Решение по делу № 3а-658/2016 от 05.09.2016

Дело № 3а-658/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2016 года г.Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего Вегель А.А.,

при секретаре Коробовой Ю.Е,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО обратился в Алтайский краевой суд с административным иском к Администрации Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра по Алтайскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 647 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 998 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере их рыночной стоимости равной <данные изъяты> рубля и <данные изъяты>, соответственно, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, ссылаясь на предусмотренный законом судебный порядок разрешения заявленного требования в связи со значительным расхождением кадастровой стоимости каждого участка с его рыночной стоимостью.

Требования мотивированы тем, что ФИО является собственником земельного участка с кадастровым номером *** и арендатором земельного участка с кадастровым номером ***. Кадастровая стоимость первого земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей, а второго в размере <данные изъяты> рублей и является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке и положительными экспертными заключениями. Результаты определения кадастровой стоимости каждого земельного участка затрагивают права и обязанности ФИО, поскольку размер кадастровой стоимости влияет как на размер земельного налога, так и арендной платы.

Дело рассмотрено по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с привлечением к участию в качестве административных ответчиков Администрации Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту – Управление Росреестра по Алтайскому краю), в качестве заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю), Главного управления имущественных отношений Алтайского края, Администрации <адрес>, ФИО

    Главным управлением имущественных отношений Алтайского края (л.д. 175-178), Администрацией Алтайского края (л.д. 166-167), Управлением Росреестра по Алтайскому краю (л.д. 157-158), ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (л.д. 161-163), Администрацией <адрес> (л.д. 169-170) представлены письменные отзывы на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО уточнил заявленные требования в письменном виде и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рубля по состоянию на ДД.ММ.ГГ, земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

     Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца ФИО, свидетеля ФИО, составившего отчеты об оценке вышеуказанных земельных участков, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Из материалов дела следует, что ФИО на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, ***-з от ДД.ММ.ГГ, Главным управлением имущественных отношений Алтайского края предоставлен за плату во временное владение и пользование на срок десять лет земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 998 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации объектов торговли. Расчет арендной платы производится с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 12-23).

Кроме того, ФИО является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 647 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для эксплуатации административного здания. На данном участке расположены принадлежащие административному истцу по праву собственности нежилые помещения (л.д. 57, 58).

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО А.И. является плательщиком земельного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, установление в отношении приведенных выше объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю и кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от от ДД.ММ.ГГ, названные выше земельные участки вошли в Перечень земельных участков, который утвержден постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края». Земельный участок с кадастровым номером *** поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации административного здания, уточненная площадь – 647 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Земельный участок с кадастровым номером *** поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации объектов торговли, уточненная площадь – 998 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков в данном случае является ДД.ММ.ГГ (л.д. 21, 86, 161-163).

Для подтверждения рыночной стоимости земельных участков истцом представлены отчеты *** и *** ООО «<данные изъяты>» (оценщик ФИО), и положительные экспертные заключения.

Между тем, в связи с наличием письменных возражений Главного управления имущественных отношений Алтайского края и Администрации <адрес>, представителем административного истца представлены новые отчеты и положительные экспертные заключения с исправлением указанных в возражениях недостатков, копии данных документов вручены всем участвующим в деле лицам.

Таким образом, для подтверждения рыночной стоимости земельного участка с соблюдением требований ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности представлены отчеты *** и *** ООО «<данные изъяты>» (оценщик ФИО), согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 647 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты> рубля; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 998 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты> рублей.

На отчеты вновь представлены положительное экспертные заключения, подготовленное экспертами Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «<данные изъяты> <данные изъяты>», членом которой является оценщик ФИО Каждое положительное экспертное заключение содержит выводы о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а также выводы о подтверждении стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в отчете.

Исследовав вновь представленные отчеты об оценке и экспертные заключения, выслушав оценщика ФИО, суд приходит к выводу, что отчеты об оценке соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанной в каждом из них итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Из данного отчета, пояснений ФИО следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации и Алтайском крае на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ рынка деловой недвижимости <адрес> с использованием журнала «Недвижимость Алтай», сайта http /www.avito.io, http/www.altairegion-im.ru/zemlya/barnaul/auction_2014/.index.html.

При определении рыночной стоимости каждого земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.

Для сравнения по каждому земельному участку выбраны три объекта – аналога, расположенных в <адрес>, использованы объекты-аналоги, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам 3 объекта-аналога находятся в аренде, в результате сопоставления каждого оцениваемого земельного участка с объектами – аналогами применены соответствующие корректировки по местоположению участков, по виду прав, по площади, по дате предложения, на торг. Оценщиком составлены таблицы определения рыночной стоимости.

Отчеты об оценке подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование и являющимся членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «<данные изъяты>» <данные изъяты>»; содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка; мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержат анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененного подхода; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.

Положительнее экспертные заключения соответствуют требованиям статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Экспертами установлено, что метод оценки в рамках сравнительного подхода является обоснованным, выполненный расчет соответствует выбранному методу, приведен в каждом отчете в полном объеме и позволяет проверить полученный результат.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для каждого конкретного земельного участка.

Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся во вновь представленных заявителем отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчетах и экспертных заключениях выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанной в отчетах, у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** и с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке – <данные изъяты> рубля и <данные изъяты> рублей, соответственно.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> площадью 647 кв.м., в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рубля, по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 998 кв.м., в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Вегель

3а-658/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Штолер В.И.
Ответчики
Управление Росреестра
Администрация Алтайского края
Другие
Главное управление имущественнных отношений Алтайского края
Администрация г. Барнаула
ФГБУ ФКП Росреестра
Абросимов А.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
05.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
05.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2016[Адм.] Судебное заседание
21.10.2016[Адм.] Судебное заседание
26.10.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее