Решение по делу № 33-3707/2019 от 11.04.2019

Дело № 33-3707/2019 копия

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 мая 2019 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Имамовой Р.А.,

судей областного суда Анненковой К.К., Швецовой Н.А.,

при секретаре Слиповичевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тимошенко В.В. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Тимошенко В.В. к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании жилых помещений непригодными для проживания, взыскании компенсации морального вреда, обязании обеспечить жилым помещением,

установила:

Тимошенко В.В. обратился в суд с иском, указав, что является военным пенсионером, проживает в военном городке Министерства обороны РФ с 1980 года. В 2011 году администрация муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района приняла от Министерства обороны РФ военный городок в аварийном состоянии. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области возложена обязанность на структурные подразделения Министерства обороны РФ произвести капитальный ремонт жилых домов военного городка, общего имущества в многоквартирных домах и устройств, находящихся в жилых помещениях и предназначенных для предоставления коммунальных услуг. Полагает, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение, является непригодным для проживания. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства обороны РФ и должностных лиц администрации муниципального образования Первомайский поссовет причиняют физические и нравственные страдания истцу.

Просил суд признать жилые помещения, занимаемые истцом и членами его семьи, непригодными для проживания; взыскать с администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей; обязать Министерство обороны РФ обеспечить истца и членов его семьи жилыми помещениями общей площадью 90 кв.м. в городе Москва.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В суд первой инстанции истец Тимошенко В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области Милохина Н.А., действующая на основании доверенности от 11 апреля 2018 года, в судебном заседании возражала против исковых требований, просила отказать в их удовлетворении.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2019 года исковые требования Тимошенко В.В. к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области о признании жилых помещений непригодными для проживания, взыскании компенсации морального вреда, а также к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании обеспечить жилым помещением оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Тимошенко В.В. выражает несогласие с принятым решением. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, повлекшие утечку газа в многоквартирном доме, не применил закон «О защите прав потребителей», а также неверно истолковал ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Полагает, что судом нарушены сроки рассмотрения гражданского дела. Кроме того, указывает, что суд не известил истца о привлечении в качестве соответчика Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, подготовку и рассмотрение дела с самого начала не произвел. Указывает, что дело было рассмотрено в отсутствии истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Просит решение суда отменить.

В суд апелляционной инстанции, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о его отложении не ходатайствовали.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тимошенко В.В. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: (адрес), что подтверждается справкой администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района от 18 декабря 2018 года № 2975.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, указанная квартира принадлежит на праве собственности Басенко В.А. на основании решения Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2011 года, вступившего в законную силу 2 декабря 2011 года.

Согласно приказу Министерства обороны РФ № 811 от 28 мая 2011 года жилой дом по адресу: (адрес) передан в собственность муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области.

25 октября 2013 года администрацией муниципального образования Первомайского поссовета направлена информация руководителю Государственной жилищной инспекции о многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту по муниципальному образованию Первомайский поссовет.

Постановлением Правительства Оренбургской области 30 декабря 2013 года № 1263-пп утверждена региональная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 года».

Постановлением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области 31 марта 2014 года № 38-п утвержден краткосрочный план реализации программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 года» на 2014-2016 годы на территории Первомайского поссовета Оренбургского района.

Решением совета депутатов муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области 10 февраля 2014 года № 191 принято решение о включении объектов в Перечень многоквартирных домов (адрес), подлежащих капитальному ремонту по региональной программе «Проведение капитального общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах», в 2014-2016 года, в том числе, дома (адрес).

Между администрацией муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области и некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» 24 декабря 2015 года было заключено соглашение о совместных действиях, направленных на реализацию мероприятий краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в 2014-2016 годах.

Согласно п. 1.3 соглашения администрацией муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области было предоставлено региональному оператору денежная сумма в размере 2 342 433 рублей в форме субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта, в том числе многоквартирного дома (адрес), на что было потрачено 410 746 рублей.

Решением совета депутатов муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области 18 ноября 2015 года № 14 внесены изменения в решение № 291 от 17 июля 2015 года «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов п. Первомайский, Оренбургского района, Оренбургской области», согласно которым приложения 1-6 изложены в новой редакции. В частности, приложением № 3 утвержден перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес) в 2015 году – ремонт крыши.

В соответствии с представленным отчетом некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» от 20 октября 2016 года, в доме (адрес), произведен ремонт крыши.

Постановлением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области 3 сентября 2018 года № 160-п произведена актуализация Муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы», согласно которой дворовая территория дома (адрес), подлежит благоустройству в период 2018-2022 годов.

Согласно ответу ООО «Техносервис» 15 января 2018 года за №5 представлены сведения о выполненной работе по текущему ремонту дома (адрес) в 2018 года: смена стояков канализации и ХВС в квартирах ***, смена стояков отопления в квартирах 44,47,50,63, ремонт цоколя по всему периметру дома, восстановление покрытия отмостки по всему периметру дома, ремонт входных групп (козырьки, крыльца), установка металлической двери на вход в подвал.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Тимошенко В.В. к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области о признании жилых помещений непригодными для проживания, компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального права, установив, что в материалы дела не представлено сведений о признании в установленном законом порядке спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания спорной квартиры в указанном доме непригодной для проживания не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Тимошенко В.В. к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об обязании обеспечить жилым помещением, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, установив, истец Тимошенко В.В. и члены его семьи к моменту увольнения не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилья в г. Москва, и с таким заявлением в соответствующие органы не обращались, пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчиков обеспечить Тимошенко В.В. жилым помещением.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы Тимошенко В.В. о несогласии с решением суда в части отказа в признании жилого помещения непригодным для проживания, судебной коллегией отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области 4 октября 2013 года №161-п утверждено положение о составе межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно сообщению администрации муниципального образования Первомайский поссовет от 15 января 2019 года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) непригодным для проживания (аварийным) в установленном законом порядке, не признавался.

Доводы апелляционной жалобы истца о неверном истолковании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу пункта 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ответу Исполкома Кировского райсовета народных депутатов №1/296 от 14 июня 1990 года, направленному в адрес Тимошенко В.В., заявление о постановке на квартирный учет рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии исполкома Кировского районного Совета народных депутатов. Решением от 15 июня 1990 года № 856 Тимошенко В.В. с 15 июня 1990 года с составом семьи 4 человека поставлены на квартирный учет по категории офицер запаса в общей очереди под номером 92. Квартира будет предоставлена в порядке установленной очередности.

Судебная коллегия отмечает, что доказательств, свидетельствующих о постановке Тимошенко В.В. на учет по г. Москва, в материалы дела не представлено. Учитывая изложенное и применив приведенные нормы права, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования Тимошенко В.В. об обеспечении его и членов его семьи жилой площадью.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не известил истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку согласно протоколу от 12 февраля 2019 года, суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на предварительном судебном заседании. В протоколе предварительного судебного заседания от 12 февраля 2019 года имеется указание на то, что в соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса производство по делу подлежит начать с самого начала.

Истец Тимошенко В.В. в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской (л.д. 111), в которой имеется личная подпись Тимошенко В.В.. Своим правом на участие в судебном заседании он не воспользовался.

Доводы апелляционной жалобы Тимошенко В.В. о нарушении судом сроков рассмотрения гражданского дела, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку согласно материалам дела Тимошенко В.В. обратился с иском в суд 10 декабря 2018 года.

Определением суда от 10 декабря 2018 года исковое заявление принято к производству суда.

11 декабря 2018 года судьей вынесено определение о назначении срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за пределы установленных Гражданским процессуальным кодексом РФ сроков рассмотрения и разрешения дел в 60 дней.

Решение по настоящему делу принято 26 февраля 2019 года.

Исходя из изложенного, судом первой инстанции сроки рассмотрения гражданского дела не нарушены.

Судебной коллегией также отклоняются доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Тимошенко В.В. о времени и месте судебного заседания.

Так, в адрес Тимошенко В.В. была направлена судебная повестка (л.д. 129) об извещении о судебном заседании, назначенном на 26 февраля 2019 года в 10 часов 30 минут.

Согласно уведомлению о вручении, Тимошенко В.В. лично получил судебную повестку 19 февраля 2019 года (л.д. 142).

Таким образом, Тимошенко В.В. был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, назначенного на 26 февраля 2019 года в 10 часов 30 минут.

Фактически доводы апелляционной жалобы отражают позицию истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и не указывают на ошибочность решения по мотиву неправильного применения судом норм материального права и процессуального права которые привели к неправильному разрешению исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимошенко В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

33-3707/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тимошенко В.В.
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Министерство обороны РФ
администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Имамова Рания Ахметгазисовна
11.04.2019[Гр.] Передача дела судье
07.05.2019[Гр.] Судебное заседание
28.05.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее