Решение по делу № 2-166/2015 (2-5057/2014;) от 15.12.2014

№ 2- 166/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2015 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Руденко А.В.,

при секретаре Антиповой А.А.

с участием представителя истца ФИО6

представителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае ФИО5,

представителя КГУП «Хабкрайинвентаризация» ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному управлению Росимущества в Хабаровском крае о признании права собственности на жилое помещение, КГУП «Хабкрайинвентаризация» об обязании внести сведения в технический паспорт,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее также – Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае) о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение - комнату в доме по <адрес>, в порядке приватизации, мотивируя тем, что в связи с трудовыми отношениями с прежним пользователем данного общежития в 2004 году ФИО1 было выдано направление на вселение в спорную комнату. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрировался в указанной комнате постоянно. С момента вселения и по настоящее время проживает в спорном жилом помещении, являясь его нанимателем. Считает, что в силу закона жилье утратило статус общежития, поэтому имеет право на передачу ему данного жилья в собственность бесплатно.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в КГУП «Хабкрайинвентаризация» с целью изготовления технического паспорта на комнату однако по результатам работы КГУП «Хабкрайинвентаризация» отказалось вписывать номер комнаты в технический паспорт ничем это не мотивируя, в результате чего истец не может поставить помещение на кадастровый учет. Просит суд обязать КГУП «Хабкрайинвентаризация» внести изменения в подготовленный технический паспорт, указав в нем номер комнаты

В судебном заседании представитель истца ФИО6 требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае ФИО5 против удовлетворения заявленных требований возражала по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, дополнив, что статус помещения не изменен, жилье в муниципальную собственность не передавалось.

Представитель КГУП «Хабкрайинвентаризация» ФИО4 требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснила, что на дату первичной технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ все помещения имели сквозную нумерацию, номера комнат (адресные реквизиты отсутствовали), присвоение номера жилому помещению осуществляется мэром г. Хабаровска.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В связи с трудовыми отношениями с 2 Хабаровским объединенным авиаотрядом, в дальнейшем - Авиакомпанией «Восток», ФИО1 на выделена жилая площадь в виде комнаты в общежитии по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Авиакомпания «Восток» и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения в общежитии на комнату в <адрес> в г.Хабаровске, общей площадью 12,4 кв. м.

ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в комнате <адрес> в г. Хабаровске с ДД.ММ.ГГГГ и указан нанимателем жилого помещения, что подтверждается копией лицевого счета, справкой ОАО АК «Восток».

Из технического паспорта жилого помещения б/н по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что занимаемое истцом жилое помещение состоит из одной жилой комнаты, общей площадью 12,4 кв.м., жилой – 11,4 кв. м.

Факт трудовых отношений ФИО1. с ОАО «Авиакомпанией «Восток» подтверждается копией трудовой книжки.

Указанный дом является федеральным имуществом, специально построенным как общежитие.

Из представленных сторонами материалов, усматривается, что здание общежития по <адрес> было введено в эксплуатацию в 1962 году, находилось в государственной собственности и хозяйственном ведении Второго объединенного хабаровского авиаотряда вплоть до его акционирования в 1992 году. При акционировании Второго объединенного хабаровского авиаотряда указанное здание общежития не было включено в план приватизации предприятия и не вошло в уставный капитал общества. На основании договора на содержание объектов жилищного и социально-культурного назначения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Комитетом по управлению госимуществом Хабаровского края и ОАО «Авиакомпания «Восток»,в числе объектов не вошедших в план приватизации передано на баланс ОАО «Авиакомпания «Восток», до настоящего времени в собственность муниципального образования Городской округ «город Хабаровск» не было передано.

Согласно статье 2 закона РФ № 1531-1 от 03 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», действовавшего на момент приватизации указанного государственного предприятия, приватизация земельного и жилищного фонда регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

В силу статьи 18 закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему совету народных депутатов, на территории которого находится.

Законом РФ от 23 декабря 1992 года № 4199-1 внесены изменения в указанную норму Закона, согласно которым, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений(если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Таким образом, в период с 1992-1993 законодательством была предусмотрена возможность передачи жилищного фонда от государственных предприятий в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, но с условием сохранения всех жилищных прав граждан, в том числе их права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в введении местной администрации по месту расположения объекта.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении « О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 № 8 в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Однако это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации.

Поскольку, исходя из положений статьи 19 Жилищного кодекса РФ в составе частного жилищного фонда ОАО «Авиакомпания «Восток» могут находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых находящиеся в федеральной собственности общежития не относятся, то и сама по себе передача жилого дома вместе с проживающими в нем гражданами, на баланс акционерного общества, являющегося коммерческой организацией, не должна влиять на жилищные права граждан, вселенных государственным предприятием и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Приведенными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановлении от 24 октября 2000 года №13-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года №229-0, от 2 ноября 2000 года №220-0, от 3 июля 2007 года №425-0-0, определение законодателем круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае распространение на то или иное жилое помещение особого правового режима, учитывая практику и перспективу его целевого использования, наличие соответствующей инфраструктуры. Поскольку без исследования указанных обстоятельств не может быть обеспечена реальная судебная защита прав граждан, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение один раз в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах, как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепление данного права предполагает создание равных условий для осуществления гражданами свободного выбора способа удовлетворения потребностей в жилье.

В соответствии со статьей 2 данного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Принимая во внимание, вышеприведенные нормы законодательства, а также, учитывая, что истец с 2004 года проживает в спорном жилом помещении, другое жилье ему не предоставлялось и не предлагалось, а также то, что он ранее участия в приватизации жилых объектов недвижимого имущества не принимал, суд считает, что у истца возникло право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Одновременно суд считает подлежащим удовлетворению требование истца к КГУП «Хабкрайинвентаризация», поскольку совокупностью представленных доказательства – формой 36, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , поэтажным планом общежития, пояснениям сторон подтверждается, что жилое помещение, отраженное в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеющее нумерацию 69 и 70 является комнатой в <адрес> в г. Хабаровске.

Учитывая вышеизложенные положения материального права, и оценивая установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Росимущества в Хабаровском крае, КГУП «Хабакрайинвентаризация» удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение – комнату (помещения №№ 69, 70 на техническом паспорте по состоянию на 09.10.2014) площадью 12,4 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение – комнату (помещения №№ 69, 70 на техническом паспорте по состоянию на 09.10.2014) площадью 12,4 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.

Обязать КГУП «Хабкрайинвентаризация» внести изменения в подготовленный технический план по договору 31872 указав номер комнаты – .

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья А.В. Руденко

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2015 года.

Судья А.В. Руденко

2-166/2015 (2-5057/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Высоких А.Г.
Ответчики
ТУФА по управлению государственным имуществом
ГКУП Хабкрайинвентаризация
Другие
Антипов Владимир Иванович
Суд
Железнодорожный районный суд г. Хабаровск
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.hbr.sudrf.ru
15.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2014Передача материалов судье
16.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2014Подготовка дела (собеседование)
25.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2015Судебное заседание
29.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2015Дело оформлено
29.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее