Судья Ерченко Л.Ю. Дело № 33 – 3931
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2017 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Шнытко С.М.
при секретаре Потапченко С.И.
при участии истца Вильгельм Н.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Вильгельм Натальи Сергеевны на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 14 августа 2017 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Вильгельм Н.С.,
установила:
Вильгельм Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке (далее-Департамент) о предоставлении ей жилого помещения, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как ее мать ФИО1 решением суда от 27 декабря 2000г. лишена родительских прав, отцовство - не установлено. Постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области № 632 от 06.10.2003г. за ней была закреплена жилая площадь по адресу: ..., однако для проживания оно не пригодно. Просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области заявленные требования не признала, сославшись на то, что истец утратила статус сироты. Ранее в Администрацию с заявлением о постановке на учет для предоставления ей жилого помещения она не обращалась и на учете нуждающихся не состоит.
Представитель органа опеки и попечительства возражала против удовлетворения заявленных требований, так как истец с заявлением о предоставлении ей жилого помещения ранее не обращалась и в списках детей-сирот не значится.
Дело рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела представителей Департамента, АОЗТ им. Пушкина, Администрации Смоленской области.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 14 августа 2017 года Вильгельм Н.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Вильгельм Н.С. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.1,9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет, лица, указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Причем предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из материалов дела усматривается, что Вильгельм Н.С. ФИО2 относилась к категории лих из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 лишена родительских прав решением Гагаринского городского суда Смоленской области от 29.11.2000 года. Отцовство в отношении нее не установлено.
Постановлением Администрации МО «Гагаринский район» от 06.10.2003г. №632 за ней была закреплена жилая площадь по адресу: ...
Судом установлено, что в период с сентября 2003г. по 29.06.2005г. истец обучалась в ФГОУСПО Гагаринский сельскохозяйственный колледж.
Согласно справке ООО «Стройизоляция» Вильгельм Н.С. со 02.06.2011г. зарегистрирована в ... принадлежащей ей на праве собственности по договору купли-продажи от 22.08.2008г.
На основании договора купли-продажи от 18.03.2014г. истец является собственником <данные изъяты>
Из сообщения Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области №881 от 16.09.2016г. следует, что Вильгельм Н.С. в Администрацию с просьбой о признании закрепленного за ней жилого помещения не пригодным для проживания не обращалась.
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших Вильгельм Н.С. с 18 до 23 лет своевременно реализовать свои жилищные права, соответствующих доказательств истцом не представлено.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что на дату обращения в суд Вильгельм Н.С. достигла возраста 23 года, на эту дату она не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении и в орган местного самоуправления с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, а также принимая во внимание, что суду не представлено доказательств невозможности своевременного обращения истца в компетентный орган с заявлением о признании невозможным проживания в закрепленном жилье и с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу о том, что истец утратила право на льготное обеспечение жилым помещением, перестала относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, и обоснованно отказал Вильгельм Н.С. в удовлетворении заявленных требований.
Также суд верно отметил, что истец не является нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах, надлежаще оцененных доказательствах.
Доводы жалобы о том, что судом не исследовался вопрос о фактической передаче истцу жилого помещения на основании постановления Администрации МО «Гагаринский район» от 06.10.2003г. №632, как и о том, что не установлены фактические обстоятельства, послужившие причиной не обеспечения ее жилым помещением как лица, относящегося к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не влияют на правильность принятого по делу решения. Факт передачи закрепленного жилого помещения никем не оспаривался, в компетентный орган с заявлением о невозможности проживания в закрепленном жилом помещении не обращалась. Доказательств непригодности проживания в закрепленном за истцом жилом помещении, не представлено.
Доказательства того, что истец до достижения возраста 23 лет обращалась в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет и обеспечении ее жилым помещением как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо не имела объективной возможности своевременного обращения с таким заявлением, в материалах дела отсутствуют.
Законодателем не предусмотрено неограниченное право лиц данной льготной категории на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ; как указывалось выше, по достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Из материалов дела также видно, что жильем после пожара истец была обеспечена (договор аренды заключен опекуном 1 января 2005г., помещение оформлено как нежилое), договор продлялся, проживала истец, по ее объяснению, с сестрой и дедушкой до 2008 года, до приобретения жилья.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
В целом, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с произведенной судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценкой исследованных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не могут повлечь отмену решения суда.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 14 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вильгельм Натальи Сергеевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: