Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Чернышковский 27 июля 2015 года
Судья Чернышковского районного суда Волгоградской области
Бурлачка С.А.,
при секретаре Франковой И.А.,
с участием представителя ответчика – ФИО2 муниципального района – главного специалиста отдела правового обеспечения – ФИО7, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
третьего лица – директора государственного бюджетного учреждения ФИО1 <адрес> «Природный парк «Цимлянские пески» ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1 <адрес> к ФИО3, ФИО2 муниципального района ФИО1 <адрес> об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Комитет по управлению государственным имуществом ФИО1 <адрес> обратился с иском в суд к ФИО3, ФИО2 муниципального района ФИО1 <адрес> об истребовании имущества из чужого незаконного владения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО2 муниципального района (Арендодатель) и ФИО3(Арендатор), был заключен договор № аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого ( пункт 1.1 договора) Арендодатель передал Арендатору во временное пользование и использование земельный участок с кадастровым номером № площадью 1220 кв.м., для рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок передан Арендатору.
ДД.ММ.ГГГГ, договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории ФИО1 <адрес> создано государственное учреждение «Природный парк «Цимлянские пески», которое находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО1 <адрес>.
Согласно части 1 статьи 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 6 статьи 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью ФИО1 <адрес> и находятся в ведении органов государственной власти ФИО1 <адрес>.
В связи с чем, ФИО2 муниципального района, на момент заключения оспариваемого договора № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, находящимся в собственности ФИО1 <адрес>.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Спорный земельный участок выбыл из владения помимо воли Облкомимущества.
Приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности, принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества.
ФИО3 имел возможность проверить полномочия продавца на отчуждение земельных участков, путем предъявления к продавцам требований о предоставлении кадастрового паспорта на отчуждаемый земельный участок, из которого следует, что вышеуказанный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, образуют природный парк, и в силу закона являются собственностью ФИО1 <адрес>.
Также у ФИО3 имелась возможность самостоятельно запросить кадастровую выписку на земельный участок в органе кадастрового учета, что им сделано не было.
Просят истребовать из чужого незаконного владения ФИО3 в пользу ФИО1 <адрес> земельный участок с кадастровым номером № взыскать в солидарном порядке с ФИО3 и ФИО2 муниципального района ФИО1 <адрес> неосновательное обогащение за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в размере № коп. Принять меры по обеспечению иска. Запретить Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 <адрес> совершать любые регистрационные действия( в том числе регистрировать переход, прекращение, возникновение ( у третьих лиц) права собственности, возникновение ограничений (обременений) и т.д.), в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Истец – Комитет по управлению государственным имуществом ФИО1 <адрес> - в судебное заседание не явился. Направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, возражений по делу не представил, не сообщил суду о причинах своей неявки. О месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное исковое заявление в отсутствии не явившегося ответчика ФИО3.
Представитель ответчика – ФИО2 муниципального района- ФИО7, исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1 <адрес>, не признала, суду показала, что статья 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» устанавливает, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Пункты 2, 3 статьи 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» разграничивают собственность на землю между органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления, иные предусмотренные федеральными законами, и, принятыми, в соответствии с ними законами субъектов РФ, земельные участки.
Статья 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего ФЗ, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
При этом органы местного самоуправления решают предусмотренные ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Считает, что ФИО2 муниципального района предоставила участок ФИО3 в порядке, установленном действующим законодательством. Никаких ограничений и разъяснений по распоряжению земельными участками, входящими в состав территории Природный парк «Цимлянские пески», в их адрес не поступало. Помимо этого, сведения о регистрации права собственности на спорный земельный участок, поступили в их адрес ДД.ММ.ГГГГ года, и, на тот момент, ФИО2 муниципального района приняты исчерпывающие меры по расторжению договора аренды, а именно: принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды и подготовлено соглашение о расторжении договора аренды.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 <адрес>, в судебное заседание не явилось. Представителем по доверенности, начальником межмуниципального отдела по Суровикинскому, Клетскому и ФИО2 <адрес>м ФИО8 в судебное заседание представлено объяснение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, ФИО1 <адрес>, Тормосиновское сельское поселение, <адрес>, расположен на побережье Цимлянского водохранилища, примерно в 21,5 км от ориентира по направлению на юго-восток, площадью 1200 кв.м., кадастровый номер №, содержатся записи о регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ФИО2 муниципального района ФИО1 <адрес> и ФИО3, а также запись о регистрации права собственности ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. Учитывая, что Управление не является субъектом спорных материальных правоотношений, никаких претензий к заявителю не предъявляют, просят рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Третье лицо – Комитет природных ресурсов и экологии ФИО1 <адрес>, в судебное заседание не явилось. Представитель комитета по доверенности ФИО9 в отзыве на исковое заявление указала, что Комитет поддерживает требования истца в полном объеме, просит их удовлетворить. Также просят рассмотрение данного дела осуществить в отсутствие представителя Комитета.
Третье лицо – директор государственного бюджетного учреждения ФИО1 <адрес> «Природный парк»Цимлянские пески» ФИО10, исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом поддерживает, просит их удовлетворить.
Выслушав представителя ответчика ФИО7, третье лицо- ФИО10, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий, относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков.
В силу пункта «в» части 1 статьи 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, особо охраняемые природные территории разделяются на категории, к числу которых отнесены природные парки.
Согласно части 6 статьи 2 вышеуказанного Закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с Законом ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ОД « О системе органов исполнительной власти ФИО1 <адрес>», в систему органов исполнительной власти входят: Губернатор ФИО1 <адрес>, Правительство ФИО1 <адрес> и иные органы исполнительной власти ФИО1 <адрес>, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу.
На основании статьи 2 Закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – ОД «О разграничении полномочий органов государственной власти ФИО1 <адрес> в сфере регулирования земельных отношений», к полномочиям органов исполнительной власти ФИО1 <адрес> в данной сфере, относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в областной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
Комитет по управлению государственным имуществом ФИО1 <адрес> является органом исполнительной власти субъекта РФ – ФИО1 <адрес>, который уполномочен управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности ФИО1 <адрес>, в том числе осуществлять действия по защите права собственности.
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории ФИО1 <адрес> создано государственное учреждение «Природный парк «Цимлянские пески», которое находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО1 <адрес>.
В силу статей 2,5 Закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях ФИО1 <адрес>», территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
Территория Государственного учреждения «Природный парк «Цимлянские пески», площадью 69 168, 6 га, входит в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 <адрес>.
Судом по делу установлено.
Как следует из заявления ФИО3, адресованного ФИО14 ФИО2 <адрес>, он просит предоставить ему в аренду земельный участок, площадью 1200 кв.м., расположенный на побережье Цимлянского водохранилища в 21,5 км юго-восточнее х<адрес>, для размещения объектов рекреации, сроком на 49 лет.
Из распоряжения исполняющего обязанности ФИО14 ФИО2 муниципального района ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № 348-р следует, что ФИО3 предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 34:33:15:0002:1, площадью 1200 кв.м., разрешенное использование: для рекреационной деятельности, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: ФИО1 <адрес>, Тормосиновское сельское поселение, <адрес>, расположен на побережье Цимлянского водохранилища.
Из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что между ФИО2 муниципального района и ФИО3, заключен договор, по которому Арендодатель – ФИО2 муниципального района, сдает, а Арендатор – ФИО3, принимает в пользование, на условиях аренды, сроком на 49 лет включительно, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м. К договору прилагается расчет арендной платы, акт приема-передачи земельного участка, сдаваемого в аренду.
Из письма директора ГБУ ВО «ПП Цимлянские пески» ФИО10 следует, что ГБУ ВО ПП «Цимлянские пески» согласовал аренду испрашиваемого земельного участка, при условии соблюдения постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Красной книге ФИО1 <адрес>».
Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок, с кадастровым номером №, полностью входит в Зону «Природный парк «Цимлянские пески», №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1614.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., расположенный: ФИО1 <адрес>, Тормосиновское сельское поселение, <адрес>, на побережье Цимлянского водохранилища, примерно в 21,5 км от ориентира по направлению на юго-восток, находится в аренде у ФИО3, на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Частью 1 статьи 7 Закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях ФИО1 <адрес>» установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью ФИО1 <адрес> и находятся в ведении органов государственной власти ФИО1 <адрес>.
Исходя из изложенного выше, судом установлен тот факт, что ФИО2 муниципального района на момент заключения оспариваемого договора № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, находящимся в собственности ФИО1 <адрес>.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Право собственности на земли особо охраняемой природной территории – природного парка регионального значения «Цимлянские пески» возникло у субъекта РФ – ФИО1 <адрес> в силу Федерального Закона, факт отсутствия государственной регистрации такого права на момент заключения договора не имеет правового значения.
Право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику, в соответствии со ст.209 ГК РФ.
Нарушив данные положения закона, ФИО2 муниципального района, не имея полномочий, распорядилась земельным участком, заключив с ФИО3 договор аренды земельного участка.
В соответствии со ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Спорный земельный участок выбыл из владения помимо воли Комитета по управлению государственным имуществом.
Приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки всем, за исключением того, что она совершена не управомоченным отчуждателем. Собственник вещи, которая была сдана в аренду не управомоченным лицом, при возврате ее из незаконного владения, вправе предъявить иск к лицу, которое заключило договор аренды, не обладая правом собственности на эту вещь и не будучи управомоченным законом или собственником сдавать ее в аренду, и получало платежи за пользование ею от арендатора, о взыскании всех доходов, которые это лицо извлек или должно было извлечь, при условии, что оно при заключении договора аренды действовало недобросовестно, то есть знало или должно было знать об отсутствии правомочий на сдачу вещи в аренду. Такое же требование может быть предъявлено собственником к арендатору, который, заключая договор аренды, знал об отсутствии у другой стороны правомочий на сдачу вещи в аренду. В случае, если и не управомоченный арендодатель и арендатор являлись добросовестными, они отвечают по указанному требованию перед собственником солидарно.
Суд считает, что ФИО13 мог и должен был принять разумные меры по проверке полномочий арендодателя – ФИО2 муниципального района, на отчуждение земельного участка, мог потребовать предъявление кадастрового паспорта на данный земельный участок, из которого следует, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, входит в Природный парк «Цимлянские пески», и, в силу Закона, является собственностью ФИО1 <адрес>. Мог сам запросить кадастровую выписку на земельный участок в органе кадастрового учета. Однако ничего этого им сделано не было. Таким образом, судом установлен факт недобросовестности ФИО3 по выяснению правомочий Арендодателя на отчуждение имущества В связи с чем, в соответствии со ст.303 ГК РФ, подлежит удовлетворению заявленное истцом требование о взыскании в солидарном порядке с ФИО3 и ФИО2 муниципального района неосновательного обогащения за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в сумме 4353 руб.33 коп. Суд соглашается с расчетом суммы неосновательного обогащения, представленного истцом, в размере 4353 руб. 33 коп.( л.д. 37). Каких-либо возражений со стороны ответчиков в отношении расчета в суд не поступило.
Суд признает несостоятельными доводы ответчика – ФИО2 муниципального района о том, что сведения о регистрации права собственности ФИО1 <адрес> на спорный земельный участок поступили в их адрес ДД.ММ.ГГГГ года, и на тот момент ФИО2 муниципального района приняты исчерпывающие меры по расторжению договора аренды, а именно принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды.
Действительно, распоряжением ФИО2 муниципального района ФИО12 № 430-р от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжение ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 348-р «О предоставлении земельного участка в аренду» признано утратившим силу.
Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что Арендодатель – ФИО2 муниципального района и ФИО13, пришли к соглашению расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из акта возврата земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ год, сдаваемого в аренду, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что Арендатор – ФИО3, сдал, а Арендодатель – ФИО2 муниципального района, принял земельный участок, имеющий кадастровый номер № площадью 1200 кв.м., в надлежащем состоянии, Арендодатель претензий не имеет.
Однако заявление о регистрации соглашения ФИО2 муниципального района о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ года, подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ года, о чем свидетельствует расписка в получении документов на государственную регистрацию за № и на день рассмотрения иска регистрация не была проведена.
Также несостоятельны доводы ФИО2 муниципального района о том, что предоставление в аренду земельного участка на территории Природного парка «Цимлянские пески» не противоречило действующему законодательству. Природный парк «Цимлянские пески» входит в Перечень особо охраняемых природных территорий. Частью 1 статьи 7 Закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 641-ОД, установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью ФИО1 <адрес> и находятся в ведении органов государственной власти ФИО1 <адрес>. На момент заключения договора аренды – 05.08. 2013 года, ФИО2 муниципального района не имела права распоряжаться земельными участками, которые уже находились в собственности ФИО1 <адрес>, так как это прямое нарушение действующего законодательства, в частности, Закона ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1 <адрес> подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В целях недопущения невозможности исполнения решения суда, суд полагает целесообразным принять обеспечительные меры в виде запрета совершать регистрационные действия Управлению Росреестра по ФИО1 <адрес> по государственной регистрации прав и сделок в отношении земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета по государственному имуществу ФИО1 <адрес> к ФИО3, ФИО2 муниципального района удовлетворить в полном объеме.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО3 в пользу ФИО1 <адрес> земельный участок с кадастровым номером №,
Взыскать в солидарном порядке с ФИО3 и ФИО2 муниципального района ФИО1 <адрес> неосновательное обогащение за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в размере 4353 руб.33 коп.
Запретить Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ФИО1 <адрес> совершать любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Чернышковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.А. Бурлачка