Решение по делу № 33-1673/2015 от 07.04.2015

Судья Веселкова Т.А. Дело № 33-1673/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании 13 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2015 года, по которому:

признано за Ивановой Л.А. право на присвоение звания "Ветеран труда";

возложена обязанность на Министерство труда и социальной защиты Республики Коми присвоить Ивановой Л.А. звание "Ветеран труда" с 03 декабря 2014 года, а также выдать ей удостоверение "Удостоверение ветерана".

Ивановой Л.А. в иске к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара", отказано.

Возвращена Ивановой Л.А. из бюджета государственная пошлина, уплаченная на основании чека от 23 декабря 2014 года, в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

Иванова Л.А. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию (ныне - Министерство труда и социальной защиты Республики Коми), ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" о признании права на получение звания "Ветеран труда", возложении на ответчиков обязанности присвоить звание "Ветеран труда" с 03 декабря 2014 года, выдать удостоверение "Ветеран труда", а также взыскании судебных расходов в виде уплаты госпошлины в размере ... рублей. Требования мотивировала тем, что была награждена ведомственной наградой Федеральной службы судебных приставов, в связи с чем, имеются необходимые правовые основания для присвоения ей звания "Ветеран труда".

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала.

Представители ответчиков в суд не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" представил письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.

В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Иванова Л.А. с 14.09.2009 замещает должность федеральной государственной гражданской службы ... Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми; является получателем трудовой пенсии по старости с 07 мая 2011 года.

Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 24 апреля 2014 года <Номер обезличен> Иванова Л.А. за безупречную службу, инициативу, усердие, отличие при исполнении должностных обязанностей, высокие достижения в служебной деятельности награждена медалью "За службу" I степени.

03 декабря 2014 года Иванова Л.А. обратилась в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Ветеран труда".

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 11 декабря 2014 года <Номер обезличен> истице отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям абз.3 пп. 1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года №302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".

Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования о признании за истицей права на присвоение звания "Ветеран труда", установив, что медаль "За службу" I степени Федеральной службы судебных приставов России является ведомственным знаком отличия.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на верном толковании и применении норм закона.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).

Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".

Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" следует, что звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.

Однако указанные знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда" только в том случае, если решение о награждении принято государственным органом исполнительной власти СССР или Российской Федерации, а документ о награждении содержит подпись должностного лица в ранге руководителя министерства СССР или Российской Федерации, либо имеются основания полагать, что награждение происходит от имени соответствующего министерства (ведомства).

Приложением № 2 к Положению о порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, установлен перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 Приложение № 2 признано не соответствующим Конституции Республики Коми в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ведущий к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших отражения в настоящем Приложении.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что знак отличия в труде Федеральной службы судебных приставов России, которым награждена истица не может быть отнесен к ведомственному знаку отличия в труде, поскольку не предусмотрен Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, указанных в Приложении N 2, являются несостоятельными, учитывая, что федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемой награды.

Согласно Положению "О Федеральной службе судебных приставов", утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и подведомственна Министерству юстиции России.

Согласно Положению о медали "За службу" медаль Федеральной службы судебных приставов "За службу" является ведомственной наградой ФССП России. Медалью "За службу" награждаются за безупречную службу государственные гражданские служащие ФССП России, имеющие соответствующие сроки службы в ФССП России и выслугу лет в календарном исчислении. Медаль "За службу" имеет три степени: медаль "За службу" I степени, медаль "За службу" II степени, медаль "За службу" III степени.

С учетом изложенного, медаль "За службу" I степени, которой награждена истец, исходя из характера отмечаемых заслуг, является ведомственным знаком отличия в труде и дает право при соблюдении прочих условий для присвоения звания "ветеран труда".

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда".

Довод ответчика о том, что награждение медалями только от имени Министерства юстиции Российской Федерации является основанием для присвоения звания "Ветеран труда" также несостоятелен, поскольку Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод ответчика о несогласии с решением суда в части возложения обязанности выдать удостоверение ветерана на Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.

В соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 центр по предоставлению государственных услуг в течение 5 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, рассматривает их и направляет в Министерство труда и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) для принятия решения о присвоении звания "Ветеран труда" (об отказе в присвоении звания "Ветеран труда") (п. 9 Положения).

В силу п. 11 Положения Министерство рассматривает представленные центрами по предоставлению государственных услуг документы и в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в Министерство принимает решение о присвоении звания "Ветеран труда" (об отказе в присвоении звания "Ветеран труда"), которое оформляется приказом Министерства о присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Удостоверение ветерана" (далее - удостоверение) или приказом Министерства об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", издаваемым в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Министерства.

О принятом решении Министерство сообщает центрам по предоставлению государственных услуг в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения. Центр по предоставлению государственных услуг в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства сообщения:

1) в случае принятия Министерством решения о присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения - уведомляет гражданина способом, указанным в заявлении, о присвоении звания "Ветеран труда" и необходимости получить в центре по предоставлению государственных услуг удостоверение;

2) в случае принятия Министерством решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" - уведомляет гражданина способом, указанным в заявлении, об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", в котором излагаются основания, в соответствии с которыми Министерством было принято такое решение (п.12 Положения).

Удостоверение вручается центром по предоставлению государственных услуг по форме и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.13 Положения).

Таким образом, решение о присвоении звания "ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения принимается Министерством, а непосредственное вручение этого удостоверения гражданину осуществляется Центром. Следовательно, обязанность по присвоению звания и выдаче удостоверения должна быть возложена на Министерство труда и социальной защиты Республики Коми и ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара", как на государственные органы, уполномоченные Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302.

На основании изложенного, решение суда подлежит изменению в части.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия в интересах законности проверила решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика, в связи с неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права и в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.

Из материалов дела следует, что истица, обращаясь в суд, оплатила государственную пошлину в размере ... рублей, которые просила взыскать с ответчика как понесенные судебные расходы.

Вывод суда о том, что данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку в силу подп. 4 п. 1 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, является неверным.

В данном случае Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, наделенное властными полномочиями по присвоению звания "ветеран труда" является стороной по делу, приказ Министерства об отказе в присвоении истице звания "Ветеран труда" признан судом необоснованным, с учетом требований статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик обязан возместить истице понесенные судебные расходы.

Государственные органы, несмотря на их статус и особенности рассмотрения дел об оспаривании их решений, являются стороной по делу и не освобождаются от возмещения судебных расходов, предусмотренных статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылки ответчика и суда первой инстанции на положения Налогового кодекса Российской Федерации при решении вопроса о возмещении судебных расходов не подлежат применению.

С учетом изложенного решение суда в части возврата государственной пошлины подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2015 года в части возложения обязанности присвоить звание "ветеран труда" и выдать удостоверение изменить, изложив пункты 2 и 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Коми присвоить Ивановой Л.А. звание "Ветеран труда" с 03 декабря 2014 года.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Коми и ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" выдать Ивановой Л.А. удостоверение "Ветеран труда".

Решение суда в части возврата Ивановой Л.А. государственной пошлины из бюджета отменить, принять в указанной части новое решение, по которому:

взыскать с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в пользу Ивановой Л.А. судебные расходы в размере ... рублей.

В части признания права Ивановой Л.А. на присвоение звания "Ветеран труда" решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1673/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Иванова Л.А.
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара"
Агентство РК по социальному развитию
Другие
ГБУ Центр правового обеспечения
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.04.2015Судебное заседание
15.04.2015Передано в экспедицию
15.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее