взыскании с МУП «СЕЗ» в пользу Борисова А.И. 2290,44 рублей, поскольку последний, проживая в <адрес> по Октябрьской площади <адрес> \л.д.42,43\ обязан в силу ст.155 ЖК РФ вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; внесение платы Борисовым А.И. в том числе за коммунальные услуги осуществлялось на основании действующих в <адрес> нормативов потребления, что сторонами не оспаривается; требования прокурора в указанной части основаны лишь на доводах о незаконности установленных в <адрес> нормативов потребления горячего водоснабжения, которые не нашли своего подтверждения в судебном заседании; иных доказательств, подтверждающих начисление Борисову А.И. платы за жилое помещение и коммунальные услуги в нарушение действующих нормативов потребления, что повлекло за собой переплату в заявленном размере, прокурором, Борисовым А.И. не представлено.
Руководствуясь ст.194-199,253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, Борисова А.И., о признании недействующими с ДД.ММ.ГГГГ пункта 3 Приложения к Решению Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес>»; решения Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Климовск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей <адрес>» в части установления нормативов потребления на горячее водоснабжение; взыскании с МУП «Служба единого заказчика» в пользу Борисова А. И. 2290 рублей 44 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.
Председательствующий