дело №2-230/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием истца Круглова В.Л., представителя ответчика Сидорченко С.А., третьего лица Попова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова В.Л. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Круглов В.Л. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее - ответчик, администрация) о возложении на ответчика обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в пгт. Троицко-Печорск площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения на состав семьи один человек. В обоснование заявленных требований указал, что ранее проживал в комнате № в общежитии по адресу: пгт Троицко-Печорск, <адрес>, снесенном после пожара, однако ответчик не принимает мер по предоставлению ему другого жилого помещения.
В судебном заседании истец Круглов В.Л. исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что комната в указанном общежитии была выделена ему в 2000 году работодателем - МУП «<данные изъяты>», однако ордер или договор социального найма ему не выдавался. Впоследствии, в 2003 году, он добровольно выехал из общежития, снимает другое жилье, при этом до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства по адресу: пгт Троицко-Печорск, <адрес>.
Представитель ответчика Сидорченко С.А. в суде иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать, мотивировав возражения тем, что вышеуказанное жилое помещение администрацией истцу не предоставлялось, кроме того, истец в установленном законом порядке малоимущим не признан, не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, следовательно, не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Попов А.Н. пояснил, что также ранее работал в МУП «<данные изъяты>», некоторое время в 1990-е годы проживал в указанной комнате, затем выехал, однако до сих пор зарегистрирован по этому адресу. Выразил согласие с исковыми требованиями истца.
Выслушав стороны, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справке МАУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» по Троицко-Печорскому району от 14.06.2017 в жилом помещении по адресу: пгт Троицко-Печорск, <адрес> зарегистрированы Круглов В.Л., Попов А.Н.
Согласно выпискам из ЕГРН права на объект недвижимого имущества по адресу: пгт Троицко-Печорск, <адрес> не зарегистрированы.
По информации администрации ни жилое помещение №, ни здание общежития, ранее расположенное по адресу: пгт. Троицко-Печорск, <адрес> реестре муниципального жилищного фонда не числится.
Согласно архивной справке муниципального архива от 02.08.2017 общежитие по адресу: пгт Троицко-Печорск, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ находилось на балансе РМУП ЖКХ «<данные изъяты>»; документы о предоставлении гражданам жилых помещений в указанном общежитии (ордера, договоры социального найма), списки проживающих граждан в архиве отсутствуют.
Как следует из пояснений представителя ответчика, а также из письма администрации МР «Троицко-Печорский» от 16.06.2017, Круглов В.Л. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации МР «Троицко-Печорский» не состоит и не состоял, малоимущим в установленном законом порядке не признан. Данное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ установлен порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми.
Судом установлено, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан. Доказательства проживания истца в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, истцом также не представлены.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение по договору социального найма отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Круглова В.Л. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская
Мотивированное решение составлено 10 августа 2017 года