Дело № 2а-10246/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 17 октября 2017 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Леоновой И.М.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Доможирова Е. В. к администрации города Вологды о признании незаконными действий, выразившихся в отказе согласования мест проведения публичных мероприятий,
установил:
Доможиров Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, мотивируя тем, что письмами от 02 октября 2017 года администрация города Вологды отказала ему в согласовании 30 мест проведения публичных мероприятий, ссылаясь на то, что по указанным в уведомлениях предполагаемых местах проведения публичных мероприятий, ранее были согласованы иные публичные и культурно-массовые мероприятия. При этом не предложил альтернативное место и/или время проведения публичных мероприятий. Считает, что отказ в согласовании публичных мероприятий нарушает его права на проведение публичных мероприятий, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является незаконным. При этом основания для отказа в согласовании проведения публичных мероприятий, указанные в части 3 статьи 12 Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», отсутствуют. Административный ответчик не представил ни обоснования, ни предложений иных мест проведения публичных мероприятий; не указал какие именно культурно-массовые и публичные мероприятия в заявленных местах и в заявленное время не позволят ему провести публичные мероприятия. Считает, что согласование ранее иных публичных мероприятий невозможно, так как он подал уведомления 03 октября 2017 года первым в данный рабочий день и в максимальный срок – не ранее 15 дней. Оспариваемые действия противоречат правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 02.04.2009 № 484-О-П. В отношении 9 мест проведения публичных мероприятий административный ответчик не представил никакого ответа, несмотря на то, что 04 и 05 октября 2017 года он лично приходил в структурное подразделение Администрации города Вологды для подачи последующих уведомлений.
Просил признать незаконными действия Администрации города Вологды, выразившиеся в отказе согласовать публичное мероприятие в форме пикетирования с 18 октября 2017 года с 11 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресам: г.Вологда, Торговая площадь, между домом 6 и остановочным комплексом; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 36; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 40; г.Вологда, вблизи дома по пр.Победы, 25; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и ул.Предтеченская, в пешеходной зоне с торца дома по ул.Предтеченская, 54; г.Вологда, на площадке перед домом ул.Октябрьская, 2; г.Вологда, в уширении пешеходной зоны вблизи дома ул.Мира, 38 у «Почта России»; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 34, примыкающего к скверу, где расположен памятник авиаконструктору С.В. Ильюшину; г.Вологда, с торца дома по пр.Победы, 21; г.Вологда, Торговая площадь, вблизи дома 2а; г.Вологда, Торговая площадь, часть тротуара от остановки «Центр», по направлению к дому по ул.Орлова, 4а; г.Вологда, на площадке вблизи дома по пр.Победы, 20; г.Вологда, вблизи дома по М.Ульяновой, 8; г.Вологда, Кировский сквер; г.Вологда, в сквере пр.Победы, между домами 20 и 25; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и ул.Предтеченская, в пешеходной части вблизи дома по ул.Герцена, 20; г. Вологда, на бульваре по ул.Пушкинской, между домами Советский пр., 6 и ул.Пушкинская, 15; г.Вологда, с торца дома по ул.Козленской, 8; г.Вологда, пл.Свободы, между домами 1 и 2 по пр.Победы; г.Вологда, площадь Революции; г.Вологда, ул.Мира, между домами 5 и 9; г.Вологда, тротуар на перекрестке Советский пр., 2 и М.Ульяновой, д.1; г.Вологда, Торговая площадь, вблизи дома по пр.Победы, 10; г.Вологда, в Театральном сквере, в пешеходной части по ул.Батюшкова; г.Вологда, бульвар по ул.Пушкинской, вблизи дома № 41; г.Вологда, бульвар по ул.Пушкинской, между домами 9 и 11 по ул. Козленской; г.Вологда, вблизи дома 4 по ул.Октябрьской, на повороте к ул.Батюшкова; г.Вологда, ул.Октябрьская, у остановочного комплекса у Театра для детей и молодежи; г.Вологда, вблизи дома 1 по ул.Мира; г.Вологда, между домами 22 и 30 по ул.Мира, (территория вне площади у ЦУМа); отнести на административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании административный истец Доможиров Е.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав административного истца, свидетеля ФИО1, изучив материалы дела, и оценив собранные по нему доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из положений статей 218 и 227 КАС РФ следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации данного конституционного права регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как предусмотрено частью 3 этой же статьи, орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм национального законодательства, определение пригодности места и времени проведения публичного мероприятия является в данном случае дискреционным полномочием органа местного самоуправления, который, исходя из конкретных обстоятельств, в интересах общественного порядка и защиты прав и свобод других лиц может отказать в согласовании места и (или) времени публичного мероприятия.
Исходя из того, что конституционное право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, оно не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера; предложенный вариант проведения публичного мероприятия должен учитывать возможность достижения правомерных целей этого мероприятия (свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики) и соответствовать его социально-политическому значению (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 484-О-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года № 3-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года № 705-О-О).
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что 03 октября 2017 года Доможиров Е.В. уведомил администрацию города Вологды о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования 18 октября 2017 года с 11 часов 00 минут до 20 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников до 10 человек по следующим адресам: г.Вологда, Торговая площадь, между домом 6 и остановочным комплексом; г.Вологда, Каменный мост; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 36; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 40; г.Вологда, в пешеходной части у дома по ул.Ленина, 21, вблизи киоска Роспечати; г.Вологда, вблизи дома по пр.Победы, 25; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и ул.Предтеченская, в пешеходной зоне с торца дома по ул.Предтеченская, 54; г.Вологда, вблизи дома по ул.Ленина, 5; г.Вологда, пешеходная зона набережной реки Вологды, вблизи дома ул.Ленина, 19а; г.Вологда, на площадке перед домом ул.Октябрьская, 2; г.Вологда, в уширении пешеходной зоны вблизи дома ул.Мира, 38 у «Почта России»; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 34, примыкающего к скверу, где расположен памятник авиаконструктору С.В. Ильюшину; г.Вологда, с торца дома по пр.Победы, 21; г.Вологда, Торговая площадь, вблизи дома 2а; г.Вологда, Торговая площадь, часть тротуара от остановки «Центр», по направлению к дому по ул.Орлова, 4а; г.Вологда, на площадке вблизи дома по пр.Победы, 20; г.Вологда, вблизи дома по М.Ульяновой, 8; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и Предтеченская, в пешеходной зоне вблизи дома ул.Герцена, 29; г.Вологда, Кировский сквер; г.Вологда, вблизи дома по ул.Ленина, 2 со стороны ул.Ленина; г.Вологда, в сквере пр.Победы, между домами 20 и 25; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и ул.Предтеченская, в пешеходной части вблизи дома по ул.Герцена, 20; г. Вологда, на бульваре по ул.Пушкинской, между домами Советский пр., 6 и ул.Пушкинская, 15; г.Вологда, с торца дома по ул.Козленской, 8; г.Вологда, ул.Батюшкова, между домами 9 и 11 (территория вне площади у ЦУМа); г.Вологда, пл.Свободы, между домами 1 и 2 по пр.Победы; г.Вологда, площадь Революции; г.Вологда, ул.Мира, между домами 5 и 9; г.Вологда, пр.Победы, между домами 10 и 11; г.Вологда, тротуар на перекрестке Советский пр., 2 и М.Ульяновой, д.1; г.Вологда, Торговая площадь, вблизи дома по пр.Победы, 10; г.Вологда, в Театральном сквере, в пешеходной части по ул.Батюшкова; г.Вологда, бульвар по ул.Пушкинской, вблизи дома № 41; г.Вологда, бульвар по ул.Пушкинской, между домами 9 и 11 по ул. Козленской; г.Вологда, вблизи дома 4 по ул.Октябрьской, на повороте к ул.Батюшкова; г.Вологда, ул.Октябрьская, у остановочного комплекса у Театра для детей и молодежи; г.Вологда, вблизи дома 1 по ул.Мира; г.Вологда, между домами 22 и 30 по ул.Мира, (территория вне площади у ЦУМа); г.Вологда, ул.Благовещенская, площадь у ЦУМа. Целью проведения публичных мероприятий является информирование о гражданине Российской Федерации Навальном А.А.
В своих ответах 03 октября 2017 года Административный департамент администрации города Вологды указал, что 18 октября 2017 года по указанным в уведомлениях местах администрацией города Вологды ранее согласованы проведение иных публичных мероприятий. Заявителю, в целях недопущения нарушений прав и свобод других лиц, в связи с ограниченностью территории в месте проведения публичных мероприятий, предложено определить иные места проведения публичных мероприятий.
Представленными административным ответчиком документами подтверждается проведение по вышеперечисленным адресам: г.Вологда, Торговая площадь между домом 6 и остановочным комплексом; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 36; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 40; г.Вологда, вблизи дома по пр.Победы, 25; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и ул.Предтеченская, в пешеходной зоне с торца дома по ул.Передтеченской, 54; г.Вологда, на площадке перед домом ул.Октябрьская, 2; г.Вологда, в уширении пешеходной зоны вблизи дома по ул.Мира, 38 у «Почта России»; г.Вологда, вблизи дома по ул.Мира, 34, примыкающего к скверу, где расположен памятник авиаконструктору С.В.Ильюшину; г.Вологда, с торца дома по пр.Победы, 21; г.Вологда, торговая площадь, вблизи дома 2а; г.Вологда, Торговая площадь, часть тротуара от остановки «Центр», по направлению к дому по ул.Орлова, 4а; г.Вологда, на площадке вблизи дома по пр.Победы, 20; г.Вологда, вблизи дома по ул.М.Ульяновой, 8; г.Вологда, Кировский сквер; г.Вологда, в сквере пр.Победы, между домами 20 и 25; г.Вологда, у перекрестка ул.Герцена и ул.Предтеченская в пешеходной части вблизи дома по ул.Герцена, 20; г.Вологда, на бульваре по ул.Пушкинской, между домами Советский пр., 6 и ул.Пушкинская, 15; г.Вологда, с торца дома по ул.Козленской, 8; г.Вологда, пл.Свободы, между домами 1 и 2 по пр.Победы; г.Вологда, площадь Революции; г.Вологда, ул.Мира, между домами 5 и 9; г.Вологда, тротуар на перекрестке Советский пр., 2 и М.Ульяновой, 1; г.Вологда, Торговая пл., вблизи дома по пр.Победы, 10; г.Вологда, в Театральном сквере, в пешеходной части по ул.Батюшкова; г.Вологда, бульвар по ул.Пушкинской, вблизи дома 41; г.Вологда, бульвар по ул.Пушкинской, между домами 9 и 11 по ул.Козленской; г.Вологда, вблизи дома 4 по ул. Октябрьской, на повороте к ул.Батюшкова; г.Вологда, ул.Октябрьская, у остановочного комплекса у Театра для детей и молодежи; г.Вологда, вблизи дома 1 по ул.Мира; г.Вологда, между домами 22 и 30 по ул.Мира (территория вне площади у ЦУМа, 18 октября 2017 года иных публичных и культурно-массовых мероприятий, согласованных администрацией города Вологды ранее (ФИО2, ФИО3, ФИО4), подавших уведомления 02 октября 2017 года, то есть в установленный ч.1 ст.7 54-ФЗ срок. В связи с чем, Доможирову Е.В. было предложено определить иные места проведения публичных мероприятий.
По остальным уведомлениям о согласовании публичных мероприятий административному истцу Административным департаментом Администрации города Вологды дан ответ № об их согласовании с учетом постановления Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 года № 4-П.
В соответствии с ч. 1 ст.7 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Учитывая это, 17.10.2017 года – день до проведения публичного мероприятия, 02 октября 2017 года - возможная дата подачи уведомления. Уведомления о проведении публичных мероприятий на 18 октября 2017 года были поданы иными лицами в Административный департамент 02 октября 2017 года, а административным истцом позже – 03 октября 2017 года.
Необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.
При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.
Таким образом, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.
Судом установлено, что уполномоченный орган власти данные требования закона выполнил, обосновав свое решение, предложив изменение мест проведения публичных мероприятий необходимостью соблюдения баланса интересов.
Заявителю было предложено провести мероприятия в иных определенных им местах в порядке, установленном действующим законодательством, с учетом обеспечения безопасности граждан, соблюдения общественного порядка, в связи с чем заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», права и законные интересы административного истца обжалуемыми ответами не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не создано.
Для предложения иных мест проведения публичных мероприятий имелись объективные причины, являющиеся достаточными.
Довод административного истца о том, что в ответах Административного департамента администрации города Вологды на уведомления отсутствуют достаточные обоснования для предложения об изменении мест проведения публичных мероприятий, суд считает несостоятельным, поскольку нормами закона предусмотрена оценка уполномоченным органом возможности проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Такая оценка уполномоченным органом исполнительной власти проведена, мотивы, по которым заявителю было предложено определить иные места, содержатся в ответах.
На основании изложенного, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение ими прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем требования Доможирова Е.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Доможирова Е. В. к администрации города Вологды о признании незаконными действий, выразившихся в отказе согласования мест проведения публичных мероприятий отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.М.Леонова
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2017.