Дело № 2-317/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Борисова А.С.,
с участием помощника прокурора Филиппова Н.М.,
при секретаре Малушковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Горчухинская средняя общеобразовательная школа» Макарьевского муниципального района Костромской области и администрации Макарьевского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 01.09.2018 года оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, каналом тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области и возложении на администрацию Макарьевского муниципального района обязанности в срок до 01.09.2018 года обеспечить финансирование расходов МКОУ «Горчухинская СОШ» по оборудованию здания школы каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области,
установил:
Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Макарьевского района проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности в деятельности муниципального казенного образовательного учреждения «Горчухинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МКОУ «Горчухинская СОШ») установлено, что в школе не в полной мере исполняются требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», а именно: в здании МКОУ «Горчухинская СОШ» отсутствует кнопка тревожной сигнализации для экстренного вызова полиции (национальной гвардии). Невыполнение требований законодательства о противодействии терроризму может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда жизни и здоровью детей, посещающих учреждение, и лиц, работающих в нем. В связи, с чем прокурор просит суд обязать ответчиков в срок до 01.09.2018 года оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора Филиппов Н.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика - директор МКОУ «Горчухинская СОШ» Крюкова Е.А. не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Макарьевского муниципального района по доверенности Смирнова С.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора законны и обоснованы, согласно действующему законодательству в школах необходима кнопка тревожной сигнализации для экстренного вызова полиции (национальной гвардии). В настоящее время в бюджете района на указанные цели средств нет, но этот вопрос будет поднят при рассмотрении бюджета на 2018 год.
Третье лицо – заведующая отделом образования администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Соколова Т.В. в судебном заседании пояснила, что кнопка тревожной сигнализации для экстренного вызова полиции (национальной гвардии) в школе отсутствует, но ее необходимо установить.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии п.п.1,7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму», в числе основных принципов противодействия терроризму названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пп.«д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу п.2 ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 (в ред. от 03.12.2016), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что данные требования распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Пунктами 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в РоссийскойФедерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что здание МКОУ «Горчухинская СОШ» не оборудовано каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области. В связи с чем требование прокурора о возложении обязанностей на МКОУ «Горчухинская СОШ» в срок до 01.09.2018 г. оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области подлежат удовлетворению.
Согласно ответу директора МКОУ «Горчухинская СОШ», в смете бюджетных расходов на 2017 год денежных средств на оборудование здания школы каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области не заложено (л.д.10).
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу МКОУ «Горчухинская СОШ», учредителем школы является администрация Макарьевского муниципального района Костромской области.
В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что финансирование работ по оборудованию в здании муниципального казенного образовательного учреждения канала передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области должно производиться за счет средств собственника имущества – администрации Макарьевского муниципального района Костромской области. Доводы представителя администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Смирновой С.В. о дефиците бюджета в 1,8 млн. руб. на выводы суда, в силу приведенных выше норм права, повлиять не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Горчухинская средняя общеобразовательная школа» Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01 сентября 2018 года оборудовать здание школы каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области.
Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в срок до 01 сентября 2018 года обеспечить финансирование расходов МКОУ «Горчухинская средняя общеобразовательная школа» Макарьевского муниципального района Костромской области по оборудованию каналом передачи тревожных сообщений на пульт централизованной охраны войск национальной гвардии России по Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна. Судья А.С. Борисов
В окончательной форме решение принято 22.08.2017