РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> года <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кретовой Е.А.,
с участием адвоката Никулкиной Н.А.,
при секретаре Почикаловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Митрофановой Натальи Евгеньевны к Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области, Управляющей компании МУП «СЭЗ-Белоозерский» об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» от 13.09.2017 года при отказе в переводе жилого помещения в нежилое,
у с т а н о в и л:
Митрофанова Н.Е. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области, Управляющей компании МУП «СЭЗ-Белоозерский» об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» от 13.09.2017 года при отказе в переводе жилого помещения в нежилое, в котором просит: удовлетворить административное исковое заявление гр-ки Митрофановой Натальи Евгеньевны об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» от 13.09.2017г. при отказе в переводе жилого помещения в нежилое; признать незаконным отказ в согласовании проекта перепланировки жилого помещения № в <адрес> директором МУП «СЕЗ Белоозерский» в связи с отсутствием согласия собственников помещений на использование общего имущества многоквартирного дома; признать решение Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области от 13.09.2017г. об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности, по адресу: <адрес> в нежилое, не законным; обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района <адрес> принять решение о переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес>; установить в силу ст. 187 КАС РФ Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» предельный срок исполнения настоящего решения – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. (л.д.4-7).
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Митрофанова Наталья Евгеньевна на основании записи о государственной регистрации права собственности № от <дата> является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
30 августа 2017 года заявитель в соответствии с ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ подала в Администрацию МО «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области заявление о переводе данного жилого помещения в нежилое.
К заявлению были приложены следующие документы: 1. правоустанавливающие документы на переводимое помещение (копия); 2. план переводимого помещения с его техническим описанием (копия); 3. поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (копия); 4. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки переводимого помещения; 5. выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета (копия).
Обстоятельства, оговоренные ст. 22 ЖК РФ, по которым перевод жилого помещения в нежилое невозможен, отсутствуют, а именно:
- переводимое помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома;
- доступ к переводимому помещению возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (существует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению);
- переводимое помещение не является частью жилого помещения, не используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
- право собственности на переводимое помещение не обременено правами каких-либо лиц;
- переводимое помещение не располагается в наемном доме социального использования.
13 сентября 2017 года (Протокол № от 13.09.2017) Администрация муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области выдала Уведомление представителю истца, отказав в переводе жилого помещения в нежилое на основании п.3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, так как проект не согласован с газовой службой, управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного <адрес> при оборудовании доступа к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям и с использованием элементов общего имущества многоквартирного дома, в том числе земельного участка.
Административный истец считает отказ необоснованным, нарушающим его права по переводу жилого помещения в нежилое и законные интересы собственника помещения, по следующим основаниям: согласование проекта перепланировки со всеми собственниками многоквартирного дома требуется в двух случаях:
- если происходит уменьшение размера общего имущества в доме путем его реконструкции (п.3 ст. 36 ЖК РФ)
- если реконструкция, переустройство или перепланировка помещений невозможна без присоединения к ним части общего имущества в доме (п.2 ст. 40 ЖК РФ).
Представленный проект перепланировки не уменьшает общее имущество дома, которое возможно лишь при реконструкции дома с переоформлением документов о составе общего имущества дома и земельного участка дома в сторону уменьшения с последующим внесением изменений в записи Росреестра.
Переводимое помещение после перепланировки остается в своих границах, размер и площадь общего имущества в доме, доли в праве общей собственности на общее имущество в доме также ни у кого не изменяются. Земельный участок, как составная часть общей собственности дома, после перепланировки помещения и сооружения входной группы в виде металлических опор и сборно-разборных ступеней также не изменит своего общедолевого статуса и останется в прежних размерах. К тому же, распоряжение земельным участком, в силу действующего законодательства, ограничено возможностью определения порядка пользования общим имуществом (в т.ч. земельным участком) иными лицами, установлением пределов использования земельного участка и введением ограничений пользования им (пп.2), 3) п.2 ст. 44 ЖК РФ). Право устанавливать порядок пользования общим имуществом дома предоставлено Общему собранию собственников помещений по предложению Совета дома (п.5 ст. 161.1 ЖК РФ), который не избирался, общее собрание дома ни разу не проводилось. Действующее законодательство не обязывает собственника переводимого помещения самому инициировать проведение общего собрания собственников помещений в доме по вопросу установления порядка пользования земельным участком. Истец вправе пользоваться земельным участком, находящимся в долевой собственности, соразмерно своей доле (ст. 247 ГК РФ) до того момента, пока не будет принято решение общего собрания по порядку и пределам использования земельного участка.
К тому же, согласно п.5 ФЗ от 29.12.2004г. 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», право на земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность помещений в доме после формирования земельного участка в соответствии с земельным законодательством и проведения его кадастрового учета. Информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок под домом № по <адрес>, а также сведения о составе общего имущества в доме, в Росреестре отсутствует. Право собственников многоквартирного дома на общее имущество дома, возникшее у них в силу Закона, на данный момент не реализовано, так как это право в законном порядке не зарегистрировано в Росреетре.
«Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.» (п. 5 ст.1 ФЗ № 218 от 13.07.2015г.)
Таким образом, не представление согласия собственников общего имущества дома в силу ст. 23 ЖК РФ не может служить основанием для дачи отказа на перевод помещения, оно дает лишь право другим собственникам дома на защиту своего нарушенного права, если таковое имеется, в судебном порядке.
Представленный проект перепланировки согласован с газовой службой «Коломнамежрайгаз», о чем имеется отметка на листе согласований проекта.
Управляющая компания (УК) незаконно отказала в согласовании проекта перепланировки по причине отсутствия согласия собственников помещений на использование общего имущества, так как жилищное законодательство не требует согласие всех собственников на использование общего имущества дома при переводе жилого помещения в нежилое. К тому же, компетенция УК по согласованию перепланировки помещения должно ограничиваться технический стороной вопроса, решать вопросы права собственники помещений не уполномочивали УК. (л.д. 4-7).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Московской области (л.д.91-94).
Административный истец Митрофанова Н.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного истца с учетом участия в деле его представителя.
Представитель истца адвокат Никулкина Н.А.(ордер №, удостоверение № на л.д. 34), действующая по доверенности (л.д.78), в судебном заседании просила удовлетворить требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, дополнительных пояснениях (л.д.119-131). В ходе судебного разбирательства представитель административного истца пояснила, что исходя из судебной практики, суд при рассмотрении данных вопросов должен, в том числе, исследовать вопрос о том, каким правом на земельный участок, расположенный под домом, обладают собственники помещений указанного многоквартирного жилого дома. В силу ст.16 №189-ФЗ от 29.12.04 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», у собственников помещений в многоквартирных домах права общей долевой собственности на земельный участок, на которых расположены такие дома, в силу ст.16 указанного закона возникают с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. По имеющейся у административного истца информации, данный участок на сегодняшний день не находится в общей долевой собственности собственников многоквартирного жилого дома, он предоставлен под строительство, на сегодняшний день вид разрешенного использования: под строительство, долевая собственность собственников не оформлена, соответственно, их права никак не затрагиваются. На сегодняшний день земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, не поставлен на государственный кадастровый учет и не передан в общую долевую собственность собственников многоквартирного дома, в котором расположено помещение Митрофановой Н.Е. Если участок не сформирован, то значит он не передан в собственность собственникам многоквартирного дома и соответственно, исходя из судебной практики не требуется согласие собственников многоквартирного дома на перевод, так как их права на сегодняшний день не затрагиваются, они еще сами не стали собственниками того имущества. Ответчики говорят о том, что нарушаются права собственников помещений многоквартирного дома, что в результате перепланировки будет уменьшено имущество собственников многоквартирного дома. По разъяснениям по инструкции стена многоквартирного дома не регистрируется в составе имущества, и согласно проекта перепланировки, который был представлен, в результате перепланировки не происходит уменьшение имущества. Исходя из Акта об общей характеристике и состоянию многоквартирного дома, являющегося объектом конкурса, конкретно не указано, что входит в состав и чем это закреплено. Состав общего имущества согласно инструкции совсем по-другому формируется, совсем по-другому регистрируется, должна быть внесена запись о регистрации права общей долевой собственности на общее имущество, на земельный участок согласно инструкции утвержденной приказом Минэкономразвития от 16.12.15 №943, и только запись регистрации о праве общей долевой собственности подтверждает такие права на общее имущество. Земельный участок уже изначально был выделен под строительство многоквартирного дома, но он не сформирован для иных целей, для обслуживания этого дома. Перепланировки в помещении истца будут согласно проекту. Для того, чтобы из квартиры выходить на улицу, нужно демонтировать оконный проем и установить дверной проем. Других перепланировок не будет, только согласно проекту. Проект согласован со всеми. С газовой службой все согласовано, имеется печать на проекте, поэтому нарушений нет. Этот проект уже с печатью приносили ответчику. Согласно проекта перепланировки увеличивается площадь помещения 60,5 кв.метров, но не за счет общего имущества. Есть примечания на стр.6 проекта - в связи с демонтажом внутренних перегородок общая площадь изменилась в сторону увеличения и стала составлять 61,5 кв.метр, то есть внутри перегородки убираются и соответственно увеличивается площадь. Административный ответчик МУП «СЕЗ Белоозерский» возвратил несогласованный проект по следующим основаниям: что проектом предполагается обустройство отдельного входа путем демонтажа части внешней стены и, соответственно, ссылаются опять на то, что должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. К заявлению о согласовании проекта перепланировки не приложен протокол общего собрания собственников помещения с согласием на использование общего имущества, соответственно, по этим основаниям второй административный ответчик не согласовал проект. Приказом Минэкономразвития от 27.10.16 года № 679 п. 156 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.17 года, где четко говорится: в отношении многоквартирного дома запись о которых внесена в кадастр недвижимости о применении сделок прав недвижимости не вносится, а вот записи о государственной регистрации права общей долевой собственности каждого собственника каждого помещения в многоквартирном доме, иных вещных прав, обременений, сделок вносится в реестр прав недвижимости в отношении объектов недвижимости, составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, в том числе и в отношении земельного участка. Следующий пункт 157: при регистрации права общей долевой собственности вносится в реестр отдельная запись о праве общей долевой собственности в отношении собственников многоквартирного дома, в отношении общего имущества эти записи вносятся отдельно. То есть, отдельно собственность на квартиру, согласно этой инструкции, и отдельно запись долевая собственность. На сегодняшний день этих записей в реестре нет ни на земельный участок, ни на общее имущество дома, нет документов, подтверждающих? что участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома сформирован в установленном законом порядке в определенной площади, что право общей долевой собственности собственников многоквартирного дома зарегистрированного пропорционально долям в реестре как положено. Этот факт, что участок не сформирован и что состав общего имущества не определен, не оспаривается и административными ответчиками. На сегодняшний день и на момент согласования проекта не возможно утверждать, что стена входит в состав общего имущества, и что требуется согласие всех собственников, потому что они еще документально не закрепили свои права на то имущество, которое будет входить в состав общего имущества многоквартирного дома по <адрес>. Проект согласован со всеми имеющимися службами и нарушений прав собственников многоквартирного дома на сегодняшний день не усматривается. Увеличение площади происходит не за счет общего имущества, а за счет демонтажа внутренних перегородок, соответственно отказ Администрации является незаконным и нарушает права Митрофановой Н.Е.
Исходя из дополнительных объяснений административного истца (л.д. 119-131), состав общего имущества многоквартирного дома (МКД) должен быть определен в технических документах на МКД, утвержден общим собранием и представлен в Росреестр при одновременной регистрации прав на жилое или нежилое помещение и прав на общее имущество в доме. Размер общего имущества МКД определяется как площади помещений, обслуживающие более одной квартиры и сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок.
Согласно паспорта на МКД площадь общего имущества дома составляет ноль кв.м., в выписке ЕГРН на МКД нет данных о составе и площади общего имущества дома, в связи с чем, общедолевая собственность на общее имущество МКД не оформлялась.
При решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным исключительно тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме, тем самым, затрагивая права и законные интересы названных субъектов. Независимо от того, является ли переоборудование жилого помещения реконструкцией или перепланировкой, в случае, если такое переоборудование влечет за собой уменьшение или присоединение общего имущества собственников жилого дома, необходимо получение согласия всех собственников общего имущества.
Выполнение работ на основании представленного проекта перепланировки спорной квартиры под нежилое помещение не является реконструкцией помещений данной квартиры, так как высота, площадь и объем помещений, а также качество инженерно-технического обеспечения не меняются, наружная стена дома, примыкающая к спорной квартире, не является несущей стеной жилого дома; предусмотренная проектом переустройства и (или) перепланировки жилого помещения разборка низа окон, иных вновь устраиваемых проемов в стенах не является расширением и пробивкой проема, так как проемы в наружной стене не увеличиваются по ширине и разборка стен осуществляется путем резки алмазным инструментом без применения ударного инструмента; демонтаж подоконной части стены под существующими оконными проемами (для организации отдельных входов в соответствии с требованиями действующего законодательства) не является нарушением пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, так как отсутствует расширение и пробивка проемов; демонтаж подоконной части наружной стены при производстве перепланировки квартиры не приведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций многоквартирного дома, так как данная стена не несущая; предусмотренная проектом перепланировка жилого помещения, предусматривающая устройство отдельного входа, не является реконструкцией жилого дома, влекущей изменение границ помещения и присоединения к нему части общего имущества многоквартирного дома, приводящей к уменьшению общего имущества дома; проект перепланировки названной квартиры и выполненная перепланировка соответствуют требованиям градостроительных и строительных норм и правил и с технической точки зрения не несут угрозу жизни и здоровью граждан (п.1.7.1 п.1.7.2 Правил и норм тех.эксплуатации жилищного фонда утв. Постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003г.).
Предусмотренная спорным проектом перепланировка квартиры заявителя с обустройством изолированного входа не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не влияет на функциональную способность ограждающей стены, не приведет к изменению границ и состояния общего имущества многоквартирного дома, а также не влечет за собой присоединение общего имущества, в силу чего для проведения таких работ согласия всех собственников помещений многоквартирного дома не требуется.
Демонтаж подоконной части самонесущей стены в пределах габаритов существующего окна не уменьшит ОИД, так как в площадь ОИД площадь стен не входит, а в натуральных величинах демонтируемый простенок меньше чем закладываемая площадь дверного проема.
Доли каждого собственника определяются решением общего собрания собственников помещений или путем подписания соглашения всеми собственниками о размере доли каждого, а состав ОИД определяется на основании сведений ЕГРН на объекты недвижимости, являющиеся имуществом и сведений гос. земельного кадастра (п.3,4 Правил, утв. ПП №491 от 13.08.2006г.)
Администрация, отказывая в переводе жилого помещения в не жилое, указала на то, что ОИД при перепланировке будет уменьшено из-за того, что разбирается подоконный простенок. Этот аргумент не состоятелен по причине того, что ОИД может быть уменьшено только в результате уменьшения площади помещений в доме, площадь стен в площадь ОИД не входит, фиксируется только материал, из которого изготовлены наружные стены.
При демонтаже оконного простенка в натуральных величинах площадь стен даже увеличится, так как закладываемый дверной проем по площади больше, чем демонтируемый простенок. К тому же, в паспорте МКД, представленном суду, площадь общего имущества дома составляет ноль метров квадратных. Следовательно, никакого уменьшения общего имущества дома в результате создания входной группы не произойдет, функциональная принадлежность внешней стены дома не изменится.
К тому же, устройство входной группы из оконного простенка путем демонтажа подоконного пространства никак не повлияет на функциональную способность ограждающей стены.
Устройство входной группы не нарушает требований механической безопасности (пп.1 п. 6 ст. 3 ФЗ ВФ № 384) и поэтому не затрагивает законные права и интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Представленный проект перепланировки соответствует всем требованиям строительно-технической документации, жилищному законодательству и Правилам и нормам содержания жилищного фонда.
Учитывая то, что реализация проекта перепланировки не предусматривает уменьшение или присоединение общего имущества дома, а земельный участок, используемый собственниками не по целевому назначению, законным образом не сформирован, согласия всех собственников помещений в МКД на перевод из жилого помещения в нежилое не требуется, в связи с чем, у Администрации пгт. Белоозерский не было оснований для отказа в переводе жилого помещения в не жилое.
Заявитель считает, что действия Администрации п. Белоозерский затрагивают его права и законные интересы и создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, а также, наносят ущерб бюджету в виде выпадающего дохода с бизнеса.
Что касается земельного участка: для обустройства крыльца не требуется выделение части земельного участка, так как крыльцо не является капитальным строением, оно возводится как временное сооружение, без вскрытия грунта и может быть в любое время демонтировано. В отношении земельного участка можно лишь установить порядок пользования земельным участком для создания входной группы или определить пределы использования земельного участка.
Для того чтобы определить порядок пользования земельным участком, установить пределы его использования и ограничения в использовании, необходимо решение общего собрания собственников МКД (п.2-2) ст. 44 ЖК РФ), причем предложения разрабатываются и вносятся на утверждение Советом дома (п.5 ст. 161.1 ЖК РФ), а не любым из собственников помещений. Подобное решение собранием не принималось, в связи с чем собственники могут использовать земельный участок пропорционально своей доле в соответствии со ст. 247 ГК РФ. Требования о представлении согласия всех собственников на установление пределов использования земельного участка при переводе жилого помещения в нежилое в ЖК РФ нет.
К тому же право общедолевой собственности на земельный участок возникает с момента формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет. Земельный участок под МКД № по <адрес> формировался лишь для строительства МКД, а вовсе не для эксплуатации, в связи с чем права общедолевой собственности на земельный участок в настоящее время у собственников не возникло в принципе.
Непредставление согласия собственников не может служить основанием для отказа в переводе, однако дает право собственникам на защиту своего права в суде, если они докажут, что их права были нарушены.
Администрация не представила никаких документов, свидетельствующих о том, что реализация проекта перепланировки спорной квартиры приведет к изменению границ и размера общего имущества дома, а также не представила документы о формировании земельного участка под МКД для его эксплуатации.
В состав общего имущества МКД входит и земельный участок, на котором расположен МКД при условии, что он законным образом сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Доказательств того, что земельный участок сформирован в соответствии с действующим законодательством, суду не представлено.
Пределы использования земельного участка, а также запреты на его использование в соответствии с п.2-2 ст. 44 ЖК РФ общим собранием не устанавливались. Предполагается, что земельный участок может использоваться собственниками помещений в соответствии со ст. 247 ГК РФ исходя их принадлежащей доли.
Действия Администрации по отказу в переводе жилого помещения в нежилое противоречат жилищному, земельному и градостроительному законодательству, основаны на незаконных требованиях по представлению согласия всех собственников помещений на перепланировку квартиры и других обстоятельствах, не являющихся юридически значимыми при решении данного вопроса, а также действия Администрации создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности административного истца.
Отказ в согласовании перевода нарушает права административного истца как собственника жилого помещения, установленные ст. 30 ЖК РФ, а также препятствует Митрофановой Н.Е. использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, что нарушает гарантированные ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. (л.д.119-131).
Представители административного ответчика МУ «Администрация муниципального образования городское поселение Белоозёрский Воскресенского муниципального района Московской области» Киселева Д.В., Ланина М.В., действующие на основании доверенности (л.д. 79,105) в судебном заседании просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, представили суду письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 45-48), согласно которым, с целью обеспечения сохранности жилищного фонда, его безопасности и сохранения единого архитектурного облика объектов капитального строительства, проект переустройства и (или) перепланировки должен быть согласован заявителем: с организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом, в котором расположено переводимое помещение; с собственниками помещений данного многоквартирного дома при оборудовании доступа к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и с использованием элементов общего имущества многоквартирного дома (ст. 40 ЖК РФ); в случае необходимости изменения инженерного оснащения помещений (установка или изменения газового, теплового, электротехнического оборудования с повышенным потреблением водоэнергетических ресурсов) – с соответствующими службами, организациями.
В соответствии с п. 3, ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, п. 5, ст. 41 Положения «О порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области», утв. Постановлением № 15 от 29.02.2016г., проект не соответствует требованиям законодательства, а именно: проект не согласован Управляющей компанией МУП «СЕЗ-Белоозерский», газовой службой (лист 3 проекта).
Возражение на отказ в согласовании проекта перепланировки жилого помещения в нежилое не может быть принят во внимание, так как заявителю необходимо было его направить в МУП «СЕЗ-Белоозерский» - организацию, отказавшую в согласовании проекта, либо избрать иной способ защиты своих прав.
Пометка «Согласовано» начальника ТО ФИО12 не соответствует ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а именно: отсутствует наименование организации. Таким образом, пометка не может считаться согласованием.
Проект, предоставленный административным истцом, имеет ряд недостатков.
Проектом предполагается обустройство отдельного входа путем демонтажа подоконного простенка окна: «Разбираемый простенок является самонесущим и его разборка не отразится на несущей способности конструкции наружной стены» (лист 8 проекта). Однако данные заключения проектировщика не соответствуют проекту МКД, так как демонтаж подоконного простенка в соответствии с проектом МКД является демонтажем части внешней стены многоквартирного дома и изменением фасада МКД.
Проектной документацией 9-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>, около <адрес>, разработанной МУ ПИП <адрес> 2012 г., лист 15, 17 прямо указано, что конструктивная схема дома – это поперечные и продольные несущие стены.
Таким образом, указанные мероприятия повлекут внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путём частичного разрушения внешней стены дома, то есть уменьшение размера общего имущества.
На листах 10-11 проекта «Фрагменты фасада» не обозначена газовая труба, проходящая по внешней стене здания между первым и вторым этажом. Следовательно, её судьба не решена проектировщиком. Однако газовая труба, проходящая по фасаду дома, также относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
В целях обустройства отдельного выхода, проектом предусмотрено возведение монолитных бетонных ступеней перед проектируемым новым входом на расстоянии 3 м. от стены МКД., а не обустройство входной группы в виде металлических опор и сборно-разборных ступеней, как указывает административный истец в административном исковом заявлении (лист 5).
Таким образом, подобное решение проекта приведет к использованию придомовой территории, влекущее за собой изменение объекта и режима пользования частью земельного участка, занимаемого многоквартирным домом.
Проектом предусмотрено благоустройство прилегающей территории переводимого помещения. Однако административным истцом не решен вопрос парковочных машиномест.
В проекте перепланировки не отражен демонтаж и перенос внутриквартирного инженерного оборудования теплоснабжения (радиаторов) в жилой комнате, обозначенной на плане помещения под № (лист проекта 5).
На кадастровом учете с 12.09.2016г. стоит многоквартирный дом, кадастровый №.
Земельный участок с кадастровым номером № с разрешенным использованием для объектов жилой застройки был поставлен на кадастровый учет 21.07.2009г. Согласно ч. 6 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные после введения в действие ЖК РФ, принимаются в эксплуатацию только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома. В данном случае, земельный участок сразу включается в состав общего имущества.
Внешняя стена с газовой трубой и предполагаемая к использованию часть земельного участка являются общим имуществом собственников многоквартирного дома.
Проект перепланировки (стр. 8) составлен на основании заявления собственника и поэтажного плана. На основании данных документов, проектная организация не могла прийти к выводу, что «перепланировка не влечет за собой присоединение части общего имущества МКД и не уменьшает размер общего имущества».
Перечень общего имущества был определен в соответствии с пп «в», п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491) органами местного самоуправления в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Таким образом, планируемая для перевода в нежилое помещение реконструкция и использование части земельного участка допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
В администрацию муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» 24 августа 2017г. поступило коллективное обращение жителей МКД (50 подписей), в котором граждане выразили свое мнение против офисов на первом этаже МКД.
Кроме того, проектом предусмотрено возведение монолитных бетонных ступеней перед проектируемым новым входом и благоустройство прилегающей территории (обустройство тротуара). Таким образом, проектом задействован земельный участок на расстоянии 4,5 метров от стены МКД. Однако на расстоянии 5 метров от стены здания проходит газопровод низкого давления. Кроме того, в 2015 году на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № для строительства газораспределительного пункта на существующем газопроводе.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения администрация руководствовалась нормами гражданского и жилищного законодательства (ст. 247 ГК РФ), (ст. 22,24,36,40 ЖК РФ). (л.д. 45-48).
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика пояснил, что на кадастровой публичной карте, находящейся в общем доступе, видны данные на дом. <адрес> - это строительный адрес, перед вводом в эксплуатацию был присвоен почтовый адрес: <адрес> дом вводился под адресом: <адрес>. Администрация городского поселения Белоозерский после ввода дома в эксплуатацию проводила открытый конкурс по выбору управляющей компании, и в рамках жилищного законодательства при проведении открытого конкурса была составлена анкета дома, и было составлено общее имущество дома. Собрание было проведено инициативной группой граждан, о чем была уведомлена Администрация. По данному вопросу кворума нет, потому что должно было 2/3 от общего числа собственников, а там 2/3 не сказали ни «за», ни «против». Дом заселен не полностью. В Администрацию поступали заявления о том, что собственники «против». Это мнение собственников и протокол не может рассматриваться как решение по данному вопросу собственников домов, но как мнение - учитываться может. Выкопировка из проектной документации по дому указывает на конструктивную схему дома. Застройщиком до ввода дома в эксплуатацию направлялось предложение в Администрацию в устной форме в целях благоустройства территории под парковку, решался вопрос, где делать парковку с внутренней или с внешней стороны дома, но было отказано застройщику и организацией обслуживающей данные сети, потому что там благоустройство делать нельзя. К общему имуществу относится не только земельный участок, а также еще внешняя капитальная стена многоквартирного дома, и с демонтажем оконного проема, его увеличением, то есть созданием дверного проема, произойдет все таки уменьшение состава общего имущества многоквартирного дома. То, что капитальная стена это имущество многоквартирного дома свидетельствует законодательство и проект, которой прямо указывает, что внешняя стена является капитальной. Кроме того, при проведении конкурса по выбору управляющей компании был составлен перечь имущества, он является приложением №1 к постановлению, опубликованного в муниципальной газете «Округа» и там имущество описано, в том числе и земельный участок, площадью 2854 кв.метра. Кроме того, в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома указывается уборка земельного участка, то есть СЕЗ за деньги собственников осуществляет содержание и уборку данного земельного участка. До сегодняшнего дня у Администрации не было проекта, из которого усматривалось бы согласование с газовой службой, с подписью, расшифровкой подписи и печатью. На тот момент, когда проект приносила истец, отметки от газовой службы не было. Вопрос был бы решен по-другому, если бы все требования законодательства были соблюдены. Помимо того, что газ не согласован, еще были другие недостатки в проекте, об чем написано в отказе. Состав общего имущества дома не определен. На данный момент информации о том, что земельный участок сформирован именно под эти цели, нет. Территория дома со двора обустроена, есть детская площадка, есть тротуары и асфальт и несколько парковочных мест. Если следовать логике административного истца, то административный истец тоже не зарегистрировала за собой долевую собственность на этот земельный участок.
Представитель административного ответчика МУП «СЕЗ-Белоозерский» Фомичева Ольга Николаевна, действующая по доверенности (л.д. 76), в судебном заседании представила письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д.55-60), в котором указано, что из проекта перепланировки переводимого помещения следует, что в ходе проводимых работ в помещении необходимо выполнить разработку подоконной зоны в наружной стене дома для организации входной группы (дверного проема). При этом, при проведении работ на объекте затрагиваются несущие стены многоквартирного дома, как снаружи, так и внутри помещения, что влечет за собой уменьшение общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, установление отдельного входа приведет к изменению порядка использования внешней стены дома и части земельного участка.
Также в соответствии с п. 2 ст. 40 ЖК РФ должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на совершение собственниками действий по реконструкции, перепланировке и переустройству помещении, если в результате таких действий может произойти уменьшение общего имущества многоквартирного дома. В данном случае речь идет о реконструкции объекта капитального строительства в целом и создании нового технического объекта. При этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ГК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Указанный административным истцом перечень работ приведет к уменьшению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ограждающей несущей конструкции (стены) дома), что напрямую затрагивает права и законные интересы иных собственников многоквартирного дома. Кроме того, установление отдельного входа приведет к изменению порядка использования внешней стены и части земельного участка.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> принято отрицательное решение по вопросу перевода жилых помещений в нежилое помещение (Протокол № 2 от 30 октября 2017 г. Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, проводимое в форме очно-заочного голосования). Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Так, в силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей. Площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. (л.д. 55-60).
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика пояснила, что собрание проводилось жителями, а не МУП «СЭЗ Белоозерский». Управляющая компания считает, что должно быть получено согласие всех собственников многоквартирного дома на перевод жилого дома в нежилое. На уточняющие вопросы пояснила, что данных о таких собственниках не имеется, состав общего имущества не сформирован, земельный участок не сформирован. Общее имущество в соответствии со ст.36 ЖК РФ долевое, право не зарегистрировано. На сегодняшний день более 50% дома заселено.
Представитель Управления Росреестрав судебное заседание не явился, извещался о мете и времени рассмотрения. Суд, с учетом мнения представителей сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Росреестра.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально - бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что административному истцу Митрофановой Н.Е. на праве собственности принадлежит квартира, назначение: жилое, площадь 60,5 кв.м., этаж:1, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (Выписка из ЕГРН на л.д. 11).
По заказу Митрофановой Н.Е. Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство Региональное Объединение Проектировщиков (СРО НП «РОП») ООО «<данные изъяты>» подготовлен Проект перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> последующим переводом в нежилое помещение (л.д.13, 14-24).
Согласно разделу «Общие сведения» указанного Проекта, помещение расположено на первом этаже девятиэтажного кирпичного жилого дома. Дом новый, 9-ти этажный, кирпичный, с капитальными несущими стенами. Перекрытие – ж/б стены. Плиты опираются на наружные и на внутренние несущие стены. Существующие перегородки –из гипсовых панелей. На момент осмотра квартиры специалистами ООО «<данные изъяты>» сан. технические приборы и газовая плита не были подключены.
Проект перепланировки помещения не затрагивает основные инженерные коммуникации и существующие вентиляционные системы.
Проектом предусматривается: демонтаж оконной коробки окна жилой комнаты; разборка подоконного простенка окна и установка дверного блока из ПВХ; демонтаж гипсовых самонесущих перегородок; гидроизоляция пола санузла; установка сантехнических приборов; закладка проема входной двери; устройство монолитных бетонных ступеней перед проектируемым новым входом и отделка их керамической нескользящей плиткой; устройство кнопки вызова для маломобильных групп населения.
Разбираемые перегородки являются самонесущими и их разборка не отразится на несущей способности здания.
Разбираемый подоконный простенок является самонесущим и его разборка не отразится на несущей способности конструкции наружной стены.
Перепланировка не влечет за собой присоединения части общего имущества в многоквартирном доме и не уменьшает размер общего имущества.
В результате перепланировки функциональное назначение помещения изменено. Квартира переводится в нежилой фонд.
В Разделе «Указания к производству работ» в том числе указано: выполняется разборка существующих гипсовых перегородок. Разборку производить безударными методами и мелкими фрагментами, без обрушения на перекрытие. Выполняется гидроизоляция пола санузла и укладка керамической плитки. Устанавливается дверная коробка в санузел. Демонтируется дверная коробка входной двери и выполняется закладка существующего входного проема кирпичом М-100 на цементно-песчаном растворе. Производится демонтаж оконной коробки жилой комнаты 4. Разбирается подоконный простенок окна. Подоконный простенок разбирается не затрагивая боковые простенки. Вырезание подоконной части производить алмазными фрезами, без применения ударных методов разборки (перфораторы, отбойные молотки, кувалды). В проем устанавливается дверная коробка из профиля ПВХ. Устанавливаются монолитные ж/бетонные ступени и площадка крыльца. Ступени и площадка отделываются нескользящей керамической плиткой. Выполняются работы по благоустройству и озеленению прилегающей территории. (л.д. 20). В связи с демонтажом перегородок, общая площадь помещений изменилась в сторону увеличения и стала составлять 61,5 кв.м. (л.д.18).
30.08.2017 года административный истец Митрофанова Н.Е. в лице представителя Кузнецовой Л.А., приобщив документы (л.д.9), обратилась в Администрацию муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением о переводе данного жилого помещения в нежилое. Цель перевода помещения не указана. (л.д. 8-10).
Уведомлением об отказе в переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (Протокол №3 от 13.09.2017г.) Администрацией муниципального образования «Городского поселения Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области отказано в переводе жилого помещения в нежилое в связи с п. 3, ч.1 ст. 24 ЖК РФ, а именно, несоответствие проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Проект не согласован с газовой службой и управляющей компанией МУП «СЕЗ-Белоозерский», а также с собственниками помещений многоквартирного дома № при оборудовании доступа к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и с использованием элементов общего имущества многоквартирного дома, в том числе земельного участка (л.д. 30).
Суд находит состоятельными доводы отказа административных ответчиков, так как в качестве обязательного условия перевода жилого помещения в нежилое помещение в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, однако такое согласие Митрофановой Н.Е. не представлено.
К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, а также земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену и перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического и другого оборудования, требующие внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из представленного Проекта и пояснения представителя административного истца, при переводе спорного помещения, принадлежащего Митрофановой Н.Е. на праве собственности, из жилого в нежилое помещение, возникла необходимость устройства отдельного входа в помещение и разрушения части внешней стены многоквартирного дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, и использования относящегося к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома земельного участка. Перепланировка жилого помещения изменит отдельные элементы имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в этом доме. Доказательств, подтверждающих наличие согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества при осуществлении перевода жилого помещения в нежилое помещение, в администрацию городского поселения Белоозерский представлено не было.
Устройство входа из существующего окна квартиры, предполагающее демонтаж подоконной части оконного проема, затрагивает несущую стену, которая относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Обустройство входной группы изменит не только жилое помещение административного истца и фасад жилого дома как объекта недвижимости, но приведет и к уменьшению земельного участка, сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером№, на котором расположен многоквартирный дом.
Кроме того, из представленного Проекта перепланировки усматривается установка монолитных железобетонных ступеней и площадки крыльца, что приведет к использованию части земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в размерах, необходимых для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства. Следовательно, собственник помещения не освобождается от обязанности получить согласие всех собственников помещений дома на уменьшение части общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Суд находит также состоятельными доводы административного ответчика о том, что с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, был приобщен Проект перепланировки, отличающийся от представленного Митрофановой Н.Е. суду, а именно, находящийся у представителя Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района <адрес> Проект ООО «<данные изъяты>» не содержит отметки о согласовании с газовой службой «<данные изъяты>».
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований административного истца Митрофановой Н.Е.
Оспариваемое решение принято полномочным органом в соответствии с действующим законодательством, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены и ему не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, на него незаконно не возложены какие-либо обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Митрофановой Натальи Евгеньевны к Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области, Управляющей компании МУП «СЭЗ-Белоозерский» о признании незаконным отказа в согласовании проекта перепланировки жилого помещения № в <адрес> директором МУП «СЭЗ Белоозерский» в связи с отсутствием согласия собственников помещений на использование общего имущества многоквартирного дома; о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области от 13.09.2017 года об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и об обязании Администрации муниципального образования «Городское поселение Белоозерский» Воскресенского муниципального района Московской области принять решение о переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес>, - отказать
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>