дело №2-1030/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 мая 2015 года село Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
при секретаре Насибуллиной Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> к Хуноян А.З. о взыскании таможенных платежей, пени,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> обратилась в суд с иском к Хунояну А.З. о взыскании таможенных платежей, пени, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ Уфимской таможенный пост Башкортостанской таможни поступил рапорт сотрудника оперативно-розыскного отдела, из которого следовало, что совместно с сотрудниками УНИБДД МВД РБ дли проверке документов был остановлен автомобиль «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, VIN-№, <данные изъяты> цвета, под управлением гражданина РФ Кепояна А.А. В ходе проверки установлено, что согласно свидетельству о регистрации ТС № указанное транспортное средство принадлежит на праве собственности Хабекян А.А. Согласно сведениям пассажирской таможенной декларации № автомашина ДД.ММ.ГГГГ была временно ввезена Хунояном А.З. на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП «Нижний Зарамаг» со сроком временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ, срок временного ввоза впоследующем был продлен Башкортостанской таможней до ДД.ММ.ГГГГ по ПТД №. ДД.ММ.ГГГГ по факту передачи права пользования или иное распоряжение временно ввезенного физическим лицом транспортного средства возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 16.24 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Калининского районного суда г. Уфы РБ Хуноян А.З. привлечен к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действия Хунояна А.З. по передаче права пользования транспортным средством другому лицу могли быть возможны лишь при условии его таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Учитывая, что Хунояном А.З. при передаче права пользования транспортным средством не были предприняты меры по соблюдению требований таможенного законодательства Таможенного союза Северо-Осетинской таможней были предприняты меры по взысканию невыплаченных таможенных платежей. Так, Хунояну А.З. ДД.ММ.ГГГГ было выставлено требование об уплате таможенных платежей № на сумму <данные изъяты> руб., из которых 1 <данные изъяты> руб. – таможенные платежи, <данные изъяты> руб. – пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов. Требование было направлено заказными письмами с уведомлением в адрес Хунояна А.З., однако, им не выполнены. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пеня составила <данные изъяты> руб. С учетом изложенного истец просит взыскать с Хунояна А.З. неуплаченные таможенные платежи и пени в размере <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. – таможенные платежи, <данные изъяты> руб. – пени за неуплату таможенных пошлин и налогов.
На судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 01 июля 2010 года, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.
Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.
В силу статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (ст. 74 ТК ТС).
Согласно п. п. 3 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе, при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
18 июня 2010 г. между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Статьей 1 Соглашения определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные настоящим Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза.
В силу статьи 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (пункт 2 статьи 279 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV Приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения; для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
Согласно ст. 5 Соглашения от 18 июня 2010 года товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу п. 2 ст. 279 ТК ТС одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В соответствии с п. п. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 4 ст. 351 ТК ТС под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
Пунктом 3 ст. 279 ТК ТС предусмотрены случаи передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа: в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств. В других случаях передача владения и пользования должна осуществляться с разрешения таможенного органа.
В соответствии с п. 3 ст. 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пассажирской таможенной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ Хуноян А.З. временно ввез на территорию Российской Федерации, являющуюся таможенной территорией Таможенного союза, транспортное средство «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выпуска, VIN-№, <данные изъяты> цвета, со сроком временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследующем срок временного ввоза был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Хуноян А.З. передал право управление указанным транспортным средством Кспояну А.А.
Данный факт установлен вступившим в законную силу постановлением судьи Калининского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Хуноян А.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в сумме. <данные изъяты> руб.
Постановление Хунояном А.З. не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленный факт управления Кспояну А.А. транспортным средством свидетельствует о том, что произошла передача автомобиля декларантом в пользование другому лицу. Изложенное подтверждает возникновение у ответчика обязанности по уплате таможенных платежей.
Статьей 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 152 указанного Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и(или) процентов.
В силу ч. 2 данной статьи в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.
Часть 4 статьи 152 Федерального закона предусматривает, что требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно ч. ч. 5, 11 ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Хунояна А.З. ДД.ММ.ГГГГ направлялось требование об уплате таможенных платежей на общую сумму <данные изъяты> руб. не позднее 20 дней со дня вручения требования в связи с передачей временно ввезенного транспортного средства другому лицу без разрешения таможенного органа. Данное требование Хунояном А.З. не исполнено.
Части 17, 18 статьи 152 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливают, что только при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов; требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что имеются правовые основания для взыскания с ответчика в пользу <данные изъяты> таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты> руб., из которых: <данные изъяты> руб. – таможенные платежи, <данные изъяты> руб. пени за неуплату таможенных пошлин и налогов.
Указанный расчет судом проверен и найден верным, правильность исчисления суммы таможенных платежей и пени ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде не оспорен.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования <данные изъяты> в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Взыскать с Хуноян А.З. в пользу <данные изъяты> таможенные платежи в размере <данные изъяты> руб., пени за неуплату таможенных пошлин и налогов в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р.Сафина