Дело № 2а – 60/2018 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Васильева Эдуарда Васильевича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», связанных с уменьшением выделенной административному истцу Васильеву Э.В. и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ), связанные с принятием уведомления № 29-12/483 от 01 марта 2018 года о предоставлении административному истцу и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) с уменьшением площади на 27,8 кв.м. и просил возложить на указанное должностное лицо обязанность принять решение о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения не менее 54 кв.м.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 06 апреля 2018 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ, филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее - ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС») и заинтересованные лица на стороне административного истца – Васильева Е.Ю. и Васильева А.Э.
Административный истец Васильев Э.В. и его представитель Жидков Д.В., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не явились, о причинах неявки не уведомили.
Административный ответчик начальник отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ действующий в своих интересах и интересах отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, в своих возражениях на административное исковое заявление указал, что административному истцу был уменьшен размер жилищной субсидии на 27,8 кв.м., поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, административный истец с 19 мая 2009 года владел на праве собственности жилым помещением, общей площадью 27,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> до 17 октября 2012 года пока указанное помещение не было Васильевым Э.В. отчуждено. Сведения об имеющемся ранее жилом помещении на праве собственности Васильев Э.В. в отделение не предоставил в нарушение инструкции. Вышеперечисленные действия расцениваются как добровольное ухудшение жилищных условий, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), связанное с намерением приобретения права состоять на учете как нуждающиеся в жилых помещениях. Решением №29-20/164 от 28 октября 2015 года определена норма площади при предоставлении жилого помещения. Указанное решение не обжаловалось, в настоящее время срок обжалования истек. Кроме того, в случае злоупотребления правом, вытекающего из положений ст. 10 ГК РФ и Конституции РФ, следует иметь в виду, что к последствиям злоупотребления права закон относит полный или частичный отказ суда в защите права, а также иные меры, предусмотренные законом. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать и рассмотреть дело без своего участия.
Административный ответчик – филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», в лице своего начальника, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, предоставил заявление в котором указал, что решение вопроса по существу заявленных требований оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованные лица на стороне административного истца – Васильева Е.Ю. и Васильева А.Э., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не явились, своего представителя не направили, о причинах неявки суд не известили, отношения к предъявленным требованиям не выразили.
Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел в отсутствие сторон.
Исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих»), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно справки командира войсковой части 40105 от 11 марта 2015 года, Васильев Э.В. имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет в календарном исчислении, заключил первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, то есть в соответствии с положениями ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», административный истец относится к числу военнослужащих, имеющих право на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по своему выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 3 и 4 «Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности либо на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи на праве собственности, либо по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о ее освобождении.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания ч. 4 ст. 52 ЖК РФ следует, что при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему документов, подтверждающих сдачу ранее полученного жилого помещения или готовность и возможность такой сдачи.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что решением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ № 29-20/164 от 28 октября 2015 года, Васильев Э.В. с 16 июля 2015 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи три человека с уменьшением нормы предоставления жилого помещения на 27,8 квадратных метра. Основанием уменьшения нормы предоставления истцу жилого помещения послужило то, что Васильев Э.В. в период с 19 мая 2009 года по 17 октября 2012 года являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27,8 квадратных метров. В 2012 году совершил гражданско-правовую сделку с жилым помещением, которая привела к отчуждению жилого помещения общей площадью 27,8 кв. метров.
Уведомлением начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ от 01 марта 2018 года № 29-12/483 Васильеву Э.В. сообщено о готовности предоставления жилищной субсидии для приобретения жилого помещения с уменьшением нормы предоставления жилого помещения на 27,8 кв.м., с учетом общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и (или) членам его семьи на праве собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 19 мая 2009 года видно, что на основании свидетельства о праве на наследства по закону административный истец приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. При этом, 17 октября 2012 года право собственности у Васильева Э.В. на вышеуказанный дом прекращено.
Как следует из данных, предоставленных Росреестром, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объект недвижимости, административный истец Васильев Э.В. в период с 19 мая 2009 года по 17 октября 2012 года являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 27,8 квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что в собственности Васильева Э.В. на основании свидетельства о праве на наследства по закону от 23 апреля 2009 года, зарегистрированного в Росреестре 19 мая 2009 года, находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 27,8 квадратных метров. В 2012 году Васильев Э.В. добровольно отказался от права собственности на указанное жилое помещение, то есть совершил умышленные действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, однако, с момента совершения указанных действий, истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, поскольку датой прекращения права, является 17 октября 2012 года.
Доводы начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ о том, что Васильевым Э.В. не предоставлены сведения о нахождении ранее в его собственности жилого помещения, несостоятельны, поскольку еще при принятии решения № 29-20/164 от 28 октября 2015 года ответчику было известно о наличии в собственности Васильева Э.В. указанного жилого помещения и о датах регистрации права и его прекращении. Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств, что действия, совершенные административным истцом по добровольному отказу от права собственности на указанное жилое помещение, являлись недобросовестными и должны расцениваться как злоупотребление правом. При этом, данное жилое помещение перешло Васильеву Э.В. в собственность по наследству, регистрации в нем он не имел, зарегистрирован в г. Северодвинске с 2000 года по настоящее время, место прохождения службы и избранное место жительства - г. Северодвинск.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами закона позволяют суду прийти к выводу о том, что поскольку Васильев Э.В. и члены его семьи какими-либо жилыми помещениями на праве собственности либо праве пользования не располагают и расчет нормы предоставления административному истцу жилищной субсидии был произведен начальником отделения без учета норм действующего законодательства, уведомление начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ № 29-12/483 от 01 марта 2018 года в части уменьшения нормы предоставления административному истцу и членам его семьи площади жилого помещения на 27,8 кв.м., является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенного права административного истца возложить на начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «СРУЖО» МО РФ обязанность отменить свое уведомление № 29-12/483 от 01 марта 2018 года в части уменьшения нормы предоставления административному истцу и членам его семьи общей площади жилого помещения на 27,8 кв. м. и произвести перерасчет размера предоставленной административному истцу жилищной субсидии.
Поскольку требования Васильева Э.В. подлежат удовлетворению, суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, взыскивает с филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в пользу административного истца судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Васильева Эдуарда Васильевича – удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации связанные с принятием уведомления № 29-12/483 от 01 марта 2018 года о предоставлении административному истцу и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с уменьшением площади на 27,8 кв.м.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое уведомления № 29-12/483 от 01 марта 2018 года о предоставлении военнослужащему и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в части уменьшения нормы предоставления Васильеву Эдуарду Васильевичу и членам его семьи общей площади жилого помещения на 27,8 кв. м. и произвести перерасчет размера предоставленной административному истцу жилищной субсидии.
Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» в пользу Васильева Эдуарда Васильевича 300 (триста) рублей в порядке возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу - судья (подпись) М.В. Феоктистов
Верно.
Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова
13.04.2018