Дело № 2а-31/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тиличики Олюторский район Камчатский край 24 марта 2016 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре Климовой В.П.,
с участием:
представителя административного истца Адамко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Олюторского района Камчатского края Слезко П.А. к администрации муниципального образования сельского поселения «село Тиличики» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения и обязании разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село Тиличики»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Олюторского района Камчатского края Слезко П.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным иском к администрации муниципального образования сельского поселения «село Тиличики».
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой района в ходе проведения проверки выполнения органами местного самоуправления возложенных на них законодательством задач в жилищно-коммунальной сфере установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения «село Тиличики» (далее МО СП «село Тиличики») не разрабатывалась и не принималась программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. При этом генеральный план МО СП «село Тиличики» принят Решением Совета депутатов от 19 ноября 2010 года № 38. Таким образом, вышеуказанная программа, в рамках требований ст. 26 Градостроительного кодекса РФ должна быть принята не позднее 19 мая 2011 года. 27 апреля 2015 года прокуратурой Олюторского района в адрес администрации МО СП «село Тиличики» выносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства с установлением срока устранения нарушений – 28.05.2015 года. По результатам повторной проверки фактического устранения указанных нарушений в феврале 2016 года установлено, что администрацией МО СП «село Тиличики» программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры до настоящего времени не принята. Считает, что бездействие администрации МО СП «село Тиличики», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО СП «село Тиличики» напрямую влияет на техническое состояние тепло- и водоснабжающих объектов, иных инженерных систем, поскольку снижается безопасность, качество, доступность и эффективность использования населением указанных объектов и может повлечь увеличение вероятности возникновение аварий и наступления чрезвычайных ситуаций, последствиями которых могут быть массовые отказы в работе систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения. О незаконном бездействии администрации МО СП «село Тиличики» прокурору стало известно с момента повторной проверки выполнения органами местного самоуправления задач в жилищно-коммунальной сфере 25 февраля 2016 года. Полагает, что бездействием администрации МО СП «село Тиличики» нарушаются права потребителей коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению, а именно на качественное коммунальное обслуживание населения и гарантированность принятия своевременных мер по предупреждению аварий в целях недопущения негативных последствий. Ссылаясь на ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 7, 16,17,18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав МО СП «село Тиличики», ст.ст. 2,15,18,46 Конституции РФ, ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре российской Федерации», просит признать незаконным бездействие администрации МО СП «село Тиличики», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения и обязать администрацию МО СП «село Тиличики» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село Тиличики».
В судебном заседании представитель административного истца Адамко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил требования административного искового заявления. Просил признать незаконным бездействие администрации МО СП «село Тиличики», выразившееся в непринятии мер по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения и обязать администрацию МО СП «село Тиличики» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село Тиличики».
Административный ответчик администрация муниципального образования сельского поселения «село Тиличики», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, возражения относительно требований административного искового заявления суду не представил.
С учетом данных обстоятельств и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика – администрации МО СП «село Тиличики».
Выслушав представителя административного истца помощника прокурора Олюторского района Адамко А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено прокурором Оюторского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц в целях обеспечения прав граждан на качественное коммунальное обслуживание.
В силу п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава МО СП «село Тиличики».
В связи с этим суд приходит к выводу, что именно на административного ответчика возложена обязанность по обеспечению соблюдения государственных конституционных гарантий Российской Федерации, в данном конкретном случае на соблюдение прав граждан на надлежащее получение ими коммунальных услуг необходимого качества через соответствующие системы коммунальной инфраструктуры.Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Вопросы разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулировались Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В целях синхронизации нормативных правовых актов из последнего было исключено понятие "программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования", а также положения, касающиеся порядка разработки и утверждения таких программ, поскольку действие данного Закона распространяется на отношения по регулированию тарифов в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и не учитывает отношения в сфере тепло-, газо- и электроснабжения.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 6.1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено вступившее с 1 января 2015 года изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.
Понятие программ комплексного развития систем указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Такие программы, в частности, представляют собой документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года N 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, в которых указаны органы, разрабатывающие и утверждающие программы, мероприятия, включаемые в программы, сроки, на которые разрабатываются программы.
В соответствии с п. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
Как следует из ответа главы администрации МО СП «село Тиличики» в администрации отсутствует программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры в связи с отсутствием финансирования.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт неисполнения администрацией МО СП «село Тиличики» требований по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, в том числе, и потребителей коммунальных услуг.
С учетом изложенного, требования прокурора к администрации МО СП «село Тиличики» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения и обязании разработать и направить на утверждение программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село Тиличики» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ч. 9 ст. 227 КАС РФ В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Срок, который прокурор просит установить администрации МО СП «село Тиличики» для устранения указанного нарушения законодательства, суд считает разумным и достаточным.
Срок обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением соблюден.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Олюторского района Камчатского края, поданное в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «село Тиличики», выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село Тиличики».
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «село Тиличики» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село Тиличики».
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Орлов