Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Стебуновой Е.Ю.
при секретаре Савкине О.Н.
с участием прокурора Ищенко Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ..... городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «истец» к Администрации с.п. ....., Администрации ..... района, ООО «ответчик» и ГАУ ..... «ответчик2» о признании недействительными актов государственного органа, органов местного самоуправления, восстановлении положения существовавшего до нарушения права и пресечении действий, создающих угрозу его нарушения,
УСТАНОВИЛ:
..... городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «истец» к Администрации с.п. ....., Администрации ..... района, ООО «ответчик» и ГАУ ..... «ответчик2» о признании недействительными Проекта планировки территории, утвержденной Постановлением Администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки территории с размещением объектов соцкультбыта вдоль АДРЕС» в отношении земельного участка с К№ № площадью 10 000 кв.м, признании недействительным Градостроительного плана земельного участка № признании недействительным положительного заключения государственной экспертизы №, выданное ГАУ ..... «ответчик2» ДД.ММ.ГГГГ, запрете Администрации с.п. ..... муниципального района выдавать ООО «ответчик» разрешения на строительство на земельном участке с К№ до проведения документации по планировке территории в соответствии с требованиями «Правил землепользования и застройки сельского поселения .....», утвержденное Решением Совета депутатов сельского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ №, получения повторного положительного заключения государственной экспертизы и предоставления иных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство. Свои требования мотивировал тем, что по обращению жителя с.п...... проведена проверка в отношении будущего строительства торгового комплекса с офисами продаж. В ходе проверки установлено, что разрешение на условно-разрешенный вид использования не выдавалось, а имеющие документы – градостроительный план №, проект планировки и положительное заключения государственной экспертизы №, выданное ГАУ ..... «ответчик2» ДД.ММ.ГГГГ противоречат требованиям «Правил землепользования и застройки сельского поселения .....», в том числе в части разрешительного использования земельного участка. Поскольку данная документация является незаконной, прокурор вынужден обратиться в суд.
Прокурор требования поддержал в полном объеме.
Ответчики представители Администрации с.п. ..... и Администрации ..... района принципиальных возражений против требований не имеют.
Ответчик ООО «ответчик» возражали, поскольку вся документация соответствует требованиям законодательства.
Ответчик ГАУ ..... «ответчик2» - представители - возражали против удовлетворения требований, поскольку данное им заключение соответствует требованиям законодательства, не опровергнуто представленными доказательствами. Просили применить трехгодичный срок, установленный для обжалования заключения.
Третье лицо № СП ДПС ГИБДД - представитель - принципиальных возражений против требований не высказал.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью 10000к кв.м с К№ по адресу АДРЕС с разрешенным видом использования «для размещения торгового комплекса» принадлежит на праве собственности ООО «ответчик» (л.д.173).
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса ГПЗУ является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки (л.д.24, 25-31).
ДД.ММ.ГГГГ дано положительное заключение государственной экспертизы в отношении торгового комплекса с офисами продаж (л.д.37-87).
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Градостроительный план земельного участка (л.д.18-23).
Согласно ч.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменений правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжить использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого либо ограничения, в том числе и по сроку, если такое использование не создает опасности для перечисленных вч.8 ст.36 ГрК РФ объектов.
Изменение Правил в с.п. ..... после выдачи ГПЗУ не противоречит статьям 30, 34, 36 Градостроительного кодекса, статьям 40, 85 Земельного кодекса.
Прокурор, заявляя, что оспариваемые документы приняты без учета цели разработки правил землепользования и застройки - обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков, не учел, что по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Таким образом, «Правила землепользования и застройки с.п......», утвержденные Решением Совета депутатов с.п. ..... ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающие для земельного участка, принадлежащего ООО «ответчик» территориальную зону Р-4 (1) – зона смешанной административно-деловой и реакционной застройки, не могут распространяться на спорный земельный участок, поскольку документы ООО «ответчик» в отношении данного участка получены до принятия Правил и в силу ч.8 ст.36 ГрК РФ приведение их в соответствии с Правилами не требуется.
Согласно п.27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.
Про проведении и организации государственной экспертизы соответствующая экспертная организация рассматривает и оценивает предоставленную Техническую документацию на предмет соответствия действующим техническим регламентам.
Градостроительный план № разработан в ДД.ММ.ГГГГ и утвержден в ДД.ММ.ГГГГ и таким образом на государственную экспертизу не предоставлялся. Согласно п.1 ч.1 ст.4 ФЗ от 29.12.2004г №191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» для получения разрешения на строительство не требовалось предоставление градостроительного плана.
Обстоятельства, указанные прокурором, уже являлись предметом исследований и получили оценку Арбитражным судом ..... области (л.д.104-127).
Согласно ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Администрация с.п. ..... обязана выдать ООО «ответчик» разрешение на строительство, в связи с чем соответствующее требование прокурора о запрете Администрации с.п. ..... муниципального района выдавать ООО «ответчик» разрешения на строительство на земельном участке с К№ до проведения документации по планировке территории в соответствии с требованиями «Правил землепользования и застройки сельского поселения .....», утвержденное Решением Совета депутатов сельского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ №, получения повторного положительного заключения государственной экспертизы и предоставления иных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство не только противоречит действующему законодательству, но и направлено на пересмотр вступившего в законную силу решения суда.
Ссылку прокурора на нарушение федерального законодательства, предъявляемого к обеспечению безопасности дорожного движения на АДРЕС и АДРЕС (ст.11 ФЗ от 10.12.1995г №196-ФЗ) суд находит не состоятельной, поскольку не представлены соответствующие доказательства. Так, прокурор ссылается на письма № СП ДПС ГИБДД (л.д.32-33,34-35) и 7 отдела ДПС (л.д.36), однако данные письма относятся к земельным участкам ЗАО «наименование», которые располагаются в ином месте.
Согласно п.38 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае несогласия с заключением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение 3 лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в экспертной комиссии, созданной указанным Министерством. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или не подтверждении заключения государственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, застройщика и технического заказчика. Решение экспертной комиссии о подтверждении или не подтверждении заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п.12 ст.49 ГрК РФ в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, законодатель определил круг лиц, для которых обязателен досудебный порядок обжалования экспертной проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, а именно застройщик, технический заказчик или их представитель. Прокурор не относится к данному кругу лиц, в связи с чем имеет право на обжалование непосредственно в суд.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Суд считает, что прокурором не пропущен трехлетний срок обращения в суд, поскольку об оспариваемой документации прокурору стало известно не ранее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
На основании вышеизложенного, суд находит требования прокурора подлежащими отклонению в полном объеме по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ..... городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «истец» к Администрации с.п. ....., Администрации ..... района, ООО «ответчик» и ГАУ ..... «ответчик2» о признании недействительными Проекта планировки территории, утвержденной Постановлением Администрации ..... муниципального района ..... области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки территории с размещением объектов соцкультбыта вдоль АДРЕС» в отношении земельного участка с К№ № площадью 10 000 кв.м, признании недействительным Градостроительного плана земельного участка №, признании недействительным положительного заключения государственной экспертизы №, выданное ГАУ ..... «ответчик2» ДД.ММ.ГГГГ, запрете Администрации с.п. ..... муниципального района выдавать ООО «ответчик» разрешения на строительство на земельном участке с К№ до проведения документации по планировке территории в соответствии с требованиями «Правил землепользования и застройки сельского поселения .....», утвержденное Решением Совета депутатов сельского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ №, получения повторного положительного заключения государственной экспертизы и предоставления иных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я :