АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
30 августа 2010. Дело №А53-15945/2010
Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2010.
Решение в полном объеме изготовлено 30.08.2010.
Арбитражный суд Ростовской области
в составе судьи Липатовой Веры Ивановны
при ведении протокола судебного заседания судьей Липатовой Верой Ивановной,
рассмотрев дело по заявлению Южного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича
к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от заявителя: Гаевский С.В. (доверенность от 08.06.2010 № 1836/10),
установил:
Южное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также его представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предстаивтель заявителя заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения от 08.12.2009 по делу №А53-27744/2009. Ходатайство судом удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.
Через канцелярию суда от Болдырева Юрия Васильевича поступило заявление от 13.08.2010 № 32, в котором он просил суд рассмотреть дело без его участия. С нарушениями, указанными в протоколе, согласен. Предстаивтель заявителя, ознакомившись с документом, не возражал против удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие предпринимателя и его приобщения к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.
Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить. Пояснил, что проверка проведена с соблюдением действующего законодательства. Индивидуальным предпринимателем Болдыревым Юрием Васильевичем совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно он осуществлял деятельность по перевозке пассажиров на коммерческой основе с нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий.
Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд установил следующее.
Болдырев Юрий Васильевич является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 от 22.10.2004 серия 61 № 004133219.
Индивидуальному предпринимателюБолдыреву Юрию Васильевичу выдана лицензия от 14.08.2002 № АСС-61-0062459 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, сроком действия до 15.08.2012.
В период проведения первого этапа оперативно-профилактической операции "Автобус" 12.07.2010 сотрудниками ГИБДД города Волгодонска при контроле работы на линии городского пассажирского транспорта, подлежащего лицензированию, выявлены транспортные средства, на которых осуществилась перевозка пассажиров с нарушением части 1 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Среди таких транспортных средств выявлено и транспортное средство, принадлежащее индивидуальному предпринимателю Болдыреву Юрию Васильевичу (ГАЗ 322132, государственный номер СН 594-61, водитель Шевченко Роман Тарасович).
Факты нарушений транспортного законодательства выразились, по мнению заявителя, в осуществление индивидуальным предпринимателем Болдыревым Юрием Васильевичем предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подпунктом 4. "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
Уведомлением от 26.07.2010 Болдырев Юрий Васильевич был предупрежден о необходимости прибыть 29.07.2010 к 16 час. 30 мин. в Южное управление госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для составления протокола об административной правонарушении.
29.07.2010 в 16 часов 30 минут главным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора Южного управления госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Потылицыным М.Б. составлен протокол № 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальному предпринимателю Болдыреву Юрию Васильевичу разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Индивидуальный предприниматель Болдырев Юрий Васильевич с протоколом ознакомлен, копию протокола получил.
В объяснениях, данных 29.07.2010, индивидуальный предприниматель Болдырев Юрий Васильевич пояснил, что "нарушения подтверждаю, с водительским составом будет проведена профилактическая работа…".
В соответствии со статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Южное Управление государственного автодорожного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" установлен перечень лицензионных требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом. К ним относятся: выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности; соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания до врачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 №27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что на транспорте, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Болдыреву Юрию Васильевичу, осуществлялась перевозка пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Так, на автобусе ГАЗ 322132 (государственный норме СН 594 61/ rus) водитель Шевченко Роман Тарасович, состоящий в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем Болдыревым Юрием Васильевичем, перевозил 14 человек в автобусе вместимостью 13 человек, что является нарушением статьи 29 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ, абзаца 2 пункта 22.8 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, пунктами 5.2.5., 5.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 №27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
Как было установлено судом, материалами дела подтверждено, надлежащего контроля за соблюдением водителями безопасности автобусных перевозок в ходе их работы на маршрутах, а именно, норм вместимости автобусов индивидуальным предпринимателем Болдыревым Юрием Васильевичем произведено не было.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Болдыревым Юрием Васильевичем совершено правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный в ходе проверки факт правонарушения подтвержден материалами дела: объяснениями индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича, протоколом об административном правонарушении от 29.07.2010 № 3.
Вина индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича выразилась в том, что он должен был соблюдать лицензионные требования и условия.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Болдырев Юрий Васильевич не предпринял всех необходимых мер по соблюдению им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, при осуществлении им деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и эксплуатацией транспортных средств.
Несоблюдение индивидуальным предпринимателем Болдыревым Юрием Васильевичем правил по осуществлению деятельности, подлежащей лицензированию, а именно осуществление деятельности по перевозке пассажиров на коммерческой основе с нарушением лицензионных требований свидетельствует о пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к формальным требованиям публичного порядка.
Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).
Порядок привлечения индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича к административной ответственности заявителем не нарушен. Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено, а, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах действия индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
При вынесении наказания суд учитывает тот факт, что индивидуальный предприниматель Болдырев Юрий Васильевич признает свою вину в совершенном правонарушении. Вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что индивидуальный предприниматель Болдырев Юрий Васильевич ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлекался, что подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2009 (дело № А52-27744/2009), которое вступило в законную силу 23.12.2009.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данному в постановлении от 24.03.06 № 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
С учетом изложенного, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, усматривается повторность совершения однородного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, суд считает, что вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
С учетом изложенного, суд считает возможным привлечь индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в размере 3000 рублей.
Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации. При подаче заявления в суд заявителем государственная пошлина не уплачивалась, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Болдырева Юрия Васильевича, 12.04.1956 года рождения, уроженца города Волгодонска Ростовской области, проживающего по адресу: Ростовская область, город Волгодонск, ул. Ленина, д. 69, кв. 31, ИНН 614300874056, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
Оплату штрафа произвести по следующим банковским реквизитам:
получатель УФК по Ростовской области (ЮУГАНД Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет 40101810400000010002, в ГУРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области, БИК 046015001, ИНН 6164028158, КПП 616401001, ОКАТО 60401000000, КБК 10611690040040000140.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья В.И. Липатова