Дело № 2-310/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2016 года г. Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Я. Н. Макеевой,
при секретаре судебного заседания С.В. Корнияка,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапуро С. М. к комитету по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, муниципальному унитарному предприятию «Наш дом» о возложении обязанности по заключению договора социального найма,
установил:
Шапуро С.М. обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, муниципальному унитарному предприятию «Наш дом» (далее – МУП «Наш дом»), в котором просил обязать МУП «Наш дом» заключить с ним договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что ранее состоял в браке с А., которой в 2009 году было предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу. Истец был вселен в данную квартиру как член семьи нанимателя. ДД.ММ.ГГГГ с А. был заключен договор найма служебного жилого помещения №. В спорном жилом помещении истец зарегистрирован и фактически проживает. Приказом Министра обороны РФ от 25.04.2012 года № спорное жилое помещение передано в собственность муниципального образования Корсаковский городской округ Сахалинской области и с указанной даты право собственности Министерства обороны на передаваемый объект недвижимого имущества было прекращено, независимо от отсутствия регистрации права собственности муниципального образования на него в ЕГРП. При передаче жилья в муниципальную собственность оно утратило статус служебного, в связи с чем, к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При обращении в МУП «Наш дом» для заключения договора социального найма истцом получен отказ, мотивированный отсутствием у истца решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения фонда социального использования. Считает, что передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность состоялась, в связи с чем, истец имеет право на заключение с ним договора социального найма уполномоченным органом муниципального образования Корсаковского городского округа.
В судебном заседании истец Шапуро С.М. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Кротова О.А. в судебном заседании иск не признала, указала на то, что дом № в составе военного имущества в собственность администрации Корсаковского городского округа Приказом Министра обороны Российской Федерации № 992 от 25.04.2012 года, равно как и иными приказами, не передавался, в муниципальную собственность не принимался, в связи с чем, администрация Корсаковского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу.
Ответчик МУП «Наш дом», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассматривать дело в его отсутствие, что дает суду основание в силу ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно первой части пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для заключения договора социального найма является решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, для разрешения данного спора необходимо установить факт приобретения истцом в установленном порядке права пользования жилым помещением в период, когда данное жилое помещение было отнесено к федеральной собственности и находилось в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а также факт передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность в порядке, установленном законом.
Вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому урегулирован частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
С 8 декабря 2011 года действует Федеральный закон № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность Российской федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 423-ФЗ).
Безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков) (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона № 423-ФЗ).
Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество (часть 2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ).
Статьёй 3 Закона № 423-ФЗ урегулировано принятие решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
Так, решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (часть 1).
Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество (пункт 2 части 8).
В течение двух рабочих дней со дня принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество (часть 9).
В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения (часть 10).
Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12).
Как следует из пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, факт и момент возникновения права собственности публичного образования в результате применения процедур разграничения государственной собственности на имущество определяются в соответствии со специальными нормами Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и Закона № 423-ФЗ, которые исключают действие общего правила о возникновении права собственности на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием возникновения права муниципальной собственности в этом случае будет издание Министром обороны Российской Федерации соответствующего приказа.
На основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10) в соответствии с утвержденным списком распределения жилой площади по войсковой части 36225 между Анивской КЭЧ и А. ДД.ММ.ГГГГ заключен типовой договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому наймодатель Анивская КЭЧ передает нанимателю А. жилое помещение общей площадью <...> квадратных метров в <адрес> для временного проживания в нем. Совместно с нанимателем в квартиру был вселен и её супруг Шапуро С.М.
ДД.ММ.ГГГГ брак между А. и Шапуро С.М. был расторгнут.
Согласно выписке из поквартирной карточки МУП «Расчетно-кассовый центр» в <адрес> значится зарегистрированным Шапуро С.М. (л.д. 11).
Жилой дом ДОС №, в котором расположена занимаемая истцом квартира, находился на территории военного городка № в селе <адрес>, включенного в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Распоряжением Правительства Российской Федерации № от 01 июня 2000 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 года №-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы Российской Федерации» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. в подразделе «Сахалинская область» исключен Корсаковский район поселок Соловьевка.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.04.2012 года № в собственность муниципального образования Корсаковский городской округ передан ряд многоквартирных жилых домов, расположенных в селе <адрес>, в том числе, дома №.
Однако жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположена спорная квартира, в установленном законом порядке не передан в собственность муниципального образования «Корсаковский городской округ» и какие-либо правоустанавливающие документы об этом суду не предоставлены.
Кроме того, согласно сведениям из комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и расположенная в нем квартира № не состоят в реестре муниципального имущества Корсаковского городского округа, следовательно, доводы истца о нахождении спорного жилого дома в муниципальной собственности являются ошибочными.
Таким образом, на момент рассмотрения дела спорное жилое помещение не является муниципальным, поскольку в установленном порядке в муниципальную собственность не передано.
Данное обстоятельство исключает удовлетворение иска, поскольку отношения социального найма могут возникнуть лишь относительно жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах каких-либо правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2016 ░░░░